Оленеводства псто

Прокомментирую «по горячим следам» различие экзит-поллов и «предвыборной» социологии на московских выборах. Как известно, «социологи» прогнозировали явку избирателей около 50%, Собянин получал около 60%, Навальный — около 20%, остальные кандидаты в сумме — те же 20%. По данным экзит-поллов, явка составила около 30%, Собянин получает около 50%, Навальный — около 30%. Тут же раздался дикий вой о том, что «социологи» все наврали, выборы будут сфальсифицированы, все пропало и так далее.

Предложу некую «теорию», объясняющую расхождения результатов. Основная посылка — в том, что все избиратели делятся на две категории, «электорат Навального» и «все остальные». В первую входят те, кто до начала предвыборной кампании находил для себя возможным поддержать кандидата Навального. В ходе кампании Навальный работал исключительно на его «мобилизацию» — поэтому в качестве основного свойства «электората Навального» примем 100% его явку и 100% поддержку «своего» кандидата. Остальные же избиратели голосуют, как им вздумается — причем будем считать желание пойти на выборы и политические пристрастия независимыми.

Для оценки численности первой категории воспользуемся данными экзит-поллов. Всего в Москве зарегистрировано около 7 миллионов избирателей, из них пришли на выборы — 30%, или 2,1 миллиона. Их голоса распределились следующим образом: Собянин — 56%, 1 176 тысяч избирателей, Навальный — 29%, 609 тысяч избирателей, Мельников — 9%, 189 тысяч избирателей, Митрохин, Дегтярев и Левичев набрали по 2% — это 42 тысячи избирателей у каждого. Еще раз повторю свое основное предположение — избиратели Навального полностью «отмобилизованы», гарантированно придут на выборы и поставят галочку где надо — или хотя бы нарисуют котика:

cat-for-navalny

Предположим теперь, что явка составила не 30%, а все 50%. Тогда в свете вышеозвученных гипотез 609 тысяч избирателей Навального дадут 17,4% голосов. Голоса же остальных 2 891 тысячи избирателей, по предположению, распределятся в следующей пропорции: Собянин — 2 280 тысяч или 65,3%, Мельников — 366 тысяч или 10,4%, Митрохин, Дегтярев и Левичев получат по 81 тысяче избирателей, или по 2,3%. Это куда больше напоминает результаты соцопросов, не так ли?

Вот теперь смотрите — Навального буквально «протаскивают» на выборы, подкидывают подписи муниципальных депутатов, прощают активы в Черногории — в общем, по предвыборным новостям у меня сложилось впечатление, что это — «кандидат-спарринг» для Собянина. Далее, Навальный на удивление «неагрессивно» ведет свою кампанию (это я еще прокомментирую), не столько завоевывая новых сторонников, сколько мобилизуя имеющихся. Это тоже выгодно Собянину — так как «колеблющийся» избиратель скорее проголосует за него. В общем, версия о «спарринге» оказывается более-менее соответствующей видимым фактам.

Что же получилось в итоге? Вместо «ритуального избиения» Навального Собяниным получилось, что идет борьба за выход во второй тур. Можно считать, что проблема — в явке избирателей (если пользоваться вышеозначенной моделью). Безусловно обладающий громадными ресурсами Собянин не сумел их использовать, оказался неспособен мобилизовать избирателей придти на выборы — и получил крайне болезненную «оплеуху» от собственного же «технического» кандидата.

По-моему, после такого уже надо уезжать в тундру оленеводом. Не суметь при прекрасных начальных условиях «красиво» победить — это уметь надо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *