Ригонда-102

Восстанавливаю, хотя это громко сказано, скорее – занимаюсь мелким профилактическим обслуживание – радиолу “Ригонда-102“, практически – последнее слово в советской бытовой ламповой радиотехнике. Мне достался аппарат в очень неплохой сохранности, для приведения его в работоспособное состояние достаточно было убрать пыль и смазать регулятор громкости (он у “Ригонды” специфический, с выводами тонкомпенсации и поменять его на “новый” нереально).

В общем, для тех, кого волнует вопрос регулятора громкости “Ригонды” – вот методика восстановления:

1. Снимаем резистор. Для этого:

- извлекаем шасси из корпуса
- снимаем ручки настройки, громкости и магнитной антенны
- снимаем шкалу – она держится на двух скобах сверху
- немного сдвигаем или вообще снимаем ручку МА
- откручиваем гайку, вытаскиваем резистор
- отгибаем крепления и снимаем его заднюю и переднюю крышки
- снимаем кольцо и вытаскиваем ручку и подвижный контакт

2. Если “усы” на подвижном контакте не поломаны, а графитовый “уголек” на них не стерся – то немного натираем его мягким карандашом.

3. Моем резистор изопропиловым спиртом и смазываем капелькой масла (для этого идеально подходит любой “размораживатель замков”, продающийся в автомагазинах – это обычно смесь спирта и масла).

3. Резистивный слой в неподвижной части резистора неплохо натереть карандашом.

4. Собираем все в обратном порядке :)

Сначала я принял ручку громкости за выключатель магнитной антенны – так как грязный резистор “работал” в двух положениях: “ничего не слышно” и “адово громко”, и очень удивлялся, почему включение-выключение магнитной антенны влияет и на УКВ, и на воспроизведение пластинок. Потом сподобился посмотреть в инструкцию :) Зато оценил хвалебные отзывы об усилителе “Ригонды” из старого журнала “Хакер” – так как в крайнем положении “адово громко” он легко может задать шороху на пять этажей вверх и вниз. 7-10 “честных” ватт – это неслабо.

Интересно сравнить конструкцию “Ригонды” (середина 60-х) и “Мира” (начала 50-х, а по факту – еще довоенную). У “Ригонды” и фанера корпуса потоньше, и оформление попроще – но намного проще извлечь шасси из корпуса. Если у “Мира” это требовало подвигов Шварцнеггера, то у “Ригонды” шасси расположено удобнее, да и полегче – металла там намного меньше. Монтаж в “Ригонде” – печатный, да еще и разбитый на отдельные блоки, ремонтопригодность выше на порядок.

А разочарование дня – это “Радио России”. Вроде бы все прилично – а за то, что ставят даже Синатру, оно заслуживает всяческих похвал. Наверное классика джаза лучше всего подходит для прослушивания на ламповом приемнике. Добавим к этому еще и довольно “ностальгические” подходы к составлению программы вещания и такие же манеры ведущих – и, казалось бы, получается идеальная радиостанция для любителей “теплого лампового радио”. Но нет, в 15:00, после выпуска новостей звучат волшебные слова “на правах рекламы” – и все превращается в “аптечное радио”, с разговором про болячки и чудо-лекарства. Убивает все остатки теплых чувств :(

4 комментария

  1. Алексей пишет:

    А мне не посоветуешь какой нибудь сервис нормальный в Москве? Надо Верас РП-225 и Сокол-308 поковырять и восстановить.

  2. iamnewborn.ru пишет:

    Ну а скоро на ДВ-СВ-КВ вообще нечего станет слушать, разве что своё вещание поднимать))

  3. dsa пишет:

    А что резисторы можно спокойно карандашом елозить? Я думал там даже пальцем трогать нельзя, чтобы все характеристики не поплыли.

    • Там этот слой графита на характеристики не влияет, он нужен просто для заполнения “протертости” на дорожке резистора.