Когда я был еще совсем-совсем маленьким :) и перешел из люберецкой в московскую школу, то среди предметов появилось абсолютно новое для меня «Москвоведение». Большое счастье, что изучал я его всего год — потому что выдержать то ли шестой, то ли пятый урок в обществе нашей тогдашней географички было, мягко говоря, непросто. Из географии в 8 классе я помню только честно списанный с листочка на столе преподавательницы список рек с названиями (признаюсь честно, выучить, где находится Аргунь с Сухоной — а всего в списке было порядка сотни названий — довольно сложно, а найти их на контурной карте без подписей, но с номерами — и того сложней), а из москвоведения — фразу из «исторического» параграфа в учебнике — «Юрий Долгорукий основал Москву на пересечении важнейших торговых путей».
Видимо, еще со времен Московского княжества и сложилась нынешняя транспортная структура России — когда маршрут что из Астрахани в Архангельск, что из Смоленска в Самару непременно проходит через Москву. «Важнейшие торговые пути» времен Юрия Долгорукого первратились в современные железные и автомобильные дороги, а Москва из пункта сбора мзды с проезжающих превратилась в столицу России (злые языки говорят, что это примерно одно и то же). Так или иначе, но Москву совершенно справедливо называют «городом на окраине транспортного узла» — что-то типа поселка при железнодорожной станции или деревни рядом с автотрассой, только в соответствующем масштабе.
Естественно, что жить на окраине транспортного узла неудобно — поэтому исторически «общепринятой» является ситуация, когда город возникает в глубокой древности на окраине какого-то «пути из варяг в греки», путь превращается сначала в железную, а потом и в автомобильную дорогу — а затем, чтобы не гонять транзитный транспорт через город, вокруг города строится объездная дорога. Выглядит это, например, так:
Для Москвы же, лежащей не на одной магистрали, а на целом «пучке» дорог, выходящих во всех направлениях, объездная дорога может иметь только кольцевую форму. Собственно, такой «объездной дорогой» стала Московская Кольцевая Автомобильная Дорога, или попросту МКАД, построенная в 60-х (хотя отдельные участки будущей кольцевой дороги были построены еще во время войны), и серьезно реконструированная в 90-х. Впрочем, я не хочу играть в Капитана Очевидность и дальше — замечу лишь только, что в жизни москвичей эта дорога стала настолько важной, что слово «МКАД» из сокращения превратилось в полноценное существительное — да еще и мужского рода, хотя как учит нас Розенталь, это сокращение должно склоняться по правилам женского рода — как слово «дорога». Доколе Розентали будут учить Ивановых русскому языку?
Казалось бы, что объездные дороги строятся в первую очередь для транзитного, в первую очередь — грузового транспорта. Но вот в Москве придумали совершенно противоположную вещь — ограничили проезд транзитных большегрузов по этой дороге. Мол, МКАД используется в основном для «внутригородского» транспорта, а все остальные могут и подождать.
Удивительно, но все заявления московских властей о том, что МКАД превратился в «внутригородскую» дорогу — чистая правда. Но при этом умалчивается и причина этого — ужасная транспортная связность города. Например, доехать из Выхино в соседнее Люблино можно либо по узкой и забитой Краснодонской улице (до которой, кстати, тоже надо добраться), либо по МКАДу. Из Выхино в Вешняки? Пожалуйста, либо толкайтесь в пробках в районе улицы Паперника, либо выезжайте на МКАД. По количеству маршрутов из одного района в другой Москва похожа не на один большой город, а на два десятка населенных пунктов в окрестностях «настоящей» Москвы, лежащей внутри ТТК.
А почему на МКАД так хотят попасть большегрузы? Причина ровно та же, транспортная связность, но «во всероссийском масштабе». До понятой теми же американцами еще в 30-х истины «каждый штат должен быть соединен со всеми своими соседями хайвеями» России с ее системой федеральных трасс еще очень далеко. Более того, те же федеральные трассы оказываются очень неоднородны по своему качеству. Если в Московской области М5 «Урал» — это практически автомагистраль, на которой вполне можно двигаться и 130, и 150 км/ч, то уже в Рязанской области создается впечатление, что дорогу бомбили фашисты, а ближе к Уралу М5 превращается в «дорогу смерти». Это федеральная трасса, а дороги регионального значения — еще хуже.
Так или иначе, но МКАД становится «местом встречи» и транзитного, и внутригородского транспорта. Это результат огромного количества ошибок, сделанных и федеральными, и московскими властями — но «крайней» все равно делают совершенно непричастную сторону — водителей-дальнобойщиков. Ишь, разъездились тут! Чай, не баре, нечего тут по дорогам ездить. До признания того, что московские власти совершили практически «самозахват» кольцевой дороги, думаю, пройдет еще немало времени.
Кстати, по слухам, в первые дни после пресловутого «перекрытия МКАДа для транзитного транспорта» на М10 — то есть самой загруженной автодороге России (привет РЖД с Сапсанами и сокращению грузоперевозок по Октябрьской железной дороге в два раза) начали образовываться пробки в ночное время, причем аж до Твери. Причина? Все очень просто. Дальнобойщики переждали «комендантский час», в положенное время вылезли на МКАД, доехали до Ленинградки — и вместо того, чтобы выезжать на М10 постепенно, в течение суток — оказались там практически единовременно. И без того перегруженное шоссе тут же встало. Пробка из фур на полторы сотни километров — это вам не шутки. Правда, проблемы индейцев правительство Москвы не волнуют, как не волнует никого превращение Москвы в «черную дыру» для транспорта. Замкадыши все равно утрутся.
Меня иногда мучает ностальгия по Москве, но стоит мне только подумать о московских пробках (даже стоя в местной пробке), ностальгию как рукой снимает. Местные пробки просто ничто по сравнению с московскими.
Кстати, обводные дороги — это норма здесь. Обычно идет магистраль через город (тем ненее это остается магистралью с соответствующим скоростным режимом) и две объездные дороги, с севера и юга. Например тут, в Миннесоте, в районе Миннеаполиса, через город проходит 94, на юге — 494, а на севере — 694. Точно так же в других штатах, с другими крупными городами. Это сильно помогает развязать транспортные потоки и выбирать соответствующий маршрут.
Что мне тут до сих пор нравится — это разметка на дороге и знаки. Почти что всегда легко понять, где ты и куда едешь. Хотя качество дорог — тоже не всегда сахар. Местная шутка говорит: в Миннесоте два сезона, зима и ремонт дорог. Зимы тут действительно холодные и снежные, с резкими перепадами температуры и это сказывается на качестве дорог. Хотя я уверен материал при строительстве дорог тут не воруют.
Люблино… Выхино…
Мы однажды из жопы мира под названием «котляковские переулки» до ВДНХ ехали через внешний МКАД. Ехали, кстати, около часа. Липецкая-МКАД-проспектМира.
А МКАД стоит не из-за фур, а из-за тупорылых развязок. Мало того, что со МКАДа практически некуда съехать, что бы тут же не упереться в светофор, так еще и сами развязки типа «лепесток клевера» на существующем трафике не справляются и встают, запирая друг-друга по кругу. Как питон, догнавший таки свой хвост.
Рекомендую помониторить пересечение МКАД и Киевского/Ленинского. Стоит постоянно. Очень часто со всех четырех сторон красное, а во все четыре стороны — зеленое. А вот что бы также качественно встало пересечение с Ярославкой — не видел ни разу. А все потому, что там нет пересечений съезжающих и въезжающих. Сначала съезды, потом въезды. И если съезд встал, что в сторону области, что в сторону центра, он никак не мешает выезжать с остальных направлений.
> Ехали, кстати, около часа. Липецкая-МКАД-проспектМира.
Хорошо ехали.
ну так пока мы ехали туда — успели узреть традиционно прочно стоящее ТТК от андропова до рижской эстакады, а также нехилые пробки в центр из-за ДТП. Там только выехать с переулков на андропова/каширу заняло бы, пожалуй, час. В то время как МКАД стремительно ехал, чуть-чуть притормозили только на щелчке. Ну и второй час дня, пробка на ярославке в центр к тому моменту уже рассосалась, а нынешнюю реконструкцию еще не начали.
> Юрий Долгорукий основал Москву
Made my day
На Тверской кому памятник стоит? Боярину Кучке, да?