Ралли “Автострада”

Я все лето намереваюсь помучить вас фоточками с прошедших автомобильных мероприятий – встречи “Клуба владельцев ГАЗ-3111″ в мае, фестиваля “Автострада” в Туле в июне, и июньского же “Ретрофеста” в Москве – но руки не доходят разобрать несколько сот снимков с карточки фотоаппарата. Те немногие несчастные, которым я все-таки показал этот ужас, испытывали ни с чем не сравнимую радость, когда фоточки все же заканчивались. Но “Автострада” в Калуге, традиционно проходящая в августе, будет исключением – я там почти не фотографировал (сделал ровно два снимка, не имеющих художественной ценности), зато наснимал на видеорегистратор пять часов невыносимо скучного видео :)

Но для начала – надо бы рассказать, что такое “ралли третьей категории”, а то папа, услышав о том, что я собираюсь участвовать в ралли, очень заволновался и начал пугать маньяком на трассе М4. Признаться, я думал, что он перечитал Стивена Кинга или пересмотрел фильмов ужасов. Хорошо проводить отпуск на даче в отрыве от средств массовой дезинформации :) Согласно официальным документам Федерации автомобильного спорта Московской области, ралли третьей категории – это “спортивное автомобильное соревнование, проходящее полностью или преимущественно на дорогах, предназначенных для общего пользования и состоящее в преодолении единого для всех Экипажей маршрута, с соблюдением установленного расписания и последовательности прохождения контрольных пунктов”. По-другому такое соревнование называется “любительским ралли” и имеет очень мало общего с известными из телевизора и компьютерных игр ралли-рейдам и ралли первой категории, где основное соревнование проходит на закрытых для общего пользования спецучастках. Это соревнование не столько на быстроту прохождения трассы, сколько на регулярность движения (то есть выдерживание заданной скорости) и точность следования по маршруту.

Я как-то читал в “Авторевю” о проходившем по правилам ралли третьей категории марафоне “1000 верст”, мне подобный формат показался интересным, а когда я увидел в описании “Автострады 2-014″ упоминание ралли исторических автомобилей – то захотел принять участие. В “Исторический” зачет 3111 пока не попадает, а вот зачет “Ралли третьей категории” без ограничений по году выпуска – это “самое то”. Признаюсь сразу, что подготовке к соревнованию я уделил очень мало внимания. Официальные документы вроде “Правил ралли третьей категории” и “Дополнительного регламента” написаны довольно запутанно, и пестрят сокращениями вроде РУ, РД, ДС, ВКП, КВД, ЗППП и так далее. Ощущение от этого всего ровно одно – “голова пухнет”.

Единственная сторона ралли третьей категории, которую я знал более-менее подробно – это чтение так называемой “Дорожной книги”. Я допустил здесь ошибку – изучил пример, приведенный на сайте с анонсом ралли, самостоятельно, а не поручил это штурману (так как чтение маршрута по “Дорожной книге” и указания водителю, куда поворачивать – это его обязанность). Подготовка штурмана (разумеется, это был [info]vanchez) свелась к прохождению “расшифрованного” мной маршрута оттуда по “Яндекс.Панорамам” – следствием чего стали несколько чисто “штурманских” ошибок, особенно неприятных в “городской” части ралли. Подобного рода соревнования часто называют “штурманскими”, так как в “идеальном” случае водитель просто крутит баранку и давит на педали, выполняя указания второго члена экипажа. Конечно, тут добавляются и непонятно изложенные в официальных документах правила проезда “слепых” позиций “Дорожной книги” – но в итоге пришлось “учить” штурмана прямо на местности.

В общем, подготовка у нас была “на высоте”. Но “приключения” только начались. В пятницу, 22 числа, я был на даче, и занимался тем, что пытался выяснить, что же мешает правильно работать замку пассажирской двери в “Волге”. Весь день я проковырялся в открытой двери и в итоге посадил аккумулятор горевшей с утра до вечера подсветкой салона. Естественно, что аккумулятор я зарядил, но выехал из Бронниц в Люберцы довольно поздно – около 23:00. Добавлю тут еще один момент – у меня с братом был уговор типа “бензин ваш, идеи наши” – я оплатил стартовый взнос в ралли, а он должен был заправить машину. В итоге я ездил “на лампочке”, с почти пустым баком. И вот когда я уже практически доехал до дома, в районе строительства новой эстакады у выезда из Жулебино, машина вдруг заглохла. По “симптомам” я прикинул, что дело либо в отсутствии топлива, либо в скоропостижной смерти бензонасоса. Кое-как оттолкав авто на стоянку “Гранта”, я побежал с канистрочкой на расположенную неподалеку заправку – но даже залитые пять литров бензина не оживили двигатель. Конечно, можно было бы вытащить кучу барахла из багажника, добраться до бензонасоса и так далее – но делать это в одиночку в первом часу ночи не так весело. С горя я полез проверять предохранитель бензонасоса, подергал его – и случилось чудо, бензонасос загудел, машина завелась и я успешно добрался до дома.

После таких “звоночков” встал вопрос – ехать или не ехать. Для себя я решил его так – мы собирались ехать в составе клубной колонны (”Клуб владельцев ГАЗ-3111″ традиционно участвует во всех “Автострадах”), и если уж что-то случится по пути в Калугу – то из этой ситуации мы выберемся. На трассе ралли можно расчитывать на какую-то минимальную помощь со стороны организаторов. Это в любом случае лучше, чем никуда не ехать, а затем столкнуться с проблемами “самостоятельно”. Разумеется, для того, чтобы выехать колонной, надо было встретиться в 6:30 в субботу на Киевском шоссе, из Люберец выехать в 6:00, а проснуться – в 5:45. Пять часов сна – этого же достаточно, правда? Особенно, если завтра вам предстоит двухсокилометровый путь до Калуги, а затем – еще и соревнования :)

Конечно, утром я немного “простимулировал” себя кофе и френч-догом на заправке, пока мы ждали задерживающуюся часть колонны, да и в целом на бодрость не жаловался – но двигались мы относительно медленно и довольно много времени потратили на остановки, ожидая одноклубников. Кстати, где-то через 10-15 километров после границы Калужской области, мы проехали через висевшее над дорогой плотное облако (пришлось даже включить противотуманки) с каким-то аммиачным запахом. Никто не знает, что это было? Заодно где-то на подъезде к Калуге я поймал колесом саморез. Обнаружил это на мойке (любой автофестиваль начинается с мойки, как театр – с вешалки), накачал колесо, но давление оно не держало. Вместо того, чтобы еще раз изучить вместе с братом регламент ралли, мы в спешке меняли колесо непосредственно перед выездом на старт, к сцене на набережной Яченского водохранилища.

Порадовало, правда, то, что участникам ралли предлагался завтрак – для нас он был весьма кстати. Снова, правда, пришлось пожалеть о том, что на капоте и багажнике 3111, в отличие от других “Волг” моделей с 24 по 31105, очень неудобно ставить тарелки и стаканы :) Забегая вперед, скажу – после финиша был еще и ужин, где обнаружилось, что порций существенно больше, чем желающих – и в итоге жареные колбаски выдавали в режиме “съешь, сколько сможешь”. К этой части организации вопросов не возникает, я остался доволен.

3111-rally

А после старта началась самая веселая для нас часть этого дня – собственно ралли :) Организаторы в интервью местному калужскому телеканалу назвали “городскую” часть ралли “блудилкой” – и это абсолютно точно ее описывает.

Вроде бы центр Калуги совсем маленький – но попетляли мы по нему более чем прилично.

rally-kaluga

Первый после старта пункт контроля времени – точнее, то место, где он должен был находиться – мы нашли довольно легко. Но “на местности” он отсутствовал! Для нас это стало неожиданностью, как и то, что после него в легенде были указаны “слепые” позиции. Мы потратили, наверное, минут 50, пропустив “спрятавшийся” за западной аркой здания присутственных мест (сейчас там находится Калужский филиал МВТУ им. Баумана) поворот – и, соответственно, не попали сразу на несколько пунктов контроля, с пятнадцатиминутным штрафом за каждый. Повезло, что мы успели к “закрывающемуся” пункту контроля прохождения номер два, одной из важнейших позиций на этом участке – на улице, где был проложен маршрут, велись дорожные работы, и судья на этом пункте должен был указывать участникам, как объезжать эту точку. Судья подсказал, что мы пропустили один из предыдущих пунктов и даже подсказал, где тот находился – но мы его не нашли :(

rally-region

На этом этапе выяснилось и то, что мы абсолютно бессмысленно потратили 170 рублей, купив атлас Калуги и области. Если в “московских” атласах указываются отдельные дома и основные дорожные знаки, то до Калуги такие вещи еще не дошли. Зато неожиданно хорошими и полезными оказались “Яндекс.Карты”. Если эту страничку будут читать калужане, то очень хотелось бы узнать, чем они пользуются для навигации по городу. У меня есть подозрение, что о бумажных атласах типа “впервые указан каждый дом” тут просто не знают, и слава Богу!

Так или иначе, вместо отведенных на прохождение дистанции 30 минут мы потратили 65, пропустили три пункта контроля и набрали 60 минут штрафа (пункт контроля времени на улице Декабристов в конце участка закрылся и тоже был нам не засчитан). Зато штурман немного освоился в своей роли и до завода “Фольксваген” в Грабцево мы доехали почти без ошибок.

Помнится, в прошлом году я посетил встречу с избирателями кандидата в мэры Москвы Алексея Навального. Остатки моего уважения к этому человеку испарились после того, как он задал “слушателям” вопрос, что-то вроде “Можете ли вы назвать хоть один построенный при Путине завод?” К сожалению, я не подготовился к встрече, не почитал сайт “Сделано у нас” и смог лишь выкрикнуть с места что-то невнятное типа “Автозавод Фольксваген в Калуге!”. Правда, такой ответ шел вразрез с дальнейшей речью Навального и он предпочел его не заметить. Разумеется, оставалась еще одна возможность – непрерывный поток автовозов, везущих в Москву новенькие Volkswagen Polo Sedan, который я наблюдал, перегоняя “Волгу” в Москву, это вызванный занюхиванием бензина глюк. После участка дистанции, проходившего по технопарку Грабцево, я авторитетно заявляю – автозавод в Калуге действительно есть, да и других новых производств немало, а Навальный – брехливый пиздун.

Дальше дорога лежала по окружной и вдоль Оки в Перемышль. Мы довольно аккуратно прошли “режимный участок” (правда, привезли отставание в две минуты из-за остановки на “поссать”), а в Перемышле нашли на одном перекрестке две точки “фотоконтроля прохождения” – приметные придорожные объекты, на фоне которых надо было сфотографироваться. Это все те два снимка, которые я сделал во время “Автострады 2-014″, и увидеть в них какую-то “художественную ценность” довольно трудно. Рядом с точкой фотоконтроля автомобили участников ралли фотографировали местные дети. Думаю, что организаторы вполне могли бы сэкономить на обустройстве судейских пунктов, используя детский труд :)

Там же, в Перемышле, мы слегка поблуждали, но пункт контроля времени нашли вовремя. Дальше надо было выехать из Перемышля в сторону Воротынска, но на пути был довольно интересный перекресток, на котором мы должны были на виду у судей развернуться раз пять – короче говоря, станцевать польку-бабочку. Скажу честно, это мы поняли не сразу и неплохо поплутали по окрестностям вместе с зеленым “Мерседесом” Ивана Афанасьева и Петра Кирьяна.

rally-permyshl

Секрет прохождения этого перекрестка – в “буквальном”, с упорством полуидиота-аутиста следовании указаниям “Дорожной книги”. Нарисован поворот налево – поверни налево, пусть даже от предыдущего поворота ты проехал всего метров десять. Все эти восемь пунктов дорожной книги необходимо было исполнить практически на одном месте.

После Перемышля следующим пунктом маршрута должен был стать аэродром Орешково, расположенный неподалеку от Воротынска. По пути удалось полюбоваться очень красивыми пейзажами, ничуть не хуже дефолтного фона рабочего стола в Windows XP, кукурузными полями и прочими красотами Калужской области. Вообще, в плане “посмотреть” эта часть ралли очень удалась. Яркое солнце, красивые облака в небе, пролегающая по живописным холмам трасса – хорошо! Дорога к аэродрому была снабжена комментариями типа “умеренное ХД, плиты, ямки”. Что такое ХД – не ответил никто, я думаю, что эта аббревиатура расшифровывается, как “х..ая дорога” (хорошая, а не то, что вы подумали). Правда хорошая – мы даже обогнали “Мерседес” :)

На аэродроме проходили дополнительные соревнования – парный заезд по взлетной полосе на точность выдерживания средней скорости, слалом и “въезд в гараж”. На них я трижды лоханулся. Во-первых, в заезде по взлетке меня сильно подвело то, что я предварительно поискал в интернете информацию о заброшенных аэродромах Калужской области. В анонсе ралли было сказано о том, что аэродром был построен в “тревожном 1941 году”, и приведена длина ВПП – 2000 метров. Фигня вопрос! – сказал я себе и прикинул, что при скорости 50 км/ч надо пройти взлетку за 144 секунды. Угадаете, где я был неправ? Естественно, я ошибся с длиной полосы – лишь ее часть использовалась для хронометража. Слалом я благополучно пропустил (30 минут штрафного времени), не заметив, а на “въезде в гараж” поставил “рекорд дня” – в обратную сторону, разумеется. “Гараж” был отмечен тремя конусами с палками, два из них изображали ворота, а третий – середину дальней стены. Я это недопонял и попер “в гараж” так, как если бы третья палка стояла в углу. Ошибку я осознал, вырулил, но три минуты, потраченные на маневры, превратились в десять с половиной минут пенализации. Ну хоть палки с конусами не посбивал и ладно.

После аэродрома маршрут вывел нас на Киевское шоссе. Мы ошиблись в прохождении развязки в Муромцево (надо было совершить любимый “Навителом” противоракетный маневр на клевере), проскочили развязку в Куровском – и из-за этого пропустили один из пунктов контроля. Но еще веселее был участок маршрута под названием “Таинственные круги”. Мы не сразу сообразили, что понималось в “Дорожной книге” под вот таким изображением:

rally-panties

Правда, узрев некоторое сходство рисунка с поворотом во дворы, мы уехали из Куровского в деревню Обухово, на страшноватую грунтовку, где даже приложились подрамником об грунт. Так как ХД эту грунтовку назвать нельзя – мы вернулись, проехали Куровское, встретили перекресток с круговым движением – и поняли, что под напоминающим трусики рисунком надо понимать выезды с кругового движения (въезды среди “слепых” позиций не обозначаются – так как там предполагается движение в единственном направлении). Надо ли говорить, что название участка мы узнали лишь после того, как прошли его? Вывод – читайте названия участков трассы.

Правда, на последнем круге мы обсчитались, заехали на парковку завода PSA Peugeot-Citroen – но почесав репу, решили ехать дальше по дороге – и радостно выехали к финишу в деревне Росва. В Росве у финиша тоже кучковалась стайка детей, просившихся посидеть и пофотографироваться в машинах. Ну как тут откажешь? Кстати, “Волгу” дети опознают стопроцентно, даже с учетом того, что 3111 они вряд ли до этого видели.

На этом спортивная часть ралли закончилась, а в дорожной книге остался лишь “план доезда”, который должен был привести обратно в сквер имени космонавта Волкова. “Клуб владельцев ГАЗ-3111″ уже уехал в Тарусу, на дачу одного из заслуженных членов клуба, а мы с братом решили подождать награждения – которое по плану должно было состояться в 18:30, а по факту – завершилось лишь около 20:00. Мы заняли 16 место из 22 в абсолютном зачете, и 3 из 4 в зачете “Ралли третьей категории” – но для первого раза хорошо хотя бы то, что мы успешно прошли трассу, не позвонив на указанный в регламенте телефон “Помогите, мы заблудились!” Как я уже говорил, мы наснимали пять с лишним часов видео на регистратор, естественно, предлагать смотреть все это я не буду – но можно оценить ускоренную в восемь раз версию – тут и видео еще смотрибельно, и длина не зашкаливает. При просмотре обязательно включите субтитры – я снабдил видео комментариями, объясняющими, что здесь происходит.

Что было дальше? А дальше мы отправились в Тарусу к одноклубникам, где узнали, что устроив “погоню” по стадиону в Калуге, “повелитель запчастей” Дмитрий Горохов улетел в занос, пропорол до корда два колеса и даже посмотрели его “улетное видео”.

Разумеется, что спать я лег снова в час ночи, а часов в 6-7 утра, замерзнув, ушел греться в машину. Те, кто спал в доме, говорили, что такой бензиновой вони от Евро-0 не нюхали уже давно. Разъезжаясь на следующий день, мы посетили шиномонтаж на выезде из Тарусы – где мой брат с удивлением узнал, что в качестве запаски у нас была поставлена зимняя шина с “неправильным” направлением вращения (этого я ему не говорил специально – чтобы не пугался раньше времени), а “повелитель запчастей” был вынужден поставить вместо одного из совсем убитых на дрифте колес не менее убитое и потертое чуть ли не с помойки. Ну а то, как мы ехали обратно по Симферопольке – это уже совсем неинтересно, никаких приключений там не было.

Еще парочку комментариев сделаю по поводу дорог в Калужской области. Не знаю, как там это у них получается, но по моей “системе оценок” – большинству дорог, соединяющих районные центры друг с другом, можно поставить честные 4-5 баллов. Качество покрытия гораздо лучше, чем на аналогичных дорогах в Московской области. Есть дорожки и похуже – но асфальтированных дорог хуже 3 моих баллов я не видел. Правда, большинство местных дорог – довольно извилистые, проходящие по холмам. Если днем это еще терпимо, то ехать в Тарусу по темноте было немного стремновато.

При всем этом – в районе “технопарков” активно строят новые дороги. Скажем, “волшебных кругов” между Куровским и Росвой на карте 2012 года (новее в магазинах мы не нашли) не отмечено. Нет их и на Яндексовской “официальной” – только на “народной”.

Комментарии отключены.