Продолжим разговор о современном искусстве

@muratova в твиттере на днях задалась нетривиальнейшим вопросом — как отличить верх и низ на картине весьма современного художника. Предложу практически стопроцентно работающий метод, основанный на несложном наблюдении, позволяющем отличить хорошее абстрактное искусство от плохого.

Для начала — несколько вводных. Предположим, что нам дан некий предмет абстрактной живописи (то бишь картина), имеющий конечное число вариантов ориентации. Будем считать, что «правильная» его ориентация одновременно является и «лучшей» — то есть перевернутая картина по своим художественным качествам хуже такой же картины, висящей в нормальном положении. Последнее предположение — довольно сильное, и введено с известной долей произвола. Оно кажется вполне очевидным для неабстрактной живописи, а исключения, типа «Черного квадрата» Малевича, на мой взгляд, сравнительно редки. Благодаря ему задача определения ориентации абстрактной «картины» сводится к задаче определения наилучшей из конечного числа абстрактных картин.

Вкратце изложу метод определения качества абстрактной картины. Общеизвестно, что «задний план» на картинах Френка Фразетты лучше, чем таковой на картинах Бориса Вальехо. Для примера — слева Фразетта, справа Вальехо:

frazetta-and-valejo

Из этого очевидно следует, что если мы умеем отличать картины Фразетты от картин Вальехо — то мы умеем сравнивать качество абстрактных картин. Превратить же произвольную абстрактную картину в картину Вальехо или Фразетты очень просто — достаточно пририсовать к ней (хотя бы мысленно) обнаженную (или не очень одетую) женщину. Достаточно очевидно, что для картин с уже имеющейся обнаженной натурой этого делать не обязательно.

Для валидации метода применим его к нескольким неабстрактным картинам с известной ориентацией. Для начала — возьмем уже имеющуюся обнаженную натуру и покрутим ее:

example-1

Думаю, правильная ориентация картины очевидна. Теперь подрисуем обнаженную натуру к «готовой» картине, сначала неабстрактной:

example-2

Далее будем постепенно увеличивать градус абстракции:

example-3

И еще немного:

example-4

Думаю, тут тоже все вполне ясно? От кубизма перейдем к еще более абстрактному искусству — где я продемонстрирую торжество представленного метода. Вот возьмем такую, с позволения сказать, картину:

slow-curve-1

Или такую?

slow-curve-2

А может быть, такую?

slow-curve-3

Или даже такую?

slow-curve-4

Думаю, из следующего рисунка все будет совершенно ясно:

example-5

Для уважаемой публики должно стать очевидным — если художник не счел нужным изобразить на картине голую женщину, то, может, он и рисовать толком не умеет?

picasso-nude

На сей оптимистической ноте позвольте считать краткое изложение метода определения ориентации абстрактной картины законченным. Разумеется, его применимость не исчерпывается лишь четырехугольными картинами. Обобщение на картины в форме многоугольника (имеющие конечное число возможных ориентаций) тривиально. Не сомневаюсь, что возможно обобщить метод на случай картин, имеющих бесконечное множество возможных ориентаций (например, круглых) — но здесь имеются некие трудности, связанные со свойствами «метрики качества» картины. Впрочем, необходимая математика не выходит за пределы стандартного курса математического анализа :)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *