Оленеводства псто

Прокомментирую “по горячим следам” различие экзит-поллов и “предвыборной” социологии на московских выборах. Как известно, “социологи” прогнозировали явку избирателей около 50%, Собянин получал около 60%, Навальный – около 20%, остальные кандидаты в сумме – те же 20%. По данным экзит-поллов, явка составила около 30%, Собянин получает около 50%, Навальный – около 30%. Тут же раздался дикий вой о том, что “социологи” все наврали, выборы будут сфальсифицированы, все пропало и так далее.

Предложу некую “теорию”, объясняющую расхождения результатов. Основная посылка – в том, что все избиратели делятся на две категории, “электорат Навального” и “все остальные”. В первую входят те, кто до начала предвыборной кампании находил для себя возможным поддержать кандидата Навального. В ходе кампании Навальный работал исключительно на его “мобилизацию” – поэтому в качестве основного свойства “электората Навального” примем 100% его явку и 100% поддержку “своего” кандидата. Остальные же избиратели голосуют, как им вздумается – причем будем считать желание пойти на выборы и политические пристрастия независимыми.

Для оценки численности первой категории воспользуемся данными экзит-поллов. Всего в Москве зарегистрировано около 7 миллионов избирателей, из них пришли на выборы – 30%, или 2,1 миллиона. Их голоса распределились следующим образом: Собянин – 56%, 1 176 тысяч избирателей, Навальный – 29%, 609 тысяч избирателей, Мельников – 9%, 189 тысяч избирателей, Митрохин, Дегтярев и Левичев набрали по 2% – это 42 тысячи избирателей у каждого. Еще раз повторю свое основное предположение – избиратели Навального полностью “отмобилизованы”, гарантированно придут на выборы и поставят галочку где надо – или хотя бы нарисуют котика:

cat-for-navalny

Предположим теперь, что явка составила не 30%, а все 50%. Тогда в свете вышеозвученных гипотез 609 тысяч избирателей Навального дадут 17,4% голосов. Голоса же остальных 2 891 тысячи избирателей, по предположению, распределятся в следующей пропорции: Собянин – 2 280 тысяч или 65,3%, Мельников – 366 тысяч или 10,4%, Митрохин, Дегтярев и Левичев получат по 81 тысяче избирателей, или по 2,3%. Это куда больше напоминает результаты соцопросов, не так ли?

Вот теперь смотрите – Навального буквально “протаскивают” на выборы, подкидывают подписи муниципальных депутатов, прощают активы в Черногории – в общем, по предвыборным новостям у меня сложилось впечатление, что это – “кандидат-спарринг” для Собянина. Далее, Навальный на удивление “неагрессивно” ведет свою кампанию (это я еще прокомментирую), не столько завоевывая новых сторонников, сколько мобилизуя имеющихся. Это тоже выгодно Собянину – так как “колеблющийся” избиратель скорее проголосует за него. В общем, версия о “спарринге” оказывается более-менее соответствующей видимым фактам.

Что же получилось в итоге? Вместо “ритуального избиения” Навального Собяниным получилось, что идет борьба за выход во второй тур. Можно считать, что проблема – в явке избирателей (если пользоваться вышеозначенной моделью). Безусловно обладающий громадными ресурсами Собянин не сумел их использовать, оказался неспособен мобилизовать избирателей придти на выборы – и получил крайне болезненную “оплеуху” от собственного же “технического” кандидата.

По-моему, после такого уже надо уезжать в тундру оленеводом. Не суметь при прекрасных начальных условиях “красиво” победить – это уметь надо.

Комментарии отключены.