Про гиков

Прочитал статейку на Look at Me под совершенно прекрасным заголовком – “Гики в России: Как стать свободным в стране, которой ты не нужен“. Формулировка, конечно, прекрасная, наводящая на множество мыслей. Можно начать хотя бы с того, что автору, несмотря на то, что он хотел бы казаться “свободным” и “прогрессивным”, так и не удалось отделаться от установки в духе “Не спрашивай, что твоя страна сделала для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны”, а “не нужен стране” – характеристика однозначно с негативным подтекстом. Можно попробовать порассуждать, что значит “быть свободным” и “быть кому-то нужным”, и не означает ли второе непременное наличие ограничивающих эту самую “свободу” обязательств. Но все это философия, а в текущий момент интереснее другое.

“Гики” так или иначе существовали у нас довольно давно. Причем – в любом смысле этого слова, от каких-нибудь фанатов ZX Spectrum до коллекционеров стартрековской атрибутики. Никому они не мешали, а с другой стороны – никому, кроме себя самих, не были интересны. Какой-нибудь Chaos Constructions – это чисто “внутритусовочное” мероприятие, прекрасно проходившее практически “на энтузиазме” в течение многих лет. В принципе, такой “статус-кво” более-менее мог бы устраивать всех, если бы не один тонкий момент – на гиках можно зарабатывать.

Помнится, пару лет назад кто-то очень возмущался, когда “Амедиа” начала целенаправленно закрывать раздачи популярных сериалов на торрент-трекерах, тогда как их авторы и правообладатели в Штатах неоднократно заявляли, что не имеют ничего против торрентов – мол, чем больше людей посмотрит, тем лучше. Дело в том, что в Штатах более-менее обкатана модель “монетизации” через атрибутику для фанатов. Просто невозможно продать, скажем, надувную куклу Дарта Вейдера, не заплатив некоторой суммы правообладателю. “Фанатская” атрибутика при наличии фанатов пользуется замечательным спросом, и приносит неплохой доход. Проблема же “Амедии” была в том, что тех самых фанатов-гиков, готовых покупать милые безделушки, никто представить не мог – да и из “прав на прокат фильма” как-то не вытекают права на использование персонажей из него.

А что изменилось сейчас? “Модные” издания, формирующие – не будем этого скрывать – “правильный” образ мысли у довольно заметного числа людей, вдруг обратили внимание на “гиков” – но им интересны не столько сами “чудаковатые энтузиасты”, сколько возможность зарабатывать деньги на них. Это даже особо не скрывается:

Во время Comic Con Russia у многих крупных компаний произошёл кардинальный слом в сознании, — говорит Габрелянов. — Раньше они думали, что гики — это несерьёзно. Но после такого оглушительного успеха не считаться с гиками будет просто невозможно. Скажу по секрету, что к нам уже начали поступать предложения от различных фирм, которые раньше не обращали на нас внимания

Одновременно внедряется мысль о том, что быть “немного гиком” – это даже хорошо. Купите майку с персонажами любимого комикса, дилду с будкой из “Доктора Кто” (на самом деле вопрос “Doctor who?” переводится “Чё за доктор, нах?”) или даже полный доспех бухарского еврея тойдариаанца Уотто из “Звездных войн” – ведь вы это всегда хотели! За скромную сумму вы сможете почуствовать свою причастность к людям, принадлежащим к “самому прогрессивному и свободному сообществу в стране”!

На этом месте стоит остановиться и задуматься – а о какой же “свободе” нам здесь рассказывают? И кому это “не нужны” гики? По большому счету, эта статья – развернутая эпитафия на могиле той самой “свободы и независимости” гик-сообщества. Из “самого прогрессивного сообщества” оно превращается в очередной объект для “стрижки купонов”, с чем я всех радующихся нынешнему Comic Con “гиков” и поздравляю.

2 комментария

  1. sergey пишет:

    Из “самого прогрессивного сообщества” оно превращается в “очередной объект для “стрижки купонов”” – почему ты противоставляешь эти понятия? Разве,будучи объектом для бизнеса, они перестают быть прогрессивными(чтобы это не значило)?

    • Не перестают – так как, никакой “прогрессивности” ни у каких гиков никогда не было и быть не могло. Зато если прилепить к ним такое определение – то какая-нибудь безделушка вроде дилды с будкой из Doctor Who приобретает сразу несколько большую ценность. Этакая “торговля воздухом”, точнее, ярлычком “я «прогрессивный»”.