To Ride the Storm: The Story of Airship R.101

Приехала первая из заказанных мной с Амазона (это там, где CVV не спрашивают – впрочем, я вначале честно оплатил покупку собственной картой, а затем начал всех провоцировать) книжка – и это оказалась To Ride The Storm: The Story of Airship R.101 за авторством сэра Питера Г. Мейсфилда (титул сэра значится на обложке, так что опустить его было бы неправильно).

to-ride-the-storm

Естественно, прочитать все пять с лишним сотен страниц я еще не успел – но хотел бы поделиться какими-то первыми впечатлениями. Сэр Питер Мейсфилд – известный британский историк авиации – написал свою книгу, видимо, как ответ на The Millionth Chance Джеймса Лизора – и прямо в предисловии перечисляет “мифы” о катастрофе дирижабля R101. “Мифы” эти относятся прежде всего к Кристоферу Бидвуду Томсону, или барону Томсону Кардингтонскому (Baron Thomson of Cardington) – министру авиации в лейбористском правительстве Рамси Макдональда и “автору” британской программы дирижаблестроения, принятой в 1924 году. Якобы – и судя по всему, именно это и написано у Лизора – Томсон настаивал на полете R101 в Индию в октябре 1930, несмотря на явные недостатки в конструкции, из-за своих личных амбиций.

Естественно, сэр никогда не будет писать плохо про другого сэра – и Мейсфилд описывает не столько печальную историю R101, сколько биографию Томсона – причем не только приукрашенную – или, скорее, с “необходимыми умолчаниями” (про то, как он получил титул барона – надо написать отдельно), но и “романтическую”. Какое отношение к R101 имеет румынская княгиня Марта Бибеску? Да никакого, в общем-то – кроме того, что у нее был роман с Томсоном. Тем не менее, ее переписка с Томсоном цитируется чуть ли не чаще, чем какие-нибудь скучные технические документы. Местами вообще получается что-то наподобие женского романа – например, эпизод, когда Томсон рассказывает ей о намерении стать вице-королем Индии (не как в “Золотом теленке”, а серьезно). Кстати, даже Мейсфилд не проходит мимо того факта, что муж княжны Марты, князь Бибеску, несмотря на то, что был первым авиатором Румынии, увлекался автомобильным спортом (а от жены “ушел жить в гараж”) и по всем понятиям должен был когда-нибудь убиться, нормально дожил до старости – а вот ее любовник – то есть Томсон – погиб в авиационной катастрофе. Не позавидуешь, конечно.

Многие главы книги малоинтересны для “заклепочников” – из-за того, что в ней, несмотря на название, описываются не столько детали проекта, сколько биография Томсона – но и “заклепки” описаны достаточно подробно. Впрочем, Мейсфилд так упорно доказывает и “безупречность” Томсона, и “качество” R101, что становится как-то непонятно – отчего же дирижабль потерпел катастрофу? Делает он это весьма красноречиво – и мы можем насладиться прекрасным “британским английским”. Мне кажется, что у читателя перед глазами всегда должна быть табличка “What the British say” – во всяком случае, с ней даже в скучных технических текстах открываются такие бездны смысла и такое пространство для нелицеприятных для всех участников событий догадок – просто рай для диванного конспиролога.

Кстати, я не шучу про “сэров” – например, мне очень понравилось упоминание в предисловии “Тома Кейва-Брауна-Кейва” – снабженное примечанием, в котором перечислены все титулы винг-коммандера (то есть подполковника в Royal Air Force) Томаса Реджинальда Кейва-Брауна-Кейва. Разумеется, для автора он просто “Том”. Как мне кажется, интересный маленький нюанс, очень хорошо ложащийся на мои представления о британских аристократах.

Естественно, “безупречность” описанного в книге Томсона выглядит, мягко говоря, не вполне правдоподобно – поэтому я с нетерпением жду A Millionth Chance – заказанный с того же Амазона. Интересно проследить за заочным спором двух авторов. Даже несмотря на явные достоинства книги Мейсфилда, в ней видны очень подозрительные “умолчания” или даже противоречия – и очень хочется понять, что же за ними стоит на самом деле.

Комментарии отключены.