На правах открытия в урбанистике

В так называемой «урбанистике», точнее, той ее части, что посвящена важнейшему для всей «мировой транспортной науки» вопросу реконструкции Ленинского проспекта в Москве, огромное внимание уделяют понятиям «улица» и «дорога» («автомагистраль», «фривей», «хайвей», «жуткое многополосное шоссе типа МКАД»). Первое определяется, например, так:

Улица — звено улично-дорожной сети, ВПИСАННОЕ в городскую застройку. Вдоль улицы стоят дома, здесь работает общественный транспорт, стоят многочисленные светофоры; здесь люди переходят дорогу «по земле», автомобили едут с небольшой скоростью, не ввергая в стресс пешеходов; тротуары представляют собой оживленные общественные пространства.

«Дорога», соответственно, это изолированное от городской застройки звено УДС, предназначенное исключительно для движения автотранспорта. Естественно, что это — в некотором смысле крайности, между ними есть довольно много переходных форм (например, в СНиП 2.07.01-89 их выделяется аж десяток), в изобилии представленных в Москве.

В качестве же фундаментального открытия, переворачивающего устои «урбанистики», предложу следующий тезис:

Первый шаг на пути превращения улицы в дорогу — ограничение остановки и стоянки автомобилей.

Почему это так? Да просто потому, что это ограничение моментально исключает из происходящей на улице «городской жизни» проезжающих по ней автомобилистов. Если при наличии возможности остановиться злой и страшный автомобилист мог быстро превратиться в няшного пешехода, то с появлением соответствующего знака его и «оживленное общественное пространство» тротуара разделяет нечто вроде кирпичной стены. Вместо кажущегося улучшения «городской среды» получаем усугубление «конфликта городов и автомобилей».

«Из той же оперы» — скажем, обширные газоны, отделяющие проезжую часть от тротуара, столбики, решеточки и прочие «малые архитектурные формы». Как только что-то начинает мешать превращению из водителя в пешехода — то «для водителя» улица превращается в участок, предназначенный только для транзитного проезда. Это скорее функция «дороги», чем «улицы».

Соответственно, рецепт. Если вы хотите сделать очередной уродливый «гибрид», а затем шумно и с большим азартом обсуждать проекты его реконструкции, то сочетайте пресловутую «пешеходную инфраструктуру» — наземные переходы, большое количество светофоров, оживленные общественные пространства и барьеры, делающие проезжающих мимо водителей «чужими на этом празднике жизни» — знаки «остановка и стоянка запрещены», напоминающий полосу препятствий чахлый газон между тротуаром и проезжей частью, полосу для общественного транспорта, … — я ничего не забыл? Через некоторое время вы получите массу взаимных упреков водителей и пешеходов, а также — повод пообещать и тем, и тем «окончательное решение» соответствующего вопроса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *