А вот еще забавное

Про ту категорию людей, которую на oper.ru принято называть “советскими интеллигентами”, а [info]_wep_ частично назвал “бездельниками”.

Одни и те же люди яростно, с пеной у рта защищают “приятные” вещи из советского прошлого, например, гарантированные государством образование, медицину, трудоустройство и борятся с “тоталитарным государством”, не заметив, что оно благополучно исчезло 20 лет назад. Вот, например, с пресловутой реформой образования. Суть в чем? Учащийся сам определяет, какие предметы ему нужны, а какие нет. Это делает за него не дяденька из Минобрнауки, по каким-то ему одному ведомым соображениям решивший, что стране нужно N физиков, M химиков и L математиков, а гуманитарии не нужны, а он сам, как разумный индивид, например, исходя из своих представлений о рынке труда (на job.ru имеется 5 вакансий математиков, 0 физиков и 6 химиков).

То, что так яростно защищают противники реформ – это “надстройка” над советской экономикой, где государство было собственником всего производства, а системы образования и здравоохранения были чисто вспомогательными и выполнявшими для единственного работодателя две функции: подготовку кадров и поддержание этих кадров “в работоспособном состоянии”. Я почти не шучу – вспоминается байка про то, как на госпредприятии начальник отчитал подчиненного, заявившегося на работу с насморком – мол, относясь небрежно к своему здоровью, тот небрежно относится к госсобственности, а убыток государству от пары дней отсутствия заболевшего на рабочем месте много меньше, чем если заболевшего придется лечить от воспаления легких.

Нынешнее государство полностью отказалось от тоталитаризма в экономике (если че, тоталитаризм – это не страшилка с Колымой или Маутхаузеном, а просто система, когда государство контролирует все стороны человеческой жизни) и неизбежно должно отказаться от такого же тоталитаризма, например, в образовании. Хорошо это или плохо – давать оценок не буду, скажу только, что “справедливость” – понятие неопределенное и видимо, неопределимое.

Так вот, нетоталитарное государство не должно (в силу простейших марксистских рассуждений о базисе и надстройке) контролировать такие вещи, как образование, в конце концов, это ему просто невыгодно. Но “борцы с реформами” яростно борятся с заменой надстройки, в то же время не менее яростно поддерживая базис (в виде “свободного рынка”).

Почему принципы “свободного рынка” нельзя применять к медицине и образованию, понять затрудняюсь.

8 комментариев

  1. Индиго пишет:

    Про советское, в т.ч. и образование, не сочиняйте, а лучше читайте у В.Бушина. Человеку за 80, ему врать незачем.

  2. [info]hirou пишет:

    Мне кажется, в основном противники реформ боятся не собственно реформы, а того, что ее проведут наихудшим возможным способом, иначе говоря, через жопу, как и все остальное. И как бы не зря опасаются…

    • [info]hirou пишет:

      Читаю пост _lord_’а, таки да, его проводят через жопу

      • Понимаешь, он тоже ошибается, когда говорит, что реформа что-то “испортит” или “уничтожит”. Все испортилось и уничтожилось само.

    • Реформу проводить не надо. Она уже “самопровелась”.

      Разве ты не помнишь наш 10-11 класс? Фактически, изучались только математика (в виде усиленной подготовки к экзаменам на ММ) и физика, остальные предметы были в глубочайшем “дауне”. Это в “школе первой категории”, ориентированной на дальнейшее продолжение образования. В просто хорошей школе в старших классах ученики кладут на ненужные им для поступления куда-то предметы громадный болт. Еще один вариант – экстернат, с изучением нужных для ЕГЭ и поступления предметов с помощью репетитора. “Обычная школа” готовит _только_ к сдаче ЕГЭ на “тройку”.

      • [info]hirou пишет:

        Я готов побыть циником и положить болт на обычные школы. Мне кажется, проблема в том, что даже та же 57-ая получит от такого проекта кучу проблем, не получая ничего взамен. В частности, про это не читал, но подозреваю, что новая система обернется резким снижением оплаты преподавательского труда, которая и так нищенская. Если реформа приносит только проблемы и всем проблемы – нафига она?

        Пусть “испортилось и уничтожилось” образование в 95% школ, мне жалко 5%.

        • > резким снижением оплаты преподавательского труда, которая и так нищенская

          Если че, то она не нищенская, а прекрасно соответствующая принципу “кто не работает, тот не ест”. У меня мама работает учителем в школе, преподает математику. Если брать и оклад, и репетиторство – то выходит 80-90 тыр в месяц, считаю, неплохо.

          57-я школа проблем не получит, она прекрасно вписывается в нынешнюю систему.

  3. [info]ak57 пишет:

    харош дрочить на wep-а