Военно-морское

Обсуждали нюансы русской программы кораблестроения в конце XIX-начале XX века. Как известно, при Александре III Россия начала строить довольно внушительный военно-морской флот, рассчитанный одновременно на крейсерскую войну на коммуникациях противника (в качестве которого рассматривалась Англия) и действия вблизи собственных баз.

Первая задача должна была реализовываться быстроходными крейсерами с большой дальностью плавания («Аврора», «Варяг», «Баян» и аналогичные) и «вспомогательными крейсерами» — вооруженными коммерческими пароходами, в мирное время принадлежавшими Добровольному флоту. Для обороны баз строились броненосцы, не обладавшие большим запасом хода, но имевшие крупнокалиберную артиллерию и мощную броню (например, «Полтава», «Цесаревич» и его доработанный вариант — серия типа «Бородино»). Между прочим, есть мнение, что погибшие в дневном бою при Цусиме новейшие броненосцы «Бородино», «Князь Суворов» и «Император Александр III» перевернулись не из-за полученных повреждений, а из-за бесконтрольного попадания воды внутрь корпуса при тушении пожаров. Во всяком случае, свидетельств очевидцев о пробитии броневого пояса на этих кораблях нет. На однотипном с ними «Орле», где перед боем были приняты меры по предотвращению пожаров, повреждения были хоть и тяжелыми, но не критическими.

Также строились броненосцы «промежуточного» класса, с меньшей, чем у предназначенных для линейного боя кораблей, защитой и большей скоростью. При этом вооружение у них было аналогично вооружению броненосцев. Речь идет о серии «Победа», «Пересвет» и «Ослябя». Скорость позволяла им уйти от любого броненосца, а артиллерийское вооружение — утопить любой крейсер. Они должны были действовать в составе крейсерских эскадр, поддерживая крейсера своей мощной артиллерией.

"Суворов", "Ослябя" и "Варяг" в одном масштабе
"Суворов", "Ослябя" и "Варяг" в одном масштабе

Английские военные атташе, в изобилии присутствовавшие на японском флоте, почти всегда отзывались об этих броненосцах, как об «огромных» и «неуклюжих». Замечу, что уже через несколько лет Англия приступила к строительству нового броненосного флота, состоявшего из дредноутов и «линейных крейсеров». Если дредноуты были дальнейшим развитием идеи броненосцев, с вооружением, состоявшим практически только из крупнокалиберных орудий (6- и 8-дюймовки на броненосцах оказались практически бесполезны — они не пробивали броню, да и не могли полноценно использоваться на возросших дистанциях боя), то «линейные крейсера» представляли собой практически те же дредноуты, но с облегченной броней и увеличенной скоростью. Интересно, кто-нибудь осмелился назвать английские линейные крейсера «неуклюжими», и можно ли отнести «Ослябю» к линейным крейсерам?

UPD Спасибо [info]babs_71 за подсказку правильного определения «крейсера-дредноута» — не «тяжелый», а линейный крейсер.

Военно-морское: 3 комментария

  1. Пара замечаний.
    1. На «Орле» была установлена не система по предотвращению пожаров, а средства, позволяющие спрямлять корабль перепуском воды, контрзатоплением отсеков и т.п., что позволило не потерять остойчивость.
    2. Традиционный термин для кораблей с вооружением дредноута, увеличенной скоростью и уменьшенной броней — не «тяжелый» а «линейный крейсер»

    1. 1. Такая система была еще и на «Цесаревиче», например, у Костенко есть такое:

      Спасение броненосца «Цесаревич», согласно полученным сведениям, всецело приписывается геройскому поведению трюмного механика Федорова, который с опасностью для жизни действовал в полной темноте, закрывал горловины, оперировал клапанами и пускал в ход отливные средства. Корабль в первый момент накренился на 17 градусов и ему грозило опрокидывание, но трюмному механику удалось предотвратить катастрофу быстрым затоплением отсеков другого борта.

      Про пожаротушение я не писал, а упоминал о «мерах по предотвращению пожаров» — на «Орле» по инициативе командира были разобраны пожароопасные деревянные конструкции.

      2. Спасибо, исправил.

  2. Ещё забавно, что, на сколько мне помнится, до Цусимы в русском флоте предпочитали бронировать лишь жизненно важные места корабля, зато основательно. А в японском- «размазывать» бронирование по максимально возможной площади. После Цусимы- обе стороны сменили концепции бронирования на противоположные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *