Прочитал статейку на Look at Me под совершенно прекрасным заголовком — «Гики в России: Как стать свободным в стране, которой ты не нужен«. Формулировка, конечно, прекрасная, наводящая на множество мыслей. Можно начать хотя бы с того, что автору, несмотря на то, что он хотел бы казаться «свободным» и «прогрессивным», так и не удалось отделаться от установки в духе «Не спрашивай, что твоя страна сделала для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны», а «не нужен стране» — характеристика однозначно с негативным подтекстом. Можно попробовать порассуждать, что значит «быть свободным» и «быть кому-то нужным», и не означает ли второе непременное наличие ограничивающих эту самую «свободу» обязательств. Но все это философия, а в текущий момент интереснее другое.
«Гики» так или иначе существовали у нас довольно давно. Причем — в любом смысле этого слова, от каких-нибудь фанатов ZX Spectrum до коллекционеров стартрековской атрибутики. Никому они не мешали, а с другой стороны — никому, кроме себя самих, не были интересны. Какой-нибудь Chaos Constructions — это чисто «внутритусовочное» мероприятие, прекрасно проходившее практически «на энтузиазме» в течение многих лет. В принципе, такой «статус-кво» более-менее мог бы устраивать всех, если бы не один тонкий момент — на гиках можно зарабатывать.
Помнится, пару лет назад кто-то очень возмущался, когда «Амедиа» начала целенаправленно закрывать раздачи популярных сериалов на торрент-трекерах, тогда как их авторы и правообладатели в Штатах неоднократно заявляли, что не имеют ничего против торрентов — мол, чем больше людей посмотрит, тем лучше. Дело в том, что в Штатах более-менее обкатана модель «монетизации» через атрибутику для фанатов. Просто невозможно продать, скажем, надувную куклу Дарта Вейдера, не заплатив некоторой суммы правообладателю. «Фанатская» атрибутика при наличии фанатов пользуется замечательным спросом, и приносит неплохой доход. Проблема же «Амедии» была в том, что тех самых фанатов-гиков, готовых покупать милые безделушки, никто представить не мог — да и из «прав на прокат фильма» как-то не вытекают права на использование персонажей из него.
А что изменилось сейчас? «Модные» издания, формирующие — не будем этого скрывать — «правильный» образ мысли у довольно заметного числа людей, вдруг обратили внимание на «гиков» — но им интересны не столько сами «чудаковатые энтузиасты», сколько возможность зарабатывать деньги на них. Это даже особо не скрывается:
Во время Comic Con Russia у многих крупных компаний произошёл кардинальный слом в сознании, — говорит Габрелянов. — Раньше они думали, что гики — это несерьёзно. Но после такого оглушительного успеха не считаться с гиками будет просто невозможно. Скажу по секрету, что к нам уже начали поступать предложения от различных фирм, которые раньше не обращали на нас внимания
Одновременно внедряется мысль о том, что быть «немного гиком» — это даже хорошо. Купите майку с персонажами любимого комикса, дилду с будкой из «Доктора Кто» (на самом деле вопрос «Doctor who?» переводится «Чё за доктор, нах?») или даже полный доспех бухарского еврея тойдариаанца Уотто из «Звездных войн» — ведь вы это всегда хотели! За скромную сумму вы сможете почуствовать свою причастность к людям, принадлежащим к «самому прогрессивному и свободному сообществу в стране»!
На этом месте стоит остановиться и задуматься — а о какой же «свободе» нам здесь рассказывают? И кому это «не нужны» гики? По большому счету, эта статья — развернутая эпитафия на могиле той самой «свободы и независимости» гик-сообщества. Из «самого прогрессивного сообщества» оно превращается в очередной объект для «стрижки купонов», с чем я всех радующихся нынешнему Comic Con «гиков» и поздравляю.
Из “самого прогрессивного сообщества” оно превращается в «очередной объект для “стрижки купонов”» — почему ты противоставляешь эти понятия? Разве,будучи объектом для бизнеса, они перестают быть прогрессивными(чтобы это не значило)?
Не перестают — так как, никакой «прогрессивности» ни у каких гиков никогда не было и быть не могло. Зато если прилепить к ним такое определение — то какая-нибудь безделушка вроде дилды с будкой из Doctor Who приобретает сразу несколько большую ценность. Этакая «торговля воздухом», точнее, ярлычком «я «прогрессивный»».