Прикладная постсоветология

[info]marina_yudenich сообщает о происках буржуазных разведок в этих ваших интернетах.

ciabook

Как и положено параноику, я должен был бы нажать на кнопочку «Repost», а заодно начать обвинять всех, кто отклоняется от Генеральной линии Партии в работе на ЦРУ. Впрочем, если бы каждому из них пришла в голову мысль получить причитающиеся 30 сребренников, то в Лэнгли очень удивились бы количеству невесть откуда взявшихся «прапорщиков уоррент-офицеров ЦРУ».

Но до такой степени моя паранойя все-таки не доходит, да и «отклонения от генеральной линии» объясняются несколько проще. Возьмем, например, все того же [info]muacre, предлагавшего недавно обустроить Россию. В чем суть его предложений? Это радикальнейший экономический либерализм XVIII-XIX века, с государством в роли «ночного сторожа» — декларированный Адамом Смитом еще в 1776 году принцип «laissez-faire». В приличном обществе эа такие взгляды принято бить канделябрами — вся стройная теория о «невидимой руке рынка» рухнула во времена Великой Депрессии.

Или возьмем вопрос о религии. В жежешечке буквально до хрипоты спорят люди, придерживающиеся не менее древних взглядов французских просветителей. Смотрите сами: «душить попов» предлагал Поль Гольбах. «Нравоучительной сказкой для быдла» (но полезной, а то быдланы друг друга пережут) считал религию Ламетри. «Бог есть, но церковь как организация не нужна» — это точка зрения Вольтера.

Я уж не говорю о популярности теории «общественного договора», принадлежащей Руссо. А что происходит с другой стороны «идейных» баррикад? С первого взгляда, все нормально, встречаются даже марксисты. Но поскреби такого марксиста — и обнаружишь, что верит он не в учение Маркса, а в утопический социализм, самим же Марксом жестоко раскритикованный.

Довольно забавно выглядит, когда лучшая и думающая (по крайней мере, способная выразить свои мысли в письменной форме) часть общества оперирует категориями XVIII-XIX века.

PS В качестве эксперимента можно было бы попробовать «популярно изложить» в специально созданной жежешечке (точнее, сейчас модно использовать dreamwidth) труды П. А. Кропоткина (не называя, конечно, первоисточник). Уверен, что определенный отклик (и даже регулярные попадания в ТОП) практически гарантированы. Впрочем, есть мнение, что идеи «свободы и равенства» как минимум среди айтишников найдут если не поддержку, то понимание.

Прикладная постсоветология: 1 комментарий

  1. Уточнение — миф о «волшебной руке» рухнул не в Великую Депрессию 30х годов, в супер-великий кризис 70-80х годов 19-го века, который является точным двойником нынешнего, только вместо пузыря ипотеки тогда лопнул пузырь железных дорог.

    Вот тот кризис, который едва не превратил (а может и превратил) Ньй-Йорк в нынешний Дейтройт, каким его представлют русским, научил буржуев, что если они хотят продать товар, то вначале должны дать денег покупателям. В 1907м году ДжиПиМорган собственноручно от имени государства выколачивал из банкиров деньги на покупку кукурузы по завышенным ценам (Гайдар крутится в гробу; Ясин — маразматик, ему пофиг), а в следующую пятилетку произошло неслыханное для США — там создали подобие центробанка. Хоть и кастрированного по самые эти самые, но все таки под каким никаким влиянием государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *