Про рыночную экономику

Сейчас по тель-а-визору идет очередная битва двух йокодзун. Еврей и армянин обсуждают грузина, а показывает все это телеканал “Россия”. Чистый интернационализм в рафинированном виде. Вообще, зомбоящег настолько часто показывает программы про то, как Берия с Ежовым тайком насиловали школьниц на Лубянке, что кажется, что это просто “медийные персонажи”, типа Ксюши Собчак.

Естественно, что в таких условиях тема “как хорошо (соответственно плохо) жилось в СССР” обрастает разнообразными мнениями и легендами. Например, возникло некое мнение про то, что в Советском Союзе удалось построить “чисто плановую” экономику, не отягощенную “рыночными пережитками” (которые все без исключения загнали в “теневой сектор”). Правда, как-то с этим не вяжутся некоторые мне известные факты. Те, кто читает мой блог довольно давно, могли заметить, что я интересуюсь историей отечественной радиотехники – и иногда удается обнаружить довольно любопытные факты.

Например, возьмем историю создания радиоприемников “Спидола”. В начале 60-х годов завод “ВЭФ” производил радиолы ВЭФ-Аккорд – не самые лучшие по тем временам аппараты, спрос на которые к тому времени упал совсем ниже плинтуса. Хуже того, ламповые радиолы и приемники были довольно сложны в производстве, а прибыль завода от их реализации была минимальна (и это без учета “нулевого” спроса). Так вот, в этих условиях “инновационная” по тем временам транзисторная “Спидола” оказалась своего рода спасением для завода. Согласитесь, что гораздо проще засунуть плату с деталями в простой пластиковый корпус, чем собирать ламповый приемник навесным монтажом, да еще и в “ящике, отделанном имитацией под ценные породы древесины”? А самое главное – отпускная цена “Спидолы” составляла 75 рублей при себестоимости около 30.

Кстати, к разговору про себестоимость. Знаете, что из-за того, что цена черно-белых телевизоров устанавливалась на некотором определенном уровне, радиозаводы “дополучали” прибыль за счет цветных аппаратов, цена которых лимитировалась в меньшей степени (и в итоге завышалась относительно себестоимости раза в два-три)? Впрочем, тут работает сформулированный еще чуть ли не Адамом Смитом закон спроса и предложения. Такое понятие, как “себестоимость”, вообще не фигурирует при определении цены.

Ладно, о рыночных механизмах образования цен поговорили. А хотите пример совершенно рыночной конкуренции? В 80-е годы радиотехнику “высшего класса” (действительно неплохую) производили в основном два завода – рижский завод Radiotehnika (он же – имени Попова) и Бердский радиозавод (под марками Арктур и Вега). Заводы следили за успехами друг друга и всячески старались “не отставать”. Вся эта ситуация на рыночном языке называется “конкурентной борьбой”, и она была вполне реальной – несмотря на всю “плановую экономику” и прочие развлечения. Кстати говоря, выбор между Radiotehnik-ой и Вегой был довольно сложен – продукция Бердского завода считалась чуть хуже по техническим характеристикам, но была чуть дешевле. Думаю, что если бы тогда был интернет – была бы хорошая тема для холиваров.

Почему-то нынешние онлайн-экономисты, придерживающиеся просоветской точки зрения, склонны вообще отрицать работоспособность рыночных механизмов, а кто “поэкстремальней” – вообще “убедительно доказывают”, что ни к чему хорошему они привести не могут. Интересно, сколько бы они “продержались” на месте любого советского министра?

Комментарии отключены.