Про поп-идеологов

В комментарии RikkiMongoose к записи, где я делюсь ностальгическими и не очень воспоминаниями, увидел вот такой пассаж:

Тогда же прочитал того самого Паршева, через месяц разобрался, что в нём не так, и понял, что книги надо не юзать, а взламывать. Что примечательно: почти все последующие поп-идеологи, которых я листал, вплоть до Гайдара и ЖЖшных, разбирают мир абсолютно на уровне Паршева. Не доросли до Марксу.

Он очень созвучен моим мыслям о том, что «популярные» идеологи у нас оперируют категориями XVIII-XIX века. Но вот парадокс — как рассказывали знающие люди, в СССР, на всевозможных кафедрах марксизма-ленинизма было достаточно много своего рода «диссидентов», прекрасно знакомых с современными направлениями философской мысли. При этом «марксизм-ленинизм» — навеки оставшаяся в середине XIX века идеология, тем более — в ее советском изложении.

А что сейчас? Вся современная литература доступна, а то и переведена — казалось бы, чего еще желать? Но, скажем, «передовой» антирелигиозный пафос сейчас — это что-то наподобие идей французских просветителей. Даже, к примеру, критерий Поппера в его популярном изложении превращается в своеобразный догмат, наподобие «доказательств» (не)существования Бога, приводившихся разнообразными философами — типа «гипотеза о существовании Бога ненаучна, следовательно, Бога нет». Но что вообще означает «научность» или «ненаучность» того или иного утверждения? Да ничего, собственно, и не означает. Другие, более интересные, на мой взгляд, идеи Поппера вообще для публики, считающей себя «просвещенной», недоступны.

При этом такой «деградацией» поражены не только «народные трибуны», но и вполне себе профессионально занимающиеся «околофилософскими» вещами граждане. Парадокс, но современная доступность любой информации не приводит к всеобщему просвещению, скорее наоборот.

Про поп-идеологов: 2 комментария

  1. Так потребитель информации туп и необучен, точнее, уже обучен реагировать на бренды и рекламу. Поэтому если у информации (в том числе и философской) нет ни бренда, ни рекламы, то до потребителя она не дойдёт, а так и будет лежать на нижней полке супермаркета информации.

    1. Я не совсем про «потребителей», а скорее про opinion leader’ов — которые должны отличать «модное» от «современного». Тот же марксизм, скажем, так бы и остался теорией, если бы не был доступно пересказан. А сейчас вместо пересказа получаем в лучшем случае начетничество, в худшем — карго-культ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *