Про выборочный взгляд на историю

Вдогонку к посту про Гайдара и википедию. Вот еще один пример википедического замалчивания фактов (так как они попросту неизвестны широкой аудитории), на этот раз из английского раздела.

Наверное, для многих Гражданская война в США знакома только по книге «Унесенные ветром», всяческим вестернам и компьютерным играм про битву при Геттисберге. Любители военно-морской истории вспомнят и про бой «Монитора» с «Мерримаком» (а то и назовут последний «Виргинией»). А вот про поход эскадр Лесовского и Попова в «популярной» литературе упоминается мало. Американцы вопрос об этом не поднимают, замалчивая вопрос о том, что появление в портах Нью-Йорка и Сан-Франциско русских эскадр удержало Англию от вступления в войну на стороне Конфедерации, а у нас о поддержке сил северян вспоминать было не принято. Кажется, из «популярной» литературы я видел только такой абзац у Максима Калашникова в «Сломанном мече империи» (упоминания в «Морских рассказах» Станюковича не считаются, так как эта книга уже долго не издавалась, а зря):

В 1863 году русские паровые корабли — корветы «Варяг» и «Витязь», фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и «Ослябя» с клипером «Алмаз» выходят в Атлантику и берут курс на Нью Йорк. Их цель — поддержать правительство Северных штатов и их президента Линкольна в жестокой войне с рабовладельческими штатами Юга. В этой войне 1861-1865 годов англичане поддерживали дикси-южан против янки-северян. Им было выгодно отколоть хлопковый Юг от США, обеспечив Британию дешевым сырьем и надежным покупателем ее промышленных товаров. А еще — подорвать бурный рост североамериканской промышленности. И англичане перебрасывали военные припасы южанам через Атлантику. Но Англия — враг России. И Петербург решает послать в Нью-Йорк крейсерскую эскадру, чтобы угрожать британцам беспощадной охотой за их торговыми кораблями, помогая тем самым янки. Эх, знать бы нам тогда, как нас отблагодарят!

Конечно, дело не только в помощи северянам. У России в 1863 году было достаточно своих проблем, прежде всего — польское восстание. Как обычно, Англия была очень озабочена внутрироссийскими проблемами и вместе с Францией грозилась «повторить» Крымскую войну. Естественно, воевать с Англией на море «по правилам», то есть дать «генеральное сражение» с боем двух эскадр линейных кораблей, было невозможно — английский флот многократно превосходил русский, а вот заняться крейсерской войной (по сути — слегка узаконенным и облагороженным пиратством) было вполне возможно. К сожалению, Россия не имела баз, удобных для действий крейсеров на английских коммуникациях.

Таким образом, неожиданное для англичан появление двух русских эскадр в американских портах оказалось выгодно и для России, и для САСШ (Североамериканских Соединенных Штатов, как тогда писали), и способствовало сближению двух стран. Немалую роль в этом сыграли и решительные действия командующего Тихоокеанской эскадра контр-адмирала Попова. В конце 1863 года, когда возникла опасность блокады Сан-Франциско кораблями южан «Алабама» и «Семтер», Попов составил инструкцию для своих подчиненных, в которой предписывалось «оказывать содействие в предупреждении нападения корсаров вплоть до их уничтожения». Инструкцию Попов составил самостоятельно, не консультируясь с Морским министерством (где эскадра, а где Петербург?).

escadra-popova

Естественно, поддержка Россией северян была скорее моральной. В Морском министерстве были крайне удивлены составленной Поповым инструкцией и настоятельно рекомендовали тому не вмешиваться во внутриамериканские дела. Все ограничилось лишь «демонстрацией намерений», прекрасно понятой и южанами, и Англией, и Францией. Англо-французский союз, направленный против России, развалился. Кроме того, не желая идти на конфликт с Россией, англичане прекратили и оказание помощи Конфедерации.

Гражданская война в США, кроме всего прочего, сильно повлияла и на морскую доктрину многих стран. Удачные действия крейсеров-рейдеров южан и северян привели к тому, что крейсерская война стала рассматриваться, как один из вариантов боевых действий на море. Особенно взволновало это Англию, которая экономически зависела от колоний и любое нарушение торговли между колониями и метрополией могло стать крайне серьезным ударом. Именно поэтому дюжина русских кораблей в Тихом и Атлантическом океанах так напугали «владычицу морей», что та отказалась от агрессивных планов в отношении России и США.

Казалось бы, миссия русских крейсеров в Америке должна была бы остаться в истории США. Но «популярное изложение» американской истории в англоязычной Википедии совершенно умалчивает о дружественном визите русских эскадр, упоминая о нем лишь парой абзацев в статье про А. А. Попова:

Popov also served at sea, and by 1863 he was commanding a squadron of Russian warships in the Pacific. The American Civil War was being fought at this time, and there were good relations between Russia and the Union. In turn the Union supported Russia over the January Uprising, and in July 1863 a squadron of seven warships under Rear-Admiral Stepan Lesovskii were ordered to sail from St Petersburg to New York, where they arrived on 24 September. Popov was also despatched to America, and arrived in San Francisco in October with six ships, the corvettes Bogatyr, Kalavela, Rynda and Novik, and the clippers Abrek and Gaidamak. Popov had been in correspondence with the director of the Ministry of Navy, Nikolay Karlovich Krabbe, concerning the threat of war with other European powers over the Polish crisis. Popov had advised Krabbe that his squadron would be best positioned in San Francisco due to its good communication links, and would sail from there to raid British and French colonial possession in the event of war.

War never came, though Popov remained at San Francisco until 1864, where he may have been influential in establishing the first permanent Eastern Orthodox parish in the city, and contributed furnishings and equipment to the Russian community in the city. During the Russian squadron’s stay in the city, a fire broke out in the wharves, which 200 Russian sailors volunteered to help fight, with possibly six of them losing their lives in doing so. The city council unanimously adopted a resolution on 26 October 1863 thanking Popov and a number of his officers for their help in fighting the fire, and gold medals were awarded. Popov also declared in either late 1863 or early 1864 that he was prepared to defend the city if it was attacked by Confederate forces. The declaration was greeted with enthusiasm by the city’s population, though Eduard de Stoeckl, the Russian ambassador, urged Popov to be cautious and not to aggravate the situation. Deterred by Popov’s announcement, and the presence of the Russian squadron, Confederate raiders did not risk attacking the port.

Больше — ничего. Довольно забавно, но про «виртуальную» помощь Англии и Франции силам Конфедерации написаны обширные статьи, а главной причиной разрыва этих отношений называется декларация Линкольна об отмене рабства. Про угрозу столкновения с американско-русским союзом — ни слова.

PS А я напишу статейку в англовики. Писал же я в русской про Мерс-эль-Кебир, да еще и с «профранцузской» точки зрения (знатоки найдут там неточности и замалчивания некоторых фактов :) ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *