Про DDoS жежешечки…

…и последовавшую за этим движуху.

В отличие от нанопрезидента, призывающего “найти и покарать” злобных хакеров, я склонен считать причиной падений ЖЖ неправильную установку кеширующей системы Varnish. Что это такое и зачем оно нужно – прекрасно разъяснил [info]cathody. Вообще, когда ставится вопрос “глупость или вредительство” – гораздо чаще верна первая альтернатива, чем вторая, за исключением разве что совсем экстремальных ситуаций.

Масла в огонь подлила и “Лаборатория Касперского”, углядевшая в приказах некоторым ботнетам указание DDoSить некоторые “топовые” ЖЖ. Как мне кажется, DDoSят их регулярно и связывать с этим “падение” ЖЖ не очень разумно.

Гораздо интереснее выглядит реакция пользователей ЖЖ на все это дело. После первых истерик последовали куда более забавные предложения “валить из этой жежешечки” куда угодно, хоть на тифаретник. Это наглядно показывает то, что ни о какой “лояльности пользователей” в нынешнем ЖЖ говорить не приходится. А ведь пользователи – это один из главных активов нынешних интернет-проектов.

Как-то я читал статью про первые годы Рамблера, и там как раз упоминалось то, что хотели сделать основатели компании – продать ее за большие деньги желающему “инвестору”. К их несчастью, в те годы как раз рухнул “пузырь доткомов” и интернет-проекты мгновенно подешевели в десятки раз. Собственно, то же самое происходит и с другими “крупными и успешными” проектами в интернете. А стоимость (точнее, капитализация) их оценивается довольно примитивно – количество пользователей умножается на ARPU – Average Revenue per User, средняя прибыль с паршивой овцы пользователя.

Есть, конечно, и другие способы заработать на интернет-проектах. Фейсбук, говорят, представляет собой классическую “схему Понци” – собственно, все с ней знакомы на примере МММ. Впрочем, все равно все там завязано на количество пользователей.

Не секрет, что этот показатель завышается всеми возможными методами. Например, “Вконтакте” счетчик на странице входа уже давно “перетикал” все разумные значения. В ЖЖ, например, зарегистрировано 30 миллионов аккаунтов, из них “активны” (что-то писали в последнее время) – 2,4 миллиона. Русскоязычных пользователей – 2,2 миллиона, и если принять отношение числа активных пользователей к неактивным независимым по отношению к стране проживания – то активных среди них порядка 170 тысяч. Это примерно равно населению города Люберцы – чтобы все представляли себе порядок величины.

Представляете, что такое ЖЖ в масштабах всего Рунета (с десятками миллионов пользователей)? Так, местечковая тусовка. Поэтому заявления президента про ее DDoS звучат по меньшей мере странно. Лучше бы не в ЖЖ писал, а в электричках Казанского направления с утра поездил, или лично поучаствовал бы в DDoSе станции метро “Выхино”: “Заходите в вагон, вон там пустое место! – Я не пустое место, а президент Этой Страны!”.

Вот и возникает такой парадокс – счетчик вроде бы растет (за счет ботов), а люди остаются все те же. И вот что у СУПа явно не получалось и не получается – это пресловутая “лояльность пользователей”. Вроде бы делают все по учебникам – техподдержка 24/7, акции, направленные на повышение лояльности и прочие приемы, описанные много где – а чем дальше, тем больше народу возмущается “криворуким СУПом”. Даже признаться в том, что “завалили” ЖЖ собственные техники, и то – нельзя, вот и выдумывают некий DDoS.

Вспоминается мой первый интернет-провайдер “Транс-Контакт-М” (а фирма “Транс-Контакт”, без буковки “М” – это вывоз мусора). Офис у них располагался в комнатушке в здании бывшего детсада, техподдержка в случае масштабных проблем с сетью клала трубку телефона на стол, да и вообще дозвониться до них было проблемно, про уведомления по e-mail там вообще не слышали – но Интернет большую часть времени работал, проблемы устранялись быстро (да и вообще, получалась некая “обратная связь” – звонишь в техподдержку, слышишь короткие гудки – значит, работают, скоро исправят, оптоволокно скрутят, а сервер перезагрузят).

Потом эту говнолокалку прикупил крупный провайдер “Искрателеком”, ввел “удобный” биллинг (в который надо было заходить с логином-паролем, а посмотреть трафик было вообще нереально) вместо самописного, техподдержку 24/7, рассылку спама об “акциях в поддержку Искрателекома” – впрочем, что о нем писать, я даже специальный тег завел. “Искрателеком” тоже делает все, что предписано учебниками по “маркетингу” – вплоть до сообщества в ЖЖ и аккаунта в Твиттере (по 8 читателей у каждого), а результат почему-то обратный. Если у Транс-Контакта “занято” при звонке в техподдержку вызывало понимание и уверенность в том, что люди работают и к вечеру интернет будет, то у “Искры” общение с техподдержкой не вызывает ничего, кроме раздражения.

umerlamama

Удивительно, почему далеко не всегда понимают очень простую вещь – “лояльность клиента” зачастую не имеет ничего общего с описанными в учебниках “общими случаями”. Я думаю, что если бы нынешняя администрация ЖЖ была действительно “ближе к клиенту” – а не отгородилась от него, попутно еще и проводя описанные в учемнигах по маркетингу “акции по повышению лояльности” – то врать про внезапный DDoS не пришлось бы.

4 комментария

  1. [info]golergka пишет:

    1. Daily ARPU на DAU – достаточно примитивная техника оценки стоимости проектов, никто из больших и серьёзных так не считает. Там на самом деле всё гораздо сложнее.
    2. Facebook всё-таки не Понзи, там платежей до хрена и больше, на valuation Zynga посмотри например. Но время рассудит.
    3. Процент активных для русскоязычной и зарубежной аудитории ЖЖ не одинаков, это очевидно, по-моему. Кроме того, есть два других пункта: обитатели ЖЖ достаточно специфичны, это достаточно обильно комментирующие и срущиеся хомячки (pageviews больше тобишь). А кроме того, у топовых ЖЖ очень много не регистрирующихся пассивных читателей. Более того, вся эта сумма “активных” рассчитывается из того, сколько человек _пишут_. А в практически любом сетевом сервисе большая часть постоянных посетителей никогда и ничего не писала (ну и не регистрировалась правда тоже, ибо незачем). Вот и считай.

    • 1. Понятно, что все сложнее, но количество пользователей – это определяющий параметр.

      2. А я тебе гарантирую, что лет через 10 и ЖЖ, и Фейсбук, и Твиттер постигнет судьба GeoCities.

      Теперь про самый большой пункт 3.

      > Процент активных для русскоязычной и зарубежной аудитории ЖЖ не одинаков, это очевидно, по-моему.

      Абаснуй.

      > вся эта сумма “активных” рассчитывается из того, сколько человек _пишут_

      Нет. Это число больше, чем число писавших в последний месяц. Сюда попадают все, кто просто входил на сайт под своим логином.

      > А в практически любом сетевом сервисе большая часть постоянных посетителей никогда и ничего не писала (ну и не регистрировалась правда тоже, ибо незачем).

      Сомневаюсь в этом относительно, например, вконтакта, фейсбука и ЖЖ. Там зарегистрированному пользователю жить настолько удобнее, что регистрируются очень и очень многие.

      Ты просто не замечаешь, насколько ЖЖ – “местечковая тусовка”.

      • [info]golergka пишет:

        1. Ну ок, если грубо.
        2. Через 10 лет – само собой.
        3. Вконтакт и фб от ЖЖ в этом смысле принципиально отличаются, и ты сам прекрасно понимаешь, чем именно. Тут надо скорее с Лентой сравнивать.
        Процент активных в русскоязычной аудитории больше (как я предполагаю), потому что SUP не тратился так активно на раскрутку не-русскоязычной части ЖЖ, не запускал для неё доплнительные проекты. Ну и такой политической движухи, чтобы, например, один из ведущих (а это сейчас в отношении Навального именно так) оппозиционных политиков зародился именно там, в англоязычной части тоже такого не было.

        • 2. Я хотел бы еще лишний раз обратить внимание, что GeoCities закрылся по причине убыточности, хотя во времена бума доткомов подавал большие надежды.

          3. Снова по пунктам.

          > Процент активных в русскоязычной аудитории больше (как я предполагаю), потому что …

          Вот понимаешь, все эти суповские сервисы массово прошли мимо русскоязычной аудитории, а то и вообще были встречены в штыки. Русскозычный ЖЖ изначально неприбыльный, но очень и очень скандальный. Ну и главное – это твои предположения. СУП такую информацию раскрывать не будет.

          > Ну и такой политической движухи … в англоязычной части тоже такого не было

          Активность пользователей может быть вообще в стороне от “политической движухи”, см. LiveInternet и Diary.ru

          > один из ведущих (а это сейчас в отношении Навального именно так) оппозиционных политиков

          Какой он ведущий оппозиционный политик? Я вот сейчас пойду в Твиттере агитировать за независимость Мемельланда, я что, оппозиционным литовским политиком стану?

          Пользователи русскоязычного ЖЖ склонны преувеличивать свою значимость, как в Интернете, так и в реальной жизни.