Про самурайскую честность

Тут вот по поводу Фукусимы говорят, что японцы, мол, врать не будут – не принято у них. Не спорю, “в быту” японцы обычно ведут себя более чем честно. Например, на eBay, продавая какую-нибудь мелочь, японский продавец почти всегда озаботится тем, чтобы описать и сфотографировать все, даже самые мелкие дефекты. Но вот в плане “большой политики” они ведут себя совсем по-другому.

Например, [info]vanchez напомнил про печальную судьбу японского броненосца “Ясима”. Начну с описания успешных действий русских минных заградителей во время Русско-японской войны. В Эскадре Тихого океана, которая с самого начала войны оказалась блокирована в Порт-Артуре, имелось два однотипных корабля, предназначенных для постановки мин – минные заградители “Амур” и “Енисей”.

Минный заградитель "Амур"

Минный заградитель "Амур"

Постановка мин в окрестностях Порт-Артура началась уже через двое суток после внезапной атаки японских миноносцев на стоявшую на внешнем рейде русскую эскадру и объявления войны. И в первый же день минных постановок был, так сказать, “открыт счет”. “Енисей”, неудачно маневрируя, подорвался на собственном минном поле. Во время спасательной операции на том же минном поле подорвался крейсер “Боярин”, который был в панике покинут экипажем, но не затонул, а еще несколько дней дрейфовал, пока не напоролся на вторую мину.

Крейсер "Боярин"

Крейсер "Боярин"

Дальнейшие боевые действия шли без особого успеха, так как русские броненосцы стояли в ремонте, а японцам совсем не хотелось лезть на минные поля. Впрочем, 31 марта 1904 года адмирал Макаров решил все-таки шугануть японцев и вывести более-менее отремонтированную часть эскадры “на страх врагам”.

Обычно Макарова у нас представляют, как гения морской стратегии и тактики. Заслуженно или нет – неизвестно, потому как проявить свои таланты ему не удалось. Но вообще на месте мужику не сиделось – то пытался пройти “к Северному полюсу напролом”, попутно два раза испортив первый в мире арктический ледокол “Ермак” (за что с “Ермака” был отправлен куда подальше), то “изучал подводные течения в Босфоре” (мины собирался ставить, не иначе – ну и крест над Святой Софией), то, пока в Порт-Артуре не отремонтировали броненосцы, выходил пугать японцев на небронированном крейсере.

Похоже, безбашенность Макарова и сгубила – эскадру он вывел, не протралив предварительно фарватер. Успешно шуганув японцев, эскадра во главе с флагманским броненосцем “Петропавловск” начала возвращаться в гавань – и “Петропавловск” напоролся на мину, причем самым “неудачным” местом – в районе минных погребов. Не знаю, кто хотел ставить мины с броненосца, но в боекомплект они входили, и успешно сдетонировали. “Петропавловск” практически мгновенно затонул, погибло более 600 человек – включая самого Макарова и художника Верещагина. Среди спасшихся был, кстати говоря, великий князь Кирилл Владимирович, “основатель” ветви Кирилловичей, или Багратиони-Мухранских, которые ныне изображают “Романовых” на всяких официальных мероприятиях в России.

Броненосец "Петропавловск"

Броненосец "Петропавловск"

Так или иначе, о гибели “Енисея”, “Боярина” и “Петропавловска” моментально сообщали в печати. А что же японцы?

15 мая 1904 года во время очередного обстрела Порт-Артура на выставленных “Амуром” минах подорвались сразу два японских броненосца.

Подорвавшийся первым “Хацусе” затонул на виду русских наблюдательных постов, так что скрывать его гибель японцы никак не могли.

Броненосец "Хацусе"

Броненосец "Хацусе"

А вот второй броненосец, “Ясима”, получил не столь тяжелые повреждения и с большим креном стал уходить малым ходом, а затем был взят на буксир. До базы в Сасебо, впрочем, он не дошел – затонул во время буксировки. При этом японцы сумели скрыть факт гибели одного из своих броненосцев до самого конца войны.

Броненосец "Ясима"

Броненосец "Ясима"

Ну что, вы еще верите в то, что японцы говорят “всю правду” про Фукусиму?

2 комментария

  1. [info]onfall пишет:

    В общем-то это касается любого государства…