1000 верст? Нет, 1000 миль!

В прошлые выходные проехал в зачете “Туризм” на ралли “Марафон PRO-X“. Результатами похвастаться не могу – 10 место из 13, да и то потому, что трое участников сошли. А почему так плохо и как я дошел до жизни такой – читайте дальше.

Проблему с “бунтом на корабле” мне удалось разрешить, так что штурманил [info]vanchez. Правда, повесить на него обязанности кока, то есть заставить нарезать бутерброды в дорогу, не получилось – но это терпимо. Главное, что штурман согласился оплачивать бензин. В итоге – 25 октября около 5 часов утра мы выехали из Люберец, рассчитывая к 6:00 прибыть к старту в поселке совхоза Останкино (это на Рогачевском шоссе), проверить калибровку одометра и в 6:24 – получить маршрутные документы и билеты в музей, которые нам забыли выдать на административной проверке. Вместе с маршрутными документами выдали ланч-боксы – то есть сендвич с овощами и сладкую булочку. Приятное дополнение к заботливо нарезанным бутерам и пачке “Баунти” и “Сникерсов” – штурман с богатым опытом выживания на страйкбольных мероприятиях рекомендует именно эти источники углеводов. Другой совет из страйкбольного выживания, брать колбаски “Пикколини”, я при закупке провианта проигнорировал, точнее, видоизменил – вместо дорогих “Пикколини” (за эти бабки я лучше бастурмы куплю) взял пачку “Охотничьих” колбасок – которые оказались не готовыми к употреблению, а предназначенными для жарки :(

Так или иначе, но мы в 6:24 были на парковке BRP-центра “Формула 7″ в поселке совхоза Останкино, полностью готовые к предстоящему ралли – то есть с двадцатилитровой резервной канистрой в багажнике и кучей разнообразной нямки для употребления как на ходу, так и во время стоянки на перерыве. На тарировочном участке (где можно сравнить показания штатного и “эталонного” одометров) у нас получились какие-то слабо согласующиеся с выданными организаторами данные, что не особо радовало – но так как штурман математические задачки разряда “из пункта А в пункт Б выехал автомобиль” решает слабо, а вычислительной техники, умеющей считать поправки, на борту не было – то пришлось понадеяться, что километры в “Дорожной книге”, в реальности и на одометре “Волги” будут более-менее совпадать. Впрочем, пролистав ее и обнаружив обилие “слепых” позиций (то есть без указания расстояний), мы поняли, что это – не самая главная наша проблема.

Правила проезда “слепых” позиций в ралли третьей категории (по правилам которых проводится “Марафон”) довольно неочевидны, да и написаны на каком-то особом варианте “русского legalese”. На “Автостраде” в Калуге в “Памятке участника” были приведены комментарии, которые только запутали общую картину. После финиша “Автострады” Евгений Сорока рассказал еще одну их трактовку, которую, конечно, мы могли запомнить и в несколько искаженном виде. В общем, будущее стало еще более печальным. Более того, с имеющейся у нас картографией – Яндексовскими картами в мобильном – вряд ли удалось бы попытаться попробовать пройти будущую трассу методом “plot and bash” – то есть за время этого часового перерыва между получением документов и стартом определить, где же трасса проходит. Если в качестве ориентиров указываются, скажем, столбики или специфические дорожные знаки – то прикинуть, где пройдет маршрут, довольно сложно.

Первая часть маршрута ралли представляла собой практически один длинный РД (”режим движения”, то есть участок, где задан часто меняющийся скоростной режим, а от участников требуется наиболее точно его выдержать, штрафные очки начисляются как за опережение, так и за опоздание) под названием “Мак розга”. Подобные дополнительные соревнования называют “раком мозга” не случайно – честно считать время прохождения каждого из участков крайне утомительно. Правда, когда из штурманского оборудования имеется лишь одометр, показывающий сотни метров, вся надежда лишь на соблюдение скоростного режима. Для большего веселья “туристам” предстояло еще и решить кроссворд из названий населенных пунктов по пути.

А в 7:24, после старта, начался собственно маршрут – мы доехали по Рогачевскому шоссе до Рогачево, повернули на большую бетонку, а затем ушли с нее немного севернее и пересекли Ленинградское шоссе в Спас-Заулке. Первые пару часов мы, помимо того, что внимательно высматривали все населенные пункты, боролись с обмерзанием стекол – почему-то образовывалось неприлично много конденсата, а на холодных стеклах он замерзал. Во время запланированной остановки пришлось даже взять в салон скребок для льда. Иней приятен только тогда, когда он ровным слоем покрывает придорожную растительность – а в салоне машины ему не место. Печка, конечно, работала неплохо, и даже прогревала датчик температуры воздуха до 25-30 градусов, да и по личным ощущениям в машине было тепло – но стекла были холодные :( Вообще, до старта меня терзали сомнения, не превратятся ли осенние “1000 верст” в “1000 зимних верст” – но снег лежал лишь на обочинах, а на дороге льда не было. О близости зимы напоминал только пейзаж за окном.

После Спас-Заулка мы повернули на дорогу Р107 (Клин-Лотошино). На этом участке был небольшой забавный эпизод – на прекрасном участке дороги было установлено ограничение 40 км/ч. Естественно, что даже самые законопослушные водители ездят там не меньше “бесплатных” 60 км/ч, а плестись для соблюдения заданного режима (который организаторы даже прокомментировали в “Дорожной книге” – “Скорость ограничивали не мы”) я решил на “аварийке”. Через некоторое время сзади собрался “паровозик” (обгон там запрещен), и я решил свернуть на обочину и пропустить ни в чем не повинных людей. Одна машина обогнала, а вторая – остановилась вместе с нами. Оказывается, это был один из судейских автомобилей, и они, похоже, решили узнать, не случилось ли чего.

А вот на Р107 мы жестоко ошиблись, пропустив поворот направо в Суворово. Зато допилили до Лотошино, обнаружили похожий поворот и в итоге – выехали к судейскому пункту, но в противоположном направлении. По дороге встретили три автомобиля участников, едущих навстречу, и страшно удивились, а на судейском пункте – не увидели знака, обозначающего его. А дальше – позиции в “Дорожной книге” стали совсем катастрофически отличаться от того, что было на местности. Считая РД завершенным, мы попытались найти что-то похожее в окрестностях, доехали до Суворово, развернулись – и вдруг увидели, что если проехать один из пройденных нами поворотов в обратном направлении, он очень похож на одну из позиций ДК. В итоге непосредственным результатом этой ошибки стало то, что добрые судьи, увидев очередной наш разворот в зоне их видимости, все-таки зачли нам прибытие на финиш РД с огромным опозданием (хотя могли бы и наказать за неприличные маневры в зоне контроля), ну а дальше – ошибки стали лишь накапливаться. Это все-таки “Марафон” и цена любой ошибки очень и очень высока.

Когда мы разобрались с нужным направлением движения, судейский пункт уже “снялся”. Это означало, что прошли его мы с опозданием в 15 минут или даже больше, а расчетное время прибытия на первый пункт контроля времени было все ближе и ближе. Более того, мы стартовали одними из последних и запас времени между расчетным временем прохождения и временем закрытия судейских пунктов был минимален. Приведенный в ДК совет заправиться на “Лукойле” в Лотошино мы проигнорировали (в баке было около 30 литров, чего с запасом должно было хватить до перерыва, а там и канистру можно влить), и попытались нагнать отставание. Показания одометра после “блудилова” не имели уже никакого отношения к цифрам из ДК, а важный поворот к пункту контроля времени задавался по расстоянию от старта – в итоге мы приняли за него что-то совсем другое и уехали неизвестно куда. Дополнительно путаницу внес и съезд на грунтовку вскоре после поворота, похожий на позицию из ДК. В итоге мы проблуждали по грунтовкам почти час, спрашивая у аборигенов дорогу на Козлово (так почему-то назывался пункт контроля времени, хотя никакого Козлово там рядом нет), а они отправляли нас совсем в другом направлении.

Поняв, что не успеем на перерыв, мы расстроились окончательно. Дозвониться руководителю гонки по указанному в регламенте телефону не удалось, так что перерыв с перекусом мы устроили самостоятельно. К этому моменту меня начало доставать металлическое побрякивание из-под капота, оценить его источник не представлялось возможным – но так как оно было слышно справа-спереди от двигателя, я подумал, что генератору приходит песец. Забегая вперед, скажу, что был прав.

У нас оставалась лишь одна возможность – попробовать вернуться на трассу, пользуясь билетами в музей (его надо было посетить и сфотографировать картину “Новая крыша”). На них был адрес в городе Зубцов, куда мы и поехали. Шансов пройти пункты КВ у нас уже не было, так что оставались лишь шансы на то, что как-то зачтется фотоконтроль прохождения – состоящий в том, что надо сфотографировать автомобиль и члена экипажа на фоне приметного объекта рядом с дорогой. По дороге в Зубцов на М9 мы встретили еще одну из участвовавших в ралли машин, которая ехала в направлении Москвы. Позже мы узнали, что этот участник тоже не нашел первый пункт контроля времени, но оказался менее пытлив, чем мы, и решил вернуться.

В Зубцове картинной галереи не оказалось, местные жители отправляли нас в краеведческий музей – и примерно в этот момент до нас дошло – надо просто набрать в поисковике “Борковская картинная галерея” (это было написано на штампе на билетах). Оказалось, что картинная галерея расположена в деревне Борки неподалеку. Много вы видели картинных галерей в деревнях? А в Борках такая есть! Судя по “Маршрутному листу”, мы набрали почти два часа отставания от графика – и когда мы фотографировались на фоне галереи, нам позвонили организаторы, узнать, все ли у нас в порядке, и посоветовали ехать на ночлег в запланированное место. Правда, мы решили все-таки двигаться дальше по маршруту, а не ехать кратчайшим путем – так интереснее :)

DSC04311

Картинная галерея оказалась закрыта, но под табличкой с временем работы была оставлена записка с номером телефона смотрителя. По нему удалось дозвониться и посмотреть галерею – которая по-своему интересна. Есть там и экспонаты, подходящие больше краеведческому музею – от зубов мамонта до предметов крестьянского обихода, и картины художников Тверской области – как известных, так и “самодеятельных”, и самые разные скульптуры. К своему стыду, я не запомнил имени Героя Советского Союза, подвигу которого посвящена небольшая бронзовая скульптура. Представляете себе конные скульптуры Лансере, что-то вроде “Джигитовки”, растиражированной в виде чугунного литья, например? А если один из всадников, в советской военной форме, стаскивает с лошади за шиворот второго, в форме немецкого офицера? По-моему, прекрасная иллюстрация художественных вкусов целой эпохи, вы не находите?

Еще один “памятник эпохи”, которым мы разжились в Борках – брошюрки со злободневным (по состоянию на 1996 год) памфлетом в стихах “Кто сказал, что Бендер умер?” за авторством Анатолия Браза. Среди прочих стихов есть и такой:

Я приглашенья ждал недолго,
Под утро подошел к окну
И вижу: подъезжает “Волга”
С названьем “Антилопа-Гну”

с вот такой иллюстрацией:

antilopa

Стихи, конечно, на любителя, и ценны сегодня скорее как исторический памятник, а картинка мне очень понравилась – учитывая наши приключения :)

Из Борков мы поехали в Зубцов, оттуда – на А112 и во Ржев. Участникам зачета “Туризм”, помимо пунктов фотоконтроля прохождения, необходимо было выполнить дополнительные задания. Например, на одном из пунктов фотоконтроля необходимо было сделать не только требуемый правилами ралли снимок с автомобилем, членом экипажа и чем-то приметным у дороги, но и смешной снимок (был отдельный конкурс на самый смешной из них).

DSC04327

Вдоль всего тракта – огромное количество военных мемориалов и памятников. Дорога идет по высокому берегу Волги, то есть по северной границе “Ржевского выступа”. Одним из пунтов фотоконтроля был такой вот импровизированный памятник в деревне Ковалево.

DSC04334

Кроме фотоконтроля, в число дополнительных заданий входило “найти табличку или надпись, относящуюся к одному из героев Отечественной войны 1812 года (настоящему или литературному персонажу)”. На Ржев мы возлагали особые надежды – найти в городе упоминание поручика Ржевского. Даже более того – пользуясь Яндекс.Картами, мы нашли кафе “Поручик Ржевский” – в стороне от трассы ралли, но с железно удовлетворяющей условию вывеской. Правда, это не пригодилось – так как дальше, на Торопецком тракте, нашелся памятник генерал-лейтенанту А. Н. Сеславину. Обидно, но в качестве выполнения задания засчитывалось даже фото на фоне стеллы “Ржевский район” :(

DSC04337

На 34 километре Торопецкого тракта асфальт сменился на гравий, а вскоре должен был начаться очередной РД – но не для головного, а для спинного мозга – с быстрым движением по грейдеру. Норматив задавался на уровне 60 км/ч вне населенных пунктов и 40 км/ч – по ним. Это немного больше напоминает “настоящее” ралли, а для нас стало очередной возможностью убедиться, что проходимая на Kia Picanta трасса прекрасно проходится и на “Волге”. Грейдерные дороги оказались вовсе не такими страшными – но это для “туристов”, “спортсмены” на финише рассказывали об ужасной дороге в некий заповедник.

После финиша этого РД дорожная книга заканчивалась, а дальнейший маршрут описывался словами “двигаться по любому пути до КВ-4 «СДЛ», находящегося перед воротами «Парк-отеля СДЛ» – около 6 км южнее Осташкова”. По дороге надо было выполнить еще два задания – в Андреаполе проникнуть на территорию гарнизона и сфотографировать истребитель, а в Пено – сфотографировать памятник партизанке, которая проникла на территорию вражеского гарнизона и была за это расстреляна. Тут меня в некотором смысле спасла эрудиция – про аэродром в Андреаполе я знал, а про Лизу Чайкину – тем более. Штурман, несмотря на диплом историка, не только не знает, кто такая Лиза Чайкина, но не может даже назвать ни одного пионера-героя.

Выехав с Рижского тракта (это продолжение Торопецкого, грейдер в лесу) на Новорижское шоссе, мы заправились и продолжили путь на Андреаполь – по очень неплохому грейдеру, где даже обгоняли машины аборигенов. Все-таки подвеска у “Волги” комфортнее, чем у некронемцев, и машина может идти 60, а то и 70-80 км/ч по ровному грейдеру без напрягов. “Шпионских игр” в стиле Джеймса Бонда в Андреаполе не было – мы въехали в город затемно, аборигенов на улицах не было, и увидев стоявший с зажженным светом автомобиль, свернули к нему, намереваясь спросить что-то вроде “А где тут у вас Су-15?” Каково же было наше удивление, когда в свете фар мы увидели стоящий во дворе домов на постаменте истребитель! Оказывается, для “проникновения на территорию гарнизона” достаточно лишь свернуть с дороги. Памятник Лизе Чайкиной в Пено удалось найти еще проще – правда, с опросом аборигенов в лице продавщицы в магазине. Чтобы не показаться невежливым, купил пачку сока :)

DSC04342

К воротам “Парк-отеля СДЛ“, где размещались участники и организаторы, мы прибыли около 22:00 – то есть, учитывая два часа опоздания, прошли участок трассы от Борков до ворот в точности по нормативу. Это, к сожалению, нам ничуть не помогло, как и “взятие” всех пунктов фотоконтроля и дополнительных заданий – они принимались в течение 10 минут после финиша экипажа, а раз мы не финишировали – то и “принимать” у нас было нечего. Зато хоть фоточки остались на память.

К сожалению, в темноте мы не видели, как говорят, очень красивого озера Пено (на берегу которого и стоит одноименный город), да и прекрасное расположение парк-отеля на берегу озера Сиг не удалось оценить. Зато нам очень повезло в том, что осталось две порции ужина – хотя он был до 22:00, а в ресторан “Боярская трапеза” мы пришли позже, когда там уже вовсю играл разухабистый шансон, а припозднившиеся гости даже пытались под него танцевать. Ужин, конечно, был довольно скромным – и на 500 рублей с человека как-то не тянул, но в сочетании с шашлыками “от организаторов” оказался вполне ничего. Кстати, именно вопрос оплаты гостиницы стал причиной бунта штурмана – так как она оплачивалась отдельно от заявочного взноса. Лично мне кажется, что на двухдневном марафоне стоимость гостиницы (не такая большая, кстати – 1500 за двухместный номер и 1600 – питание, завтрак и ужин, на двоих) могла бы быть включена в заявочный взнос (с какими-то оговорками, конечно – например, в зачете “Туризм” надо как-то учитывать возможное наличие в экипаже пассажиров). Да, взнос вырос бы с 7500 до 10600 рублей – но было бы четко оговорено, что в него входит в том числе и размещение.

Про отель стоит сказать особо. Это несколько коттеджей и гостиниц в этаком “псевдорусском” стиле, расположенных на берегу озера Сиг. От зданий отеля до берега – всего 150-200 метров, с другой стороны – лес. От такой близости к природе возникают опасные мысли. Мало того, что на территории находится подворье Богородицкого Житенного женского монастыря, так еще в административном корпусе действует постоянная выставка Всеволода Иванова “Русь ведическая“. На картинах Иванова ведические древние русы пашут на мамонтах, воюют с древними атлантами, наблюдают за падением Челябинского метеорита и занимаются прочими интересными вещами. Не спрашивайте меня, как на одной территории уживаются христианство и ведическое родноверие-долбославие – но это по крайней мере заслуживает внимания.

Правда, не обойдется и без “ложки дегтя” – номер оказался хорош лишь на фотографиях. Все впечатление убили разваливающийся комод (он буквально на сантиметр шире своих ящиков, и те не держатся на направляющих) и незакрепленная, шатающаяся душевая кабинка. Довольно интересно залезать в нее в легком подпитии, ощущаешь себя славяно-арийским космонавтом. Зато отапливают хорошо, я думал даже, что по ошибке нас поселили в баню, а ночью не выдержал и проснулся от жары в пять часов утра. Заснуть уже не получалось, я взял фонарик и пошел разбираться с шумом от генератора. Для того, чтобы исключить стук двигателя (хотя за 900 километров, пройденные в первый день, он бы точно “вылез наружу”), я решил скинуть приводные ремни навесного оборудования, запустить двигатель без них и послушать. Работы на полчаса – но не ночью в одиночку с фонариком :) Зато источник звука удалось локализовать, это оказался генератор – и даже при прокручивании от руки он издавал неприятный скрежет. Печально, конечно – но он мне давно парил мозг странной работой реле-регулятора, да и мощности в 75А явно недостаточно.

Старт для нас был назначен на 11:24, так что все утро мы с братом потратили на всякую ерунду типа осмотра выставки Иванова, прогулки по территории и так далее. Кстати, с утра по территории отеля выгуливали на поводке медведя :) В 10:24 мы уже сдали ключи от комнаты, получили “Дорожную книгу” второго дня и дальше – сидели в машине и грелись. Маршрут начинался с “блудилки” по Осташкову с несколькими точками фотоконтроля, ее мы прошли очень бодро, не купившись на стандартные приколы вроде изображений кругового перекрестка в виде нескольких разрозненных позиций. К судейскому пункту мы подъехали с запасом и несколько минут отстаивались и курили бамбук. Дальше был сорокакилометровый перегон до Селижарово, где пункт контроля времени отсутствовал. И вот тут мы протупили, испугавшись того, что впереди нас поджидает внезапный контроль времени, то есть замаскированный судейский пункт, штрафующий за опережение (как выяснилось потом, на “Марафоне” внезапный контроль времени не применяется). Мы отстояли накопленное на “перегоне” опережение и двинулись дальше, на РД под названием “Ралли-кросс”.

Вечером первого дня организаторы намекнули, что за грунтовки, пройденные к тому времени, мы им еще спасибо скажем. Не обманули – режим движения по намного более убитой дороге (грейдер от Селижарово к шоссе А111) задали на уровне 60-70 км/ч. На “гражданской” машине он выдерживается, на финиш мы привезли 49 секунд отставания, и то из-за криков штурмана “Ты чего, совсем уже?” на участках особенно “хорошей” дороги. Правда, ездить так я никому не посоветую. Отдельное впечатление производят окрестности этой дороги – она проходит через несколько заброшенных деревень, где сквозь остатки когда-то добротных крестьянских домов прорастает гигантский, в 4-5 метров высотой, борщевик. Напоминает какую-то постапокалиптическую фантастику про нашествие инопланетных растений.

До следующего пункта контроля времени по маршрутному листу оставалось около 120-130 км расстояния и 2 часа времени, средняя скорость была указана на уровне 65 км/ч, и я немного расслабился. Необходимо было лишь выполнить дополнительное задание – найти в радиусе 100 км “Грузинскую среднюю школу” и прибыть на АЗС “Роснефть” на восточной окраине города Старицы. Дальнейшая дорога лежала через Кувшиново, Торжок и Старицу, времени, по прикидкам, было вполне достаточно, и я особо не гнал – а на въезде в Торжок даже постоял и потупил в карту вместе со штурманом.

“Грузинская школа”, естественно, к Грузии отношения не имеет, и расположена в селе Грузины чуть южнее Торжка, как раз по дороге в Старицу. В городе мы чуть-чуть попетляли, но все же выбрались на дорогу Р88, соединяющую Торжок со Старицей, и очень удивились, увидев на указателе надпись “Старица – 106 км”. До этого расстояние мы оценивали по пачке Беломора мелкомасштабной карте в “Яндекс.Картах”, дороги между Торжком и Старицей там не видно, и ее длину мы оценили по длине прямой, соединяющей города. На самом деле дорога делает пару больших зигзагов – как будто ее строили специально для того, чтобы максимально удлинить путь. Времени до расчетного прибытия оставалось не больше часа, до закрытия пункта контроля – час двадцать, и из легкой прогулки со скоростью 65 км/ч, как следовало из маршрутных документов, этот участок превратился в бешеную гонку. Дорога довольно сильно петляет, проходит через множество населенных пунктов, да если еще учесть задержку на то, чтобы сделать фото – то чудом кажется то, что мы опоздали к расчетному времени всего на 15 минут. Подобные нам участники соревнований жарили там не по-детски – скажем, на шедшей чуть впереди Honda Civic не выдержало и сгорело сцепление. На таких участках (кстати, как и на грейдере от Селижарово) пилоту куда приятнее, чем штурману – руки вертят руль, ноги топчут педали, адреналин зашкаливает, да для пущего куражу можно орать матом на штурмана – а штурману остается только вжаться в кресло, молиться трем иконкам на торпедо (при их наличии) и не отсвечивать. Интеллигентнейший [info]vanchez даже ни разу не матюгнулся в ответ, а зря – ругань способствует выделению адреналина, а тот облегчает страх.

В Старице, естественно, пункта контроля времени не было, он отсутствовал на местности, как до этого – в Селижарово. Несмотря на то, что крутить головой по сторонам было некогда – все же увидел постройки Свято-Успенского монастыря, который выглядел в лучах заходящего солнца этаким “лубком” из старорусской жизни.

Вообще, 150 километров расстояния и 2 часа 20 минут на их прохождение в ДК похожи на опечатку. Общее расстояние по одометру вышло около 230 км, которые – при аналогичной средней скорости – надо проходить за 3 часа 20 минут. Похоже, что расстояние было указано не до АЗС в Старице, а до “грузинской школы”.

Поздравив себя с отсутствием пенализации, мы заправились и отправились на последний участок маршрута – где за четыре часа (точнее, 3 часа 45 минут, если мы хотели нагнать отставание) надо было пройти 242 км и вернуться к месту старта. По пути надо было пройти несколько пунктов фотоконтроля, и об одном из них, под названием “Храм Анны”, я бы рассказал отдельно. Чукча не дурак, чукча читал форум про ралли на auto.ru и про уникальную двухобъемную Казанскую церковь в селе Ярополец что-то помнил (точнее, помнил, что она освящена в честь Казанской иконы Божией Матери). Когда на одном из участков мы засомневались, что повернули правильно, то я заставил штурмана набрать в Википедии слова “Казанская церковь”, не обращая внимания на упоминание “какой-то там Анны” – а затем, убедившись, что церковь находится в Яропольце, успокоил себя тем, что общее направление на Ярополец (через знакомое уже Лотошино) мы выдерживаем. А что с Анной? Я уточнил в той же Википедии, и, видимо, речь идет об Анне Родионовне Чернышовой, хозяйке имения в Яропольце, при которой эта церковь и была построена.

DSC04353

На одном из более-менее спокойных участков штурман наконец-то расслабился, достал телефон и начал обсуждать отдых в Таиланде. Конечно, мысленно переноситься на Пхукет, штурманя по закоулкам Московской области, совершенно неправильно, но меня поразило другое – братан очень придирчиво отнесся к выбору авиакомпании, не доверяя всяким там чартерам. Правильно делает, конечно – но как-то странно выглядит это после валилова из Торжка в Старицу, где риск неприятностей был больше, чем даже при полетах Malaysian Airlines.

От Яропольца мы поехали в Клин, там пересекли Ленинградку, а дальше – свернули на дороги местного значения в поисках пункта фотоконтроля под замечательным названием “Столик”. Это действительно стоящий в кустах на обочине столик, за которым, видимо, собираются местные алкоголики. Тут сказалась усталость штурмана, он прочитал “0,50″ в ДК, как “пятьдесят метров”, а не “пятьсот”, в результате мы немного поплутали в поселке Зубово. Столик мы так по темноте и не нашли (другие участники пользовались для этого фонариками), а вот до гольф-клуба LINKS National (еще одна контрольная точка) добрались успешно. Дальше по ровному грейдеру выбрались на Рогачевское шоссе – и обнаружили по яндексовскому навигатору, что опаздываем к финишу на те же 15 минут. Плутание в Зубово “съело” все время, что удалось нагнать после Старицы – но до финиша в том же поселке совхоза Останкино мы добрались успешно, и по итогам второго дня были шестыми. Можно было, конечно, пройти трассу лучше – но основной вклад в “финишную” пенализацию внесли опоздание и отсутствие фотографии “столика” :(

Что в итоге? За первый день я провел за рулем 15 часов и прошел около 900 километров. Второй день скромнее – всего-то 8 часов и 600 километров пути. Прибавим к этому еще два часа и 120 километров пути от дома до старта и от финиша до дома и получим 1620 километров пути. “1000 верст” легко превратились в 1000 миль, но в целом было более чем интересно.

Немного расстроило большое количество отсутствующих пунктов КВ. Да, судей мало, а спортивный зачет – это совершенно иное мероприятие, требующее большего “контроля” (старты-финиши дополнительных соревнований, например), но в некоторые моменты подкатывало ощущение, что “про нас забыли”. Переживалось это все нормально – с учетом того, что примерно так же мы ехали весь первый день, но как-то все равно немного не по себе, когда ты остаешься наедине с “Дорожной книгой”.

2 комментария

  1. GetinakS пишет:

    На заметку (от раздолбайского штурмана): дико полезен нафигатор с WinCE и OZI Explorer-ом (ведроидный имхо чето тупит слишком много), и какие-нить кривые карты на оном озике (поскольку я по оффроаду в основном штурманю, то использую ГШ, для дорожной версии в озик полезно будет залить яндексовые карты). Бонусы озика – решения задач на триангуляцию, прокладку маршрута руками, нормальный одометр (точнее два одометра) и прочее. На легенды вообще хватает двух одометров и (желательно) парочки бэков, которым штурман орёт “ищембля левый поворот с упавшим дубом на ближайших 10км” (для слепых легенд), можно и без бэков, но штурман должен тогда не щёлкать варежкой. Самая весёлая легенда в моей практике была устроена тверским джиперским клубом: а вам слабо зашифровать разворот в лесу в квадрате где-то 70х70 метров 25 пунктами(экипаж, который на тех соревнованиях занял третье место легенду откатал со сломаным одометром и без gps, такшта можешь пинать штурмана фразой “одометр – не нужен!”)?

    • Я сейчас обдумываю программку для Android, сочетающую навигацию и специфику Р3К (”рак мозга” и прочую калькуляцию). Народ вроде бы ездит с ноутбуками, используя древнюю, как говно мамонта, программку “Чайный навигатор” – но сейчас это не вариант, она работает только из под чистого DOS, требует подключения датчика скорости к COM-порту, и подозреваю, что заставить ее работать на доступном мне оборудовании (скажем, DOSBox и USB-COM преобразователь) будет нетривиально, не говоря о том, что придется решать вопрос с питанием ноута в машине.

Ответить

Или воспользуйтесь входом по OpenID: