Реконструкция Ленинского проспекта

Кину свои две копейки в мега-срач о реконструкции Ленинского. По интернетам ходит два варианта — первый, видимо, принадлежит московскому Дептрансу и активно продвигается «Городскими проектами» Каца и Варламова. Предлагается построить вдоль всего Ленинского линию «скоростного трамвая», велодорожки и прогулочные зоны. Вот видео с красивым макетом (пересечение с улицей Строителей):

Второй проект предусматривает строительство нескольких тоннелей и эстакад, принадлежит Департаменту строительства и рекламируется экспертным центром «Пробок.нет». Вот пересечение с Университетским проспектом и улицей Дмитрия Ульянова, это примерно те же края:

leninsky

Здесь трамвай не предусматривается, зато исчезают «ненужные» светофоры на основной «вылетной магистрали» — за счет строительства тоннеля.

Я решил тоже попробовать свои силы в виртуальной реконструкции Ленинского. Для начала — попробую сформулировать основные проблемы, которые необходимо решить:

— Ленинский сегодня является «гибридом» городской улицы и вылетной магистрали
— Проспект находится между двумя линиями метро, но они оказываются «равно неудобными» для его жителей
— Общественный транспорт, движущийся «вдоль» проспекта, неудобен для всех — его пассажировместимость невелика, а выделенная полоса создает неудобства для автомобилистов
— Проспект «разрывает» пересекающие его улицы
— Светофорные пересечения неудобны для «транзитного» транспорта, движущегося по проспекту

Соответственно, вношу следующее предложение — в виде доработанной в Фотошопе картинки «Пробок.нет» (прошу не ругать за Mad Skillz):

leninsky-the-best

Что предлагается? Во-первых, явно разделить «городскую улицу» и «автомагистраль» — примерно так, как это сделано в Нью-Йорке с Interstate 95. Чем мне нравится наш XXI век — так это тем, что любой дурак может знакомиться с вещами, о которых раньше писали разве что в каких-то специализированных учебниках — а сегодня для изучения «передового градостроительного опыта» достаточно лишь открыть гугловские панорамы. Посмотрите, это действительно интересно. «Магистраль» проложена ниже уровня земли, и имеет в черте города считанные по пальцам exit’ы — то есть места, где на нее можно въехать и выехать с нее в город. Для Ленинского такими exit’ами можно сделать, к примеру, въезд с ТТК, пересечения с Университетским и Ломоносовским проспектами, с улицами Кравченко, Лобачевского, с проспектом Вернадского и МКАД. Три полосы магистрали всегда «транзитные» — то есть, въехав на Ленинский в районе ТТК и встав в одну из этих полос, можно спокойно без перестроений ехать до МКАД и далее.

Все остальные пересечения въездами-выездами не снабжены — там просто перекинут мост (естественно, с широким тротуаром для пешеходов — чтобы не разрывать пресловутое «городское пространство»). На картинке его можно увидеть метрах в 500 от пересечения с Университетским проспектом, будем считать, что это Молодежная улица. Точно так его могут пересекать улицы Губкина, Ляпунова, Бардина, Несмеянова, Зелинского и Молодежная.

В качестве «городской улицы» предлагаются два двухполосных дублера. Естественно, что по ним может ходить и городской общественный транспорт (на магистрали ему делать нечего), хотя основной его задачей должен быть подвоз пассажиров к ближайшим станциям метро. Возможно, что более разумным было бы пустить его в основном по параллельным проспекту улицам (например, по улице Вавилова или Фотиевой). Впрочем, это уже другие вопросы. Так как две полосы в каждом направлении — это не очень много, то в сравнении с проектом «Пробок.нет» на дублерах предусмотрены парковочные «карманы», а остановки ОТ, движущегося по дублерам, вынесены вперед (иногда есть и от Каца польза, это я подсмотрел у него).

Вместо нарисованных «Пробок.нет» тротуарчиков на газонах, разделяющих «магистраль» и дублеры (удовольствие гулять по таким — ниже среднего), там пущен модный скоростной трамвай (вот он, красненький, слева, я его любовно перерисовал из автобуса). Естественно, в самом модном среди урбанистов варианте — когда прямо на рельсы уложен газон. В отличие от кацевского варианта, для того, чтобы подойти к трамвайной остановке, не надо перебегать четырехполосную дорогу, где ездят «Мерседесы» с мигалками. И никаких «выделенных полос»! В ситуации, когда вдоль проспекта ходит трамвай по совершенно обособленным путям, вводить выделенные полосы на дублерах просто бессмысленно.

Возникает вопрос: а влезет ли вся эта радость «и нашим и вашим»? Давайте посчитаем. Ширина Ленинского в этом месте «от тротуара до тротуара» — 86 метров. Мы хотим впихнуть сюда 5+5 полос «магистрали», 4 полосы дублеров, трамвайные линии на газонах и разделитель. Предположим, что ширина полосы «магистрали» — 3,5 метра, а ширина полосы «дублера» (сюда же включим и карманы) — 3 метра. По данным Каца с Варламовым, для двухпутной трамвайной линии требуемая ширина составляет около 10 метров. Положим на однопутную линию 5 метров. Разделительную полосу посреди «магистрали» сделаем шириной 3 метра. Считаем: 3,5*10+3*6+2*5+3=35+18+10+3=66 — и останется немалый такой запас на всякие «стенки», разделители и прочее (и на всякие «ошибки» — например, можно расширить полосы на магистральной части до 4 метров).

В качестве дисклеймера — из всей мировой урбанистической науки я знаю только понятия дорожного движения, а в фотошопе владею буквально двумя-тремя приемами, и весь этот пост представляет собой не заслуживающее внимания дилетантское мнение, подкрепленное чудовищно некомпетентными аргументами и кривым фотошопом.

Реконструкция Ленинского проспекта: 3 комментария

  1. Приветствую.
    Именно твоя схема реализована в Новосибирске. Называется ул. Ипподромская. Проходит через весь центр города без единого перекрёстка или светофора. Сравнительно недавно там даже подняли разрешенную скорость до 80км, что не подняло аварийность.
    В часы пик проблемы на выезде с ипподромки, но на южном его конце (Южная площадь) скоро закончат двухуровневую развязку и будет людям счастье.
    Сейчас не в часы пик добрался до ипподромки — считай проехал город.

    В общем, тебе надо двигать твой вариант уже по-взрослому.

    1. Ну да, «идеологически» очень похоже. Но в Нью-Йорке пешеходные мостики сделаны чаще, а второстепенные улицы магистралью не перезаются (в Новосибирске, например, вполне возможно было бы соединить мостами «половинки» улиц Некрасова, Демьяна Бедного и Достоевского).

      В Москве тоже есть похожие места, например, Мосфильмовская улица в районе пересечения с Ломоносовским проспектом, или выезд с проспекта Вернадского на метромост — там тоже применяется конфигурация «магистраль плюс дублер» — но только локально, в местах пересечений с другими улицами.

    2. А вообще, по СНиПам на магистралях с шириной полосы 3,75 метра расчетная скорость движения — 120 км/ч — так что увеличение скорости движения до 80 км/ч еще оставляет запас «на нарушения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *