Про МКАД

Когда я был еще совсем-совсем маленьким :) и перешел из люберецкой в московскую школу, то среди предметов появилось абсолютно новое для меня «Москвоведение». Большое счастье, что изучал я его всего год — потому что выдержать то ли шестой, то ли пятый урок в обществе нашей тогдашней географички было, мягко говоря, непросто. Из географии в 8 классе я помню только честно списанный с листочка на столе преподавательницы список рек с названиями (признаюсь честно, выучить, где находится Аргунь с Сухоной — а всего в списке было порядка сотни названий — довольно сложно, а найти их на контурной карте без подписей, но с номерами — и того сложней), а из москвоведения — фразу из «исторического» параграфа в учебнике — «Юрий Долгорукий основал Москву на пересечении важнейших торговых путей».

Видимо, еще со времен Московского княжества и сложилась нынешняя транспортная структура России — когда маршрут что из Астрахани в Архангельск, что из Смоленска в Самару непременно проходит через Москву. «Важнейшие торговые пути» времен Юрия Долгорукого первратились в современные железные и автомобильные дороги, а Москва из пункта сбора мзды с проезжающих превратилась в столицу России (злые языки говорят, что это примерно одно и то же). Так или иначе, но Москву совершенно справедливо называют «городом на окраине транспортного узла» — что-то типа поселка при железнодорожной станции или деревни рядом с автотрассой, только в соответствующем масштабе.

Естественно, что жить на окраине транспортного узла неудобно — поэтому исторически «общепринятой» является ситуация, когда город возникает в глубокой древности на окраине какого-то «пути из варяг в греки», путь превращается сначала в железную, а потом и в автомобильную дорогу — а затем, чтобы не гонять транзитный транспорт через город, вокруг города строится объездная дорога. Выглядит это, например, так:

tver-objezd

Для Москвы же, лежащей не на одной магистрали, а на целом «пучке» дорог, выходящих во всех направлениях, объездная дорога может иметь только кольцевую форму. Собственно, такой «объездной дорогой» стала Московская Кольцевая Автомобильная Дорога, или попросту МКАД, построенная в 60-х (хотя отдельные участки будущей кольцевой дороги были построены еще во время войны), и серьезно реконструированная в 90-х. Впрочем, я не хочу играть в Капитана Очевидность и дальше — замечу лишь только, что в жизни москвичей эта дорога стала настолько важной, что слово «МКАД» из сокращения превратилось в полноценное существительное — да еще и мужского рода, хотя как учит нас Розенталь, это сокращение должно склоняться по правилам женского рода — как слово «дорога». Доколе Розентали будут учить Ивановых русскому языку?

Казалось бы, что объездные дороги строятся в первую очередь для транзитного, в первую очередь — грузового транспорта. Но вот в Москве придумали совершенно противоположную вещь — ограничили проезд транзитных большегрузов по этой дороге. Мол, МКАД используется в основном для «внутригородского» транспорта, а все остальные могут и подождать.

Удивительно, но все заявления московских властей о том, что МКАД превратился в «внутригородскую» дорогу — чистая правда. Но при этом умалчивается и причина этого — ужасная транспортная связность города. Например, доехать из Выхино в соседнее Люблино можно либо по узкой и забитой Краснодонской улице (до которой, кстати, тоже надо добраться), либо по МКАДу. Из Выхино в Вешняки? Пожалуйста, либо толкайтесь в пробках в районе улицы Паперника, либо выезжайте на МКАД. По количеству маршрутов из одного района в другой Москва похожа не на один большой город, а на два десятка населенных пунктов в окрестностях «настоящей» Москвы, лежащей внутри ТТК.

А почему на МКАД так хотят попасть большегрузы? Причина ровно та же, транспортная связность, но «во всероссийском масштабе». До понятой теми же американцами еще в 30-х истины «каждый штат должен быть соединен со всеми своими соседями хайвеями» России с ее системой федеральных трасс еще очень далеко. Более того, те же федеральные трассы оказываются очень неоднородны по своему качеству. Если в Московской области М5 «Урал» — это практически автомагистраль, на которой вполне можно двигаться и 130, и 150 км/ч, то уже в Рязанской области создается впечатление, что дорогу бомбили фашисты, а ближе к Уралу М5 превращается в «дорогу смерти». Это федеральная трасса, а дороги регионального значения — еще хуже.

Так или иначе, но МКАД становится «местом встречи» и транзитного, и внутригородского транспорта. Это результат огромного количества ошибок, сделанных и федеральными, и московскими властями — но «крайней» все равно делают совершенно непричастную сторону — водителей-дальнобойщиков. Ишь, разъездились тут! Чай, не баре, нечего тут по дорогам ездить. До признания того, что московские власти совершили практически «самозахват» кольцевой дороги, думаю, пройдет еще немало времени.

Кстати, по слухам, в первые дни после пресловутого «перекрытия МКАДа для транзитного транспорта» на М10 — то есть самой загруженной автодороге России (привет РЖД с Сапсанами и сокращению грузоперевозок по Октябрьской железной дороге в два раза) начали образовываться пробки в ночное время, причем аж до Твери. Причина? Все очень просто. Дальнобойщики переждали «комендантский час», в положенное время вылезли на МКАД, доехали до Ленинградки — и вместо того, чтобы выезжать на М10 постепенно, в течение суток — оказались там практически единовременно. И без того перегруженное шоссе тут же встало. Пробка из фур на полторы сотни километров — это вам не шутки. Правда, проблемы индейцев правительство Москвы не волнуют, как не волнует никого превращение Москвы в «черную дыру» для транспорта. Замкадыши все равно утрутся.

Про МКАД: 6 комментариев

  1. Меня иногда мучает ностальгия по Москве, но стоит мне только подумать о московских пробках (даже стоя в местной пробке), ностальгию как рукой снимает. Местные пробки просто ничто по сравнению с московскими.
    Кстати, обводные дороги — это норма здесь. Обычно идет магистраль через город (тем ненее это остается магистралью с соответствующим скоростным режимом) и две объездные дороги, с севера и юга. Например тут, в Миннесоте, в районе Миннеаполиса, через город проходит 94, на юге — 494, а на севере — 694. Точно так же в других штатах, с другими крупными городами. Это сильно помогает развязать транспортные потоки и выбирать соответствующий маршрут.
    Что мне тут до сих пор нравится — это разметка на дороге и знаки. Почти что всегда легко понять, где ты и куда едешь. Хотя качество дорог — тоже не всегда сахар. Местная шутка говорит: в Миннесоте два сезона, зима и ремонт дорог. Зимы тут действительно холодные и снежные, с резкими перепадами температуры и это сказывается на качестве дорог. Хотя я уверен материал при строительстве дорог тут не воруют.

  2. Люблино… Выхино…
    Мы однажды из жопы мира под названием «котляковские переулки» до ВДНХ ехали через внешний МКАД. Ехали, кстати, около часа. Липецкая-МКАД-проспектМира.
    А МКАД стоит не из-за фур, а из-за тупорылых развязок. Мало того, что со МКАДа практически некуда съехать, что бы тут же не упереться в светофор, так еще и сами развязки типа «лепесток клевера» на существующем трафике не справляются и встают, запирая друг-друга по кругу. Как питон, догнавший таки свой хвост.
    Рекомендую помониторить пересечение МКАД и Киевского/Ленинского. Стоит постоянно. Очень часто со всех четырех сторон красное, а во все четыре стороны — зеленое. А вот что бы также качественно встало пересечение с Ярославкой — не видел ни разу. А все потому, что там нет пересечений съезжающих и въезжающих. Сначала съезды, потом въезды. И если съезд встал, что в сторону области, что в сторону центра, он никак не мешает выезжать с остальных направлений.

      1. ну так пока мы ехали туда — успели узреть традиционно прочно стоящее ТТК от андропова до рижской эстакады, а также нехилые пробки в центр из-за ДТП. Там только выехать с переулков на андропова/каширу заняло бы, пожалуй, час. В то время как МКАД стремительно ехал, чуть-чуть притормозили только на щелчке. Ну и второй час дня, пробка на ярославке в центр к тому моменту уже рассосалась, а нынешнюю реконструкцию еще не начали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *