Выставка Маурица Корнелиуса Эшера в MMOMA

В очередной раз выбрался в город — с целью сходить на выставку Маурица Эшера в Московском музее современного искусства (или, как музей называет себя на сайте — MMOMA, Moscow Museum Of Modern Art — типа по-заграничному). Мауриц (иногда пишут «Морис») Эшер — известный голландский художник-график. Думаю, все видели его работы со всякими лентами Мебиуса или «невозможными фигурами»? Оказывается, творчество Эшера отнюдь не исчерпывается забавными парадоксами.

Но для начала — можно столкнуться с парадоксами планировки здания музея на Петровке 25. Посетитель музея радостно пробегает мимо главной лестницы, попадает к «черному ходу», и не менее радостно оказавшись на втором этаже, недоумевает — а где же выставка Эшера? С одной стороны — маленькая комнатка с эшеровскими гравюрами, с другой — какие-то «итальянские» фотографии. Я обратил внимание на некоторое сходство жмущихся друг к другу домиков с «фантастическими» гравюрами Эшера — но счел его случайным, после чего разумным показалось перейти к исследованию всего музея «сверху» — с третьего этажа.

На нем сейчас размещается выставка работ Яна ван Тоорна — «одной из самых ярких и влиятельных фигур в современном графическом дизайне Нидерландов». Честно говоря — я не воспринимаю «дизайн», как какое-то самостоятельное искусство. Дизайн без содержания — это своеобразное «искусство ради искусства», а «содержание» в работах ван Тоорна — в основном на голландском языке, которого я, разумеется, не знаю. Да, красиво, да, оригинально — но что должна подчеркивать эта оригинальность, остается неизвестным. Примерно то же самое можно сказать и об оформленных ван Тоорном плакатах к разнообразным художественным выставкам.

van-toorn-poster

Естественно, я не вылез из лесу, и знаю хотя бы, кто такие Шагал, Кандинский и Пикассо — но не имею представления ни об остальных перечисленных художниках, ни о музее Ван Аббе, ни о Маринусе Буземе. По большому счету, такого рода работы может полностью оценить только большой знаток — к которым я себя отнести не могу, как и высказать определенного мнения о выставке.

Не обнаружив на третьем этаже и намека на работы Эшера, пришлось перейти к подробному исследованию второго этажа — и начать с «выставки фотографий». Удивительно, но ни к одной из фотографий не было подписей. Тем больше было восторга от того, что в следующем зале оказались гравюры Эшера, относящиеся к раннему, «реалистическому» периоду его творчества — а фотографии лишь «дублировали» их, изображая те же самые места. Более того, гравюры и фотографии располагались «зеркально» — и два зала в каком-то смысле отражали друг друга. Впрочем, предложу для начала сравнить гравюру с видом деревни Атрани и современную фотографию:

escher-atrani

atrani-photo

Тот же самый вид оказывается и на одной из «метаморфоз»:

atrani-metamorphosis

Безусловно, есть нечто приятное и в том, что внимательный зритель может заметить статуэтку птицы из работ типа «Другой мир» на столе в «Натюрморте со сферическим зеркалом». В одном из залов демонстрируется фильм о творчестве художника — и в нем особенно обращается внимание на то, что многие элементы поздних «фантастических» работ повторяют элементы гравюр «итальянского» периода или эскизы того же времени. Многие из воспринимающихся «самостоятельными» работ оказываются всего лишь эскизами к сложным и парадоксальным композициям.

Если говорить о сложном и парадоксальном — то мое внимание очень привлекла «Выставка гравюр» (угадайте, чьих):

escher-print-gallery

При взгляде на нее мне очень хотелось произнести слова «риманова поверхность аналитической функции». Меня вроде как читают «действующие» математики, развейте мои сомнения — это мой глюк или в этом «определении» действительно что-то есть?

Кстати, что интересно — выставки Эшера и ван Тоорна проходят в рамках «Года Нидерландов в России». Вроде как его свернули после акции «Гринписа», или нет?

Скажу еще пару слов о прогулке по центру Москвы после посещения музея. Оценил вживую Большую Дмитровку — с узким тротуаром, бестолково заставленным торчащими прямо на проезжую часть лавочками и гранитными тумбами с цветными опилками, и вообще — часть новой «пешеходной зоны» в районе Кузнецкого моста. Сейчас там проводится бутафорская «рождественская ярмарка» — расставлены палатки, изображающие «европейский город перед Рождеством», висят гирлянды с фонариками, а по улице гуляют Санта-Клаусы. Получается этакая «сказочная» усредненная Европа — как мне кажется, по «сказочности» напоминающая что-то типа Диснейленда. По-моему, в желании представить Москву «европейским городом» кто-то перешел грань, отделяющую стилизацию от карикатуры. Интересно, как это воспринимают натуральные европейцы, которых по какой-то случайности занесло в Москву?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *