sish в комментариях вспомнил про книгу В. В. Похлебкина «История водки» — которая считается наиболее фундаментальным, точным и полным исследованием истории этого напитка. Не буду спорить, что Похлебкин — профессиональный историк, и замечательно ориентируется в исторических источниках начиная от Евангелий и русских летописей — но, скажем, рассуждения про заслуги Д. И. Менделеева у человека с зачатками технического образования вызывают лишь улыбку, переходящую в удивление — что, это пишется всерьез?
Есть у Похлебкина и одна очень показательная логическая ошибка. Неявно подразумевается, что «химически чистая» водка, очищенная от всевозможных примесей, возникающих при перегонке («сивушных масел»), будет и наиболее хорошей (Похлебкин не стесняется слова «идеальной») и в других отношениях — от «медицинского», вызывая наименее вредные последствия для здоровья, до «гастрономического». Неправильно было бы приписывать это заблуждение исключительно автору книги, потому что о его распространенности свидетельствует хотя бы история стандартов при промышленном производстве водки.
Отвлекаясь от конкретной «водочной» иллюстрации этого заблуждения, сформулирую его в «очищенном от примесей» виде — «если продукт хорош согласно какому-то одному легко проверяемому критерию, то остальные его потребительские качества также будут на аналогичном высоком уровне». А теперь вместо водки возьмем в качестве «продукта» в этой формуле бензин. Потребителю доступны два параметра оного — октановое число и экологический класс (он же «Евро»-2, 3 и так далее).
Обычно тесты бензина в изданиях наподобие «За Рулем» и «Авторевю» (а кто этим еще занимается, кстати?) сводятся к оценке того, укладывается ли бензин с заправок в нормы по этим двум показателям. Если с октановым числом все вроде ясно, то с «Евро» доходит до смешного — тот бензин, что пару лет назад прошел бы любые тесты, теперь за «экологию» записывают в «паленый». При этом в тестах неявно подразумевают, что соответствующий высоким экологическим стандартам типа «Евро-4» (да, это не совсем правильная терминология, но так пишут на заправках) бензин будет хорош и в качестве топлива.
Видите ту же самую ошибку? Лично я считаю, что любой специалист-химик сможет из подручных компонентов сделать жидкость, которая будет удовлетворять всем экологическим нормам, и даже немного походить на бензин, за исключением одного — залив ее в бензобак, вы сможете покинуть заправку лишь на буксире. Требования экологических норм и реальные «потребительские качества» порой могут даже противоречить друг другу.
Сергей Смирнов (bmwservice), рассуждая аналогичным образом, собирает сейчас средства на тест бензина с московских заправок — но не «октаново-экологический», результаты которого будут вполне предсказуемы (откровенный левак найти сложно), а «моторный» — в котором будут оцениваться те качества бензина, которые прямо влияют на работу двигателя. В планах — пробы 92 и 95 бензина с нескольких сетевых московских заправок и их исследование по 20 показателям. Немного про планируемые тесты написано в блоге Сергея:
http://bmwservice.livejournal.com/115924.html
Бюджет проекта — немаленький, за 500 тысяч рублей. Деньги собирают «краудсорсингом»:
Если кого интересует — то можете занести копеечку. Если «не сложится» — то деньги в конечном итоге вам вернутся.
Лично я решил внести свой вклад в финансирование проекта, расчитав его следующим образом — объем бензобака у «Волги» составляет 75 литров, литр 92 бензина стоит сейчас 30 рублей. Соответственно, считаю сумму в 2250 рублей вполне оправданной платой за знание, на каком говнище мы ездим :)
Узнать бы еще что за дерьмо льют у нас.
Думаю, можно обговорить с Сергеем вопрос об исследовании одной-двух проб с суровых Челябинских заправок :)
Даже на Новотеке, который по определению должен быть дерьмом, падения мощности/роста расхода по сравнению с лукойлом евро сколько-то нет.
Дак вроде за 2250 можно купить маршрутник и посмотреть время впрыска на форсунках на ХХ. И все ясно.
Надо еще разным бензином в разных местах позаправляться, а это долго.
Ну в любом случае не бюджет на полмиллиона. Да не надо ждать милости от. И вообще — установка ГБО позволяет смотреть на все эту суету сует с мудростью старого еврея.