Про благотворительность

Видел в твиттерной ленте несколько гневных ретвитов по поводу Первого канала и благотворительного марафона. Признаться, я вообще не понял, о чем речь – был сегодня вдали от цивилизации и зомбоящег не смотрел (да и вообще, происходящее в нем меня волнует в разы меньше, чем публику в твиттере).

Добравшись до относительно нормального интернета я понял, в чем тут соль – оказывается, Первый канал сегодня весь день занимался тем, что собирал с помощью СМС деньги на помощь пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке. В итоге собрали что-то около 500 миллионов рублей, что преподносится, как большая победа.

Так вот, я совершенно не понимаю причин возмущения. Не сомневаюсь, что эти несчастные 500 миллионов – “капля в море” в сравнении с теми суммами, которые потрачены на данный момент для ликвидации последствий наводнения и с теми суммами, которые предстоит потратить. И логично было бы задать вопрос – а стоит ли игра свеч? Зачем устраивать весь этот цирк с конями по телевизору, зачем собирать деньги таким неэффективным способом (напомню, что часть средств – и немалую – удерживают сотовые операторы), наконец – если собранные средства на пару порядков меньше потребных на восстановление сумм – то стоило ли заморачиваться?

Ответ на эти вопросы совершенно прост – так называемый “благотворительный марафон” проводится не для пострадавшего Дальнего Востока. Это прекрасная коммерческая операция, предназначенная для лежащих на диване перед телевизором жителей остальной России. Не так важно, куда пойдут собранные деньги и на что их хватит – важно то, что Вася Пупкин из Залупинска может за минимальную цену – стоимость отправки благотворительной СМС – ощутить себя не конченым чмом, а “благотворителем”, причастным к чему-то хорошему и важному.

Большая ошибка в понимании предмета современной рекламы и маркетинга состоит в том, что под “товаром” понимают что-то материальное, что можно потрогать руками. Вовсе нет – зачастую мы покупаем не только товар, но и связанный с ним образ. Когда тот же Вася курит Marlboro – он представляет себя кем-то вроде ковбоя из известной рекламы. Он покупает не сигареты (потому что не отличит это Marlboro от прочего сена), а какие-то приятные переживания. “Благотворительность” – это “идеальный по ТРИЗ”, то есть отсутствующий товар. Нет никакого материального “носителя” тех чувств, которые испытывает Вася Пупкин, отправив заветную СМС – но есть обмен некоторой денежной суммы на положительные эмоции. Разве это не главная цель, которую преследуют “маркетологи”?

Можно считать, что Первый канал таким образом “осчастливил”, возможно, несколько миллионов человек. А как же Дальний Восток, спросите вы? Отвечу – если бы наводнения не было, его стоило бы выдумать.

PS А вообще, удивляет, как люди, смотревшие смешную кинокомедию “День Радио”, воспринимают всю “благотворительность” так близко к сердцу. По-моему, надо иметь больше здорового цинизма.

Комментарии отключены.