Многабукав про ралли

Что-то все не доходили руки написать про те ралли, в которых я участвовал в этом году – но в ходе подготовки к “Ралли МАДИ” полезно лишний раз “отрефлексировать” прошедшее. После весенних “1000 верст” я успел поучаствовать в “Надежде”, “Подмосковье”, осенних “1000 верст”, учебно-тренировочном ралли МАДИ, “Осенних каникулах” и поработать судьей на “Летних каникулах” – так что сезон был вполне насыщенным.

Начну по порядку, с “Надежды“. Это мероприятие проводится МАКИ, Московским автоклубом инвалидов, но участвовать в нем можно и всем желающим. Правда, это накладывает определенные ограничения на характер соревнования – оно должно быть на 146% безопасно для автомобиля и экипажа, да и трасса не может быть очень длинной. В этом году руководителем гонки был Сергей Ушанов, сделавший трассу по Москве, “по мотивам” ретро-ралли. Штурманом был @vvzvlad, с которым мы уже ездили на “1000 верст”.

Не знаю, насколько это характерно именно для ушановских соревнований – но началась “Надежда” с большого бардака. Так как 12 июня – какой-то непонятный праздник (без гугла и википедии даже не вспомню, что мы отмечаем), то буквально в последний момент стало известно о перекрытии некоторых улиц, где должна была пройти трасса соревнования, организаторам пришлось спешно переделывать трассу, заново ее согласовывать и так далее. Для участников это вылилось в несколько переносов старта – сначала на полчаса, потом еще на час и так далее. В конечном итоге привезли ящик с “Дорожными книгами”, кратенько рассказали о порядке старта и раздали маршрутные документы. Оцените идиотизм ситуации – ДК раздали практически одновременно, без какой-либо очереди, что дало преимущества экипажам с большим стартовым номером. Если первый экипаж получил документы и тут же поехал, то какой-нибудь 45 имел почти час на то, чтобы посидеть с легендой маршрута и, например, перенести все в компьютерную программу – чем мы и занялись.

Само соревнование началось для меня с большого FAILа – я заглох на старте слалома :) Некоторым участникам прямо под колеса кидались фотографы, на другом слаломе на трассу (перекрытую, хочу заметить) вылезли аборигены на велосипедах – в общем, скучать там не пришлось. Впрочем, зафейлились не мы одни. На ГАЗ-21 из зачета “Ретро” (в этом году он был на “Надежде” впервые) разлетелся вентилятор и осколками отбил краник радиатора – метко прилетело, ничего не скажешь. Автомобиль уехал на эвакуаторе, но это не помешало экипажу занять второе место в зачете (на первое приехала другая “Волга”, ГАЗ-24).

nadezhda

Много хороших слов стоит сказать о трассе соревнования. Она оказалась очень живописной, и даже показывающей необычные места Москвы, такие, например, как деревня Терехово в Мневниковской пойме. Не забыты были и “стандартные” достопримечательности, типа Кремля, Москвы-сити, набережных Москва-реки и Яузы, парка Сокольники и даже логово “Ночных волков” в тех же Мневниках. Думаю, иногородним участникам понравилось, да и мне, “почти москвичу”, было где удивиться.

Результатами, конечно, похвастаться не получится – хоть я и довел свою штурманскую программу до “работающего” состояния, мы допустили большую ошибку, стоившую аж 600 с лишним штрафных очков (должно было бы быть 1200, но за второй РД мне почему-то поставили 225). Ситуация – до жути глупая. Едем по трассе дополнительного соревнования. В легенде указана позиция “дыра направо со знаком главной дороги“, с расстоянием, все как положено. За примыканием стоит судейский пункт с щитом “Финиш”. Я знаю, что такое “манящий щит” и внутренне напрягся, ожидая подвоха – но штурман ошибся и продиктовал позицию, как “дыра направо со знаком уступи дорогу“. Было время на переспросить, расстояние “билось” почти идеально – но мы все же подъехали к щиту, получили отметку финиша совершенно другого “допа” и после этого круто офигели. Понятно, что мы ехали где-то по трассе соревнования – но в какой позиции легенды мы находились, разобрались не сразу. Красиво – два РД с частично совпадающим маршрутом :)

Немного позже мы налошили и в “блудилке” в Сокольниках, в районе Ширяевской и Тихоновских улиц – хотя количество отметок на судейских пунктах было правильным, а нарушения порядка прохождения не учитывались. Единственный же РД, где можно было оценить правильность работы штурманской программы, мы проехали с каким-то совершенно невменяемым результатом. Как так получилось – опять же, не знаю. Я потом ездил тренироваться по маршруту “Надежды” с другими штурманами – и время получалось аналогичным. Возможно, что дело в “смене скорости по Ушанову”, о которой я узнал чуть позже, на “Подмосковье”.

Особенно обидно для многих участников было то, что последний сектор на этой “Надежде” отменили – а в него входило еще четыре слалома и примерно половина дистанции. По-моему, были даже терки в духе “отменили пол-маршрута – верните половину стартового взноса”. Еще из отмен, но на этот раз смешных – первый РД, в Терехово. Из-за стартового бардака судьям на финише РД выдали неправильный судейский щит, со значком “Техническая инспекция”. Представляете себе удивление экипажей, видящих на трассе допа “технического комиссара”? Впрочем, работоспособность тормозов у участников проверялась там вполне успешно. Но это еще не все – судьи не успели выставиться до прибытия первого участника, а четвертый, кажется, наблюдал вообще удивительную картину: “финиш”, точнее, автомобиль с закрепленным на капоте судейским знаком, двигался им навстречу.

Результаты для меня обидные – 27 место из 50, и что еще печальнее – я ехал в составе команды, и очень неприятно было чувствовать, что ты запорол не только свой личный, но и командный результат – а ведь другие экипажи в составе команды заняли довольно высокие места (результаты считались по всем трем экипажам в команде).

Следующим ралли в сезоне были “Летние каникулы“. Зная об “имидже” этих соревнований, я не рискнул ехать пилотом, но не нашел “левого” и в итоге поехал судьей. Я бы сказал, что это не менее интересно. Во-первых, можно пообщаться с участниками, некоторые из которых еще и подкармливают судей конфетками. Во-вторых – можно понять, как выглядит “правильное” прохождение трассы и даже оценивать проезжающих мимо участников, а за кого-то и болеть.

“Имидж” соревнования, правда, подтвердился – причем даже рядом с нашим судейским пунктом. Мы стояли сразу за развязкой А108 и западного объезда Дмитрова, таком вот “недоделанном клевере”. Участники отмечались на нашем судейском пункте трижды – сначала приезжая с “бетонки”, затем – с севера, разворачиваясь в “шпильке” за мостом, а затем – еще раз приезжали с А108. Один из участников, решив показать свою удаль девушке-штурману, слишком быстро зашел в эту шпильку и улетел в кювет. Так как мы стояли и смотрели в противоположном направлении, то не связали “нездоровую движуху” в развороте с вылетом участника – пока кто-то не проехал мимо и не сказал об этом.

Не очень понравилась мне “переставка” нашего экипажа на следующую точку. Для того, чтобы прибыть на нее вовремя, за 15 минут до прохода первого экипажа, мы должны были выехать в точности в момент закрытия судейского пункта по расписанию и выполнить на этом “секторе” среднюю скорость около 60 км/ч (да, “гонки судей” – это отдельное соревнование :) ). Думаете, это небыстро? Но это вполне нормальная средняя скорость, если вы едете по Московской области, с учетом пробок и светофоров. Зато испытал расчет скоростей на секторе в своей программе, и никаких глюков не нашел. Понятно, что в такой ситуации мы не дожидались “закрывашки” – судейского автомобиля, который едет по трассе вслед за участниками и собирает протоколы судейских пунктов. За это нам слегка влетело от организаторов – но вроде бы все, кому надо, на нашем судейском пункте отметились, так что “снимать” его не пришлось.

Дальше было очень интересное место с двумя судейскими пунктами, стоящими на разных сторонах дороги. Многие “купились” на это, а кое-кто даже зверски нарушал ПДД, разворачиваясь через сплошную. Не надо так делать – мы “засекли” нарушение.

Еще один вывод, который я сделал по итогам работы судьей – если едешь вечерком по сектору, быстро, наплевав на льготу, а потом отстаиваешься перед издалека замеченным ВКВ где-то в низинке – выключи фары. Один из экипажей забыл это сделать, мы его заметили, помахали ручкой, и вместо времени прибытия на судейский пункт нарисовали время остановки – что обернулось штрафными очками.

Что не касается уже непосредственно “Каникул” – я все-таки решил немного “потренироваться” что по дороге к старту, что обратно. Я перед этим раздобыл дорожные книги многих старых ралли и нашел пару дорожек как раз по пути. Например, грейдер между Рогачевкой и А108, проходящий через деревню Телешово – вполне себе симпатичненький, достаточно ровный, и днем выполнить среднюю 90 км/ч там легко. А вот ночью – это совсем другое дело, я не рискнул. О “ночных покатушках” стоит сказать отдельно – повернув с “бетонки”, я увидел стоящие у дороги три “тазика” в полном сракерском обвесе, с тонировкой, прямотоком из консервных банок и “скамейкой” на багажнике, а перед пересечением с Рогачевкой – целую тусовку всяких “чиста спартивных” тачек – от тех же тазиков до всяких Subaru и прочих Mitsubishi. Правда, было это уже не асфальте, но я так и не понял – либо это чисто стритрейсерские покатушки на 402 метра по самому ровному в районе асфальту (от Рогачевки до поворота к гольф-клубу), либо “ралли-спринт” по грейдеру в Телешово – а в последнем случае получается, что я радостно ехал “в лоб” каналу соревнований (а те тазики, что я видел в начале грейдера – это “перекрытие”).

Следующее ралли сезона – “Подмосковье“, опять же, под руководством Ушанова. В очередной раз поменял штурмана, поехал туда с девушкой Ирой. По такому поводу я даже серьезно подготовил технику – поменял изношенные противоскрипные прокладки рессор. Бесплатный совет – если у вас скрипят рессоры, не занимайтесь извращениями с ведешкой, возьмите ломик, кувалдочку и тупо поменяйте “скрипуны”. Комплект стоит всего 25 рублей, а сколько удовольствия! Да, и не забудьте про смазку!

podmos

Что могу сказать хорошего про “Подмосковье-2015″? Наверное, немного. Ралли предназначалось больше для удовлетворения самолюбия администрации города Королев, поэтому предварялось “построением участников”, длинными речами дядек в костюмах (из которых мы узнали, например, что участники сего соревнования – “пример соблюдения правил дорожного движения”, ха-ха три раза). Самым адекватным из официальных лиц оказался отставной гаишник, резко выделявшийся маечкой и кепочкой веселого желтого цвета – так как не толкал речи на полчаса. Само ралли в основном состояло из заездов по пробкам и гонок с дачниками – которых пришлось пропускать вперед даже на РД, опять же, из-за “смены скорости по Ушанову”. Последняя, как выяснилось, состоит в том, что зона действия знака “ограничение максимальной скорости” для участников ралли заканчивается не там, где это происходит у нормальных людей. Кто-то из участников это прочитал, кто-то нет – но мы были в числе прочитавших. Впрочем, помогло это нам не сильно.

Моей задачей на “Подмосковье” было проверить, справится ли совсем начинающий штурман с довольно нетривиальным софтом на планшете. В принципе, кое-где у нас это даже получилось – мы “считали” два РД из четырех, и наши расчеты вполне себе совпали с “официальными”. В остальном – результаты на уровне плинтуса, стабильно где-то в районе все того же 26 или 27 места. А до первого РД мы уверенно ехали на подиум (c) – но умудрились “в четыре глаза” проглядеть финиш! После этого всякая борьба “за места” потеряла смысл и мы ехали – точнее, сначала стояли в утренних королевских пробках, а потом дичайше вваливали по подмосковным дорогам – чисто в собственное удовольствие, не заморачиваясь формальностями типа выполнения “стопов” (схватив на этом еще две-три пенализации за нарушение ПДД).

Из сомнительных достижений – мы “заблудили” два экипажа новичков, сначала уверенно уехав не туда (а они радостно поехали за нами), а потом незаметненько припарковавшись и развернувшись. Пустячок, а приятно :) На РД с забавным названием “Короткий” (протяженность которого составляла километров этак 30) мы заблудились – так как забили на тарировку перед стартом и перепутали два похожих перекрестка, привезли опоздание в минуту на снятый КВ в Красноармейске, и поглядели на проходную ФКП НИИ “Геодезия” – что, наверное, особенно интересно было Ире, как выпускнице МИИГАиК.

Последний сектор мы “слили” подчистую, уехав не туда в Ивантеевке – но что характерно, более-менее “пробились” аж две позиции после того, как мы уехали в неправильном направлении, да и компанию нам составили еще несколько экипажей – так что забив на поиск места, где мы ошиблись, мы вернулись в Королев по абы какому маршруту. Надо было, конечно, сделав еще один небольшой крюк вокруг квартала, отметиться на “предфинишном” ВКВ – штрафа бы мы там не получили, зато могли бы переместиться на несколько строчек вверх. Некоторым развлечением для участников было посещение краеведческого музей в Королеве после финиша.

“Автострада” в Калуге, где я намеревался “всех порвать”, была отменена, так что сезон продолжился лишь в октябре, на осенних “1000 верст“, проходившем в этот раз по Калужской области. Установка на “порвать всех в Калуге” сохранялась, и в принципе, частично была выполнена – но об этом чуть дальше. В очередной раз уломал штурманить [info]vanchez, взял диски с Grave Digger и “Красной Плесенью”, в очередной раз исправил глюки в штурманской программе – и ранним утром 24 октября мы, как обычно, стартовали с традиционного для “1000 верст” места – из поселка совхоза Останкино на Рогачевском шоссе.

По каким-то своим причинам, авторы трассы не стали делать длинный-длинный РД длиной в пару сотен километров – а ведь так хотелось оспорить тезис о том, что “Выиграть Марафон с сотней переходов скоростей на 280 км слепых позиций без ЧН у единственного экипажа с ЧН действительно нельзя, если у этого экипажа хоть немного нормальный штурман” (ЧН – “Чайный навигатор”, древняя штурманская программа под DOS). Понятно, что мы с этим экипажем были в разных зачетах – но так как нормативы на этом “длинном слепом РД” для зачетов “Р3К” и “Туризм” совпадали, было бы интересно сравнить результаты. Но вместо РД нас ждал тарировочный участок протяженностью 150 км, правда, частично проходивший по МКАДу. РД на МКАДе пусть даже в субботу утром – это, наверное, все же извращение.

Чтобы участники не скучали, на обороте контрольной карты был кроссворд из названий населенных пунктов по дороге. Что там встречалось – точно не вспомню, но первым номером шла Черная Грязь – как “то место, где падает в канаву ангел из клипа на песню «Трасса Е95» группы «Алиса»”. Штурман даже залез с мобильника на Ютуб и нашел этот клип – в общем, пользуйтесь современной техникой :)

В довольно “развлекательном” режиме мы доехали до Вереи, немножечко поблудили там и поехали в сторону Медыни. В Медыни нас ждала еще одна небольшая блудилка с фотоКП – где, признаюсь, пришлось прибегнуть к надежному методу “разблуживания” – допросу аборигенов. Забавно, но в Медыни, небольшом райцентре Калужской области, на главной площади есть “уличная библиотека” – или на хипстерском языке, “буккроссинг”. Найти, где она находится, пользуясь легендой ралли, мы не смогли – зато нам подсказали местные жители. Честно говоря, тот перекресток, где мы блуданули, довольно неоднозначный – во всяком случае, насчет того, было ли на нем “общее направление прямо”, можно и поспорить.

Из Медыни мы выехали в сторону Кондрово, но до самого города чуть-чуть не доехали, а свернули на совершенно разбомбленную грунтовку. О том, что трасса “Марафона” обычно описывается словами “Пиканта пройдет”, и об их понимании составителями трассы, мы некоторое представление имели, а экипаж шедшей перед нами Subaru с номером 42 – наверное, не очень, потому как остановился в самой глубокой яме и не ехал, пока сзади не показались еще ИЖ и УАЗ. Ну не очень приспособлены японские машины для российских дорог, ну что тут поделаешь? Зато трасса РД после этого оказалась действительно “ровным широким грейдером”.

Дальше наш путь лежал в деревню Звизжи, где участников ожидал обед, а дальше маршрут несколько разнился – если “спортсменов” ждали РУ под названиями “Туда” и “Обратно”, то “туристы” могли погулять по территории фестиваля “Архстояние” – но не бесцельно, а должны были еще и сфотографироваться на фоне “Маяка”, “Золотого тельца” и “Вселенского разума”. Пункты контроля времени в Звизжах отсутствовали, так что мы управились со всем довольно быстро и поехали по маршруту дальше. Для начала – сделали “смешное фото” с плюшевой белкой в деревне Барсуки (фанерные барсуки на фото тоже присутствуют).

barsuki

Между прочим, пиво у меня в руках – не какая-то фигня, а Amsterdam Navigator, взятый специально для штурмана. Он, правда, этим навигатором пользоваться отказался – и, забегая вперед, скажу, что второй, “штурманский” день по этой самой причине был безбожно слит.

Длинный перегон по Варшавскому шоссе порадовал указателями на Киров, Барятино и Мосальск. Места практически родные, через них мы проезжали, когда смотрели и покупали “Волгу” – хотя вот, например, Барятино запомнилось тогда нырнувшим “рыбкой” через забор пьяненьким мужичком, которого пинками выставили из автобуса. До Кирова, правда, мы не поехали, свернув после Барятино в сторону Серпейска и Мещовска. В Мещовске мы были уже в сумерках, а немного после него был РД “Ночные полеты”, проходивший по извилистой лесной дорожке.

Сложно сказать, понравились ли мне эти “Ночные полеты”. С одной стороны, гонять ночью по лесным дорожкам под Grave Digger – это то, ради чего мы и ехали на “1000 верст”. С другой стороны – возникла пара вопросов к тем, кто “прописывал” трассу – некоторые довольно крутые повороты оказались не обозначены в “легенде”. Похоже, что как раз на одном из таких “внеплановых” торможений я расколол тормозной диск. Можно вспомнить и бросившуюся с лаем под колеса собаку (хотя тут орги не при чем – разве что “отбой” населенного пункта и соответствующего ограничения скорости можно было сделать и позже) – и то, как я на скорости 70 км/ч прикидывал варианты: “собью, не собью; останавливаться, не останавливаться; а сколько стоит бампер?” – впрочем, к собачьему счастью, шавка все же увернулась.

Пришлось на этом “Марафоне” попрактиковаться и в борьбе “в третьем туре”. На предпоследнем секторе на одном из судейских пунктов выдавали “Бюллетень №3″ – “дополнение” к легенде с позицией, кажется, 53а. Кто бы мог подумать, что эта позиция идет после позиции 52? Пришлось писать “заявление”, где я использовал такие замечательные слова, как “естественный порядок”. Кажется, в каком-то из сборников типа “физики шутят” подобное выражение переводилось, как “мне так нравится” – и это не могло мне не нравиться, так как “снимало” минут 20 опоздания.

Хочется сказать пару ласковых и про “Эко-парк Рождествено“, где мы жили. Естественно, был выбран самый экономичный вариант проживания – двухместный домик с “удобствами на улице”. Правда, частично эта экономия съелась в тамошнем “ресторане” с ценами, которые сделали бы честь заведению в центре Москвы. Штурман дичайше заценил двухъярусную кровать, где от верхнего спального места до потолка оставалось сантиметров 30, а я с утреца пошел в “удобства во дворе”, чтобы вдумчиво почитать регламент соревнования. Не смейтесь – бумаги там не было, в кармане нашелся лишь вчерашний “Бюллетень №3″, напечатанный на каком-то огрызке, так что пришлось метнуться в номер и прихватить первый попавшийся подходящий документ. Прочитать успел всего три страницы – и из-за этого огреб немало проблем.

Впрочем, до старта второго дня мы об этом только догадывались, успев позавтракать холодной яичницей и сосисками практически по ценам какого-нибудь “ПушкинЪ’а”, съездить на заправку, обнаружить пошедший трещинами тормозной диск и услышать предварительные результаты первого дня – которые произвели на меня странное впечатление. Мы делили первое и второе места в “Туризме” еще с одним весьма достойным экипажем – но 60 секунд пенализации за ВКВ и аж 262 за допсоревнования заставили сомневаться в правильности работы штурманского софта. Я расчитывал получить на “допах” что-то порядка 40-50 секунд – а 263 штрафных очка для “самого передового штурманского софта” как-то многовато. Впрочем, впоследствии выяснилось, что мы были все же вторыми с 61 штрафным очком (54 из которых мы получили за “Ночные полеты” с собаками) – что более приемлемо. С горя я попросил штурмана поставить в магнитолу диск со сказками – и весь второй день мы поднимали настроение всякой похабщиной про Ивана-Царевича, князя Гвидона Гондона, Золушку, сестер-лесбиянок, ефрейтора Сруля и прочих странных персонажей.

Началось все довольно хорошо – первый сектор явно был сделан “по мотивам” прошлогодней “Автострады“, со все той же “клумбой” в Перемышле, мы приехали на первый КВ с приличным опережением и даже перекинулись по этому поводу парой слов с Евгением Сорокой. Так как конкуренты по “туризму” адово блудили – мы уже представили себя на подиуме – но, как показал второй сектор, зря.

day2

Для начала – мы вроде бы правильно выехали и направились куда-то на юго-восток. Краем уха я слышал, что мы должны проезжать Тарусу, более того, я даже прочитал первую страницу регламента – на которой были указаны лишь Московская и Калужская области. Мы же ехали в сторону Тульской области и тут я что-то засомневался. Развернулись, доехали до перекрестка, не нашли противоречий, глянули в карту – и обнаружили, что действительно километров через 30 в городе Суворове Тульской области будет похожий по конфигурации на следующую позицию перекресток. Терять особо было нечего, так что мы быстро-быстро поехали туда, по пути успев поглядеть на Черепетскую ГРЭС. Впечатляющее сооружение, ничего не скажешь. Средняя на секторе составляла смешные 30 с чем-то километров в час, но мы и не подозревали, какую адову блудилку можно устроить на улочках маленького провинциального города!

suvorov

Собственно, “покупок” (то есть того, на что можно “купиться”) в этой блудилке было две. Первую из них и связанный с ней ход штурманской мысли можно увидеть на картинке выше. Похожих перекрестков на маршруте встретилось аж три – и нужным был третий. Мы – и не одни! – успели проверить первые два, затем принялись за третий – и тут должна была сработать вторая “покупка”. В регламент внесли маленькое, незаметное, но очень важное изменение, касающееся перекрестков с круговым движением. На них надо было поворачивать в первое примыкание направо. Я не успел утром дочитать до этого места, “круги” в Перемышле, хоть и ввели нас в некое заблуждение, удалось проехать правильно, руководствуясь другим правилом – а вот в Суворове все сработало на пять баллов. Сейчас, когда я пытаюсь понять маршрут по карте, все кажется очень простым и понятным – но в конечном итоге мы сдались и вновь прибегли к помощи местных жителей – бригады газовщиков, мимо которых катались раза три. Зеленая будка из их хозяйства была главным ориентиром на пути к следующему КВ.

Там мы совершили еще одну ошибку. Так как штраф за пропуск судейского пункта составляет 1800 очков, а опаздывали мы уже на 30 с лишним минут, я принял “стратегическое” решение – на КВ не отмечаться, получить 30 минут штрафа вместо, кажется, 39 (1 очко – это 1 секунда), а затем нагнать опоздание на последнем секторе. Его длина составляла 157 км, на прохождение отводилось 2 часа 30 минут – точнее, уже 1 час 50 минут, так что надо было “выполнить среднюю” около 85 км/ч. Реально? В принципе, да (хотя прописанной в регламенте “пропагандой соблюдения ПДД” это не назовешь) – и мы бы ее выполнили, если бы не пара непредвиденных задержек.

Выехав из Суворова, мы “сели на хвост” двум экипажам на Mondeo и Subaru и довольно шустро поехали мимо Одоева, через Дубну к переправе через Оку в Дугне. Сначала от нашей “группы” отвалилась Subaru, потом экипаж Mondeo решил, что нефиг оказывать помощь конкурентам в штурманском деле и остановился на обочине – так что к переправе мы приехали первыми. В очередной раз порадовался приспособленности “Волги” к нашим дорогам. Да, Mondeo мощнее, и на прямиках он от нас отрывался – но где дорога была несколько более разбита, мы его довольно легко догоняли. Больше всего я боялся коров, мирно пасшихся на обочинах – это вам не собаки, и одним бампером тут не отделаешься.

Пасторальные пейзажи закончились в Дугне, где на понтонном мосту через Оку раскорячился эвакуатор. А драгоценное время все уходило – в итоге на мосту мы потеряли где-то минут 10 – пока оттуда уберется эвакуатор, пока проедут встречные, … – и ведь никто эти минуты нам не снял бы. Что неприятно – уровень воды в Оке упал настолько, что мост очень сильно просел вниз, и я все же чиркнул брюхом на спуске, ободрав антикор. А вот экипажу №5 на BMW, как выяснилось на финише, повезло меньше – они оторвали глушитель.

Дальше все было вроде бы вполне ясно – проехали через Ферзиково, мимо современного бетонного завода, выехали к шоссе Калуга-Серпухов – и снова “купились” на поправку про круговое движение. Уехали прямо, поняли, что едем не туда, развернулись, потупили в карту, в гугл и так далее – и в итоге опоздали на финиш на целых 18 минут. Итого мы получили 30+18 – 48 минут штрафа вместо 39, если бы отметились на КВ в Суворове. Но это еще не все :)

Год назад, на позапрошлом “Марафоне”, я обнаружил, что у меня умирает подшипник генератора. Что сделал бы нормальный человек? Поехал бы в сервис, сказал бы – “Че-то шумит!” – и, расставшись с некоторой суммой денег, через день забрал бы отремонтированный автомобиль. Что делает баржевод, пусть и оборудованный мозгом? Для начала – изучает вопрос. Для “Волг” и “Газелей” выпускается несколько моделей генераторов, отличающихся мощностью, ценой, качеством и так далее. Дальше начинается мучительный период выбора между двумя “лучшими” вариантами – либо генератором производства КЗАТЭ на 115А, либо ПРАМО на 120А. Всякие “Магнетоны” с прочими “Двойными ресурсами” отметаются в сторону. Думал я ровно год – пока на старте второго дня марафона не заметил, что генератор уже как-то совсем непристойно шумит. “Вернусь в Москву – поменяю” – подумал я. К финишу генератор стучал уже так, что люди оглядывались с выражением лица типа “вот-вот что-то стуканет”. Ну знаете, примерно так смотрят на безнадежного больного, например.

Но, как говорил герой Сухорукова в известном фильме, “В Москву ехать надо. В Москве вся сила!” – и от финиша в окрестностях Тарусы мы направились в сторону Москвы. Проехали километров 10 – и, разумеется, генератор сдался и заклинил. Печально, а главное – ремень не скинуть, от него же на “Волге” приводится помпа. Веселье на этом не закончилось – мы тормознули один из экипажей, поплакались на жизнь и упросили взять на буксир. Проехали 500 метров – и на металлическом буксирном тросе с гордой надписью “3,5 тонны” оторвался крюк. Все, совсем печаль-беда, пришлось вызывать эвакуатор. Брата я отправил с дружественным экипажем на подведение итогов, а сам – остался ждать эвакуатора. Между прочим, приехал именно тот эвакуатор, который стал причиной нашей задержки на переправе – так что по дороге домой пришлось кратенько объяснить эвакуаторщику, что там у нас такое происходило. Конечно, я “задним умом крепок” – и сейчас пришел к выводу, что надо было хоть тушкой, хоть чучелом добраться до какого-нибудь магазина с ГАЗовскими запчастями в Серпухове и поменять генератор “в чистом поле”, это совершенно несложно.

Что забавно – в предварительных результатах мы получили 39 минут штрафа за КВ в Суворове. Братан не сообразил, что нам это выгодно, пошел ругаться и качать права – и в итоге “наспорил” на положенные 48 минут и 7 место вместо 4. В качестве утешительного приза достался мультитул и диплом “За самое смешное фото” – вот то, с белкой. А еще, пока я катался на эвакуаторе, братан пил пиво, полагавшееся участникам ралли в ресторане “Гриль Хофф” – что, собственно, и изображено на последнем фото с “1000 верст”.

grilhoff

Про учебно-тренировочное ралли много слов писать не буду – так как ездил туда “учить и тренировать” нового штурмана. Участие в зачете “Студент” на МАДИ стоит втрое дешевле, чем “на общих основаниях”, так что в очередной раз пришлось сменить “правого”.

Устали? Про “Осенние каникулы” я напишу опять же немного, пропорционально пройденной дистанции. На них я поехал опять же в зачете “Туризм”, но штурманом в экипаже с девушкой Яной на Subaru. Интересно было самому опробовать в действии штурманскую программу, по принципу “eating your own dogfood”. Я уже убедился, что освоить ее может даже начинающий – но хотелось оценить именно “юзабельность”. К сожалению, этого так и не получилось – на первом же секторе, спокойном асфальтовом “доезде”, с абсолютно выполнимым скоростным нормативом около 60 км/ч, мы умудрились цепануть внешнюю обочину в левом повороте и улететь в кювет. Экипаж цел, я только порезал руку разбитым стеклом, а вот машине досталось – помялись крыло, капот и крыша, разбилось правое стекло, и, похоже, от масляного голодания в положении “вверх ногами” пришел капец движку. Конечно, налицо ошибка пилота – но и мне, как штурману, наверное, стоило сказать что-то типа “Че ты гонишь, средняя на секторе 60, а у нас уже 3 минуты опережения, сейчас выскочим из льготы”.

kanikyly

“Закрывашка” пыталась нас вытащить, но безуспешно – зато раздавила лобовое стекло. На этом ралли для нас уже точно закончилось, и мы остались ждать гаишников и эвакуатор. Лично для меня самым обидным было то, что наш неравнодушный народ, останавливаясь у обочины и интересуясь, все ли целы и нужна ли помощь, обращался ко мне, как к водителю, а отдельные особо продвинутые граждане даже пытались объяснять основы контраварийной подготовки.

Кстати, “туристы” из нас хреновые – мы пытались развести костерок, чтобы погреться, но так ничего в итоге и не вышло. Надо бы подкинуть идейку организаторам “Каникул” – если предлагаете “туристический” зачет, то что бы не поиздеваться над участниками? Пускай разведут костер или споют какую-нибудь там песенку про “изгиб гитары желтой” :)

Ну и еще напоследок передам привет [info]sanches. Помнится, как-то он прогонял телегу в духе одного из последних xkcd-шных комиксов, только несколько более сложную – про “интересное гастрономическое сочетание” аж из трех составляющих. Записывайте – берется мадера (можно крымскую), недорогой сыр (пармезанов не надо, какой-нибудь, прости Господи, “Костромской” в самый раз) и крепкий черный чай – и все употребляется попеременно – отпил вина, закусил сыром и запил чаем. На “Каникулы” я как раз взял с собой бутылку мадеры, бутербродов с сыром и термос с чаем – и знаете, сочетание действительно интересное.

2 комментария

  1. der-fremd пишет:

    Вот это чума! А сколько надо протарабанить в положении “колёсами вверх”, чтобы пришёл капец движку?

    • Говорят, субаре достаточно одного оборота коленвала. А более совдеповский движок может хоть целый день без масла на холостых работать.