Про радиоприемники

На радиосканере регулярно возникают обсуждения вопроса: что лучше – “деген или ВЭФ”. Конечно, названия довольно условны, на месте дегена (замечу, что слово деген, написанное с маленькой буквы, обозначает только одну модель приемника – Degen DE1103), в роли его конкурента – любой советский бытовой приемник, обычно второго класса, например, “Спидола” или “Океан”. Обычно обсуждение заканчивается предложением приехать помериться пиписьками, после чего другая сторона позорно сливает, боясь мордобития.

Причина возникновения спора банальна – мало кто из дегеноводов имеет работающий старый приемник, мало кто из старьевщиков захочет покупать деген или другую китайскую балалайку.

Так как мне удалось починить БП в VEF Sigma, у меня появилась возможность сравнить сразу три приемника – VEF, Degen и культовую магнитолу Sony CFS-B5S. Начнем с представления участников.

receivers

Итак, первым в конкурсе участвует ВЭФ-260 1982 года выпуска. Это типичный советский приемник второго класса, дополненный лентопротяжным механизмом производства братской Венгрии. Лентопротяжка обучена жевать кассеты с Высоцким и Битлз (проверено – ВИА “Ласковый май” ее не интересует). В остальном магнитола мало отличается от большинства приемников второго класса, имеет длинно- и средневолновый диапазоны, КВ-диапазоны 52, 49, 41, 31 и 25 метров и советский УКВ диапазон. В версии VEF Varadero, предназначавшейся исключительно для Фиделя Кастро, наркобарона Хосе и прочих барбудос, бегавших за дикими обезьянами по лесам Бразилии, КВ дополнялся более высокочастотными диапазонами, а УКВ был буржуйским, ныне везде и всюду обозначаемым как FM.

Второй участник – культовая магнитола Sony CFS-B5S, сделанная трудолюбивыми тайваньцами в 199 году. Помимо наклейки “40+40 Watt PMPO”, магнитола замечательна очень хорошим тюнером на микросхеме Sony CXA1238S, с возможностью приема СВ, КВ от 2,3 до 21 МГц, и “полного” УКВ – советского, японского и буржуйского (советский УКВ присутствует только в “модели для Восточной Европы”).

Третий участник, Degen DE1103, в особом представлении не нуждается. Скажу лишь, что это один из лучших бытовых всеволновых приемников с возможностью приема всего, чего угодно на частотах от 100 кГц до 30 МГц (что перекрывает все ДВ, СВ и КВ диапазоны) и в японобуржуйском УКВ. Все остальное можно прочитать в эпохальной статье Iris’а.

Естественно, что моя цель – не полное сравнение трех настолько разных приемников, а оценка их сравнительных характеристик.

Начнем с чувствительности. При приеме вещательных станций на КВ ни VEF, ни Sony не уступают “Дегену”. Станции, которые комфортно прослушиваются на “Degen” с телескопической антенной, замечательно принимаются и на эти два приемника, несмотря на то, что формально чувствительность Degen горадо выше. Это повышение чувствительности, возможно, хорошо для приема слабых сигналов (например, в любительских диапазонах), но слушать вещательные станции “на уровне шумов” – это какое-то извращение.

VEF, разработанный в те времена, когда КВ-диапазон еще не потерял актуальности для вещания, выгодно отличается от Sony наличием многопозиционного барабанного переключателя диапазонов. В Sony КВ-диапазон разбит всего на два участка – от 2,3 до 7 и от 7 до 23 МГц. Настройка на станции в столь широком диапазоне довольно неудобна, не помогает даже ручка “Fine Tune”. На ДВ и СВ VEF проявляет себя с лучшей стороны, превосходя по чувствительности и Degen, и Sony. Все дело в наличии хорошо настроенной магнитной антенны. Если прием СВ на Degen зачастую нельзя назвать комфортным, то VEF принимает те же станции с минимальными шумами. К недостаткам VEF Sigma можно отнести наличие только низкочастотных КВ-диапазонов (до 25 метров), когда активно используются диапазоны 22 и 19 метров. Кстати, в VEF Varadero они были.

Благодаря большому размеру шкалы настройки и верньерному механизму, VEF гораздо проще настроить на нужную станцию, чем Sony. Если в последнем даже легкое касание ручки настройки приводит к переходу на другую станцию, то у VEF надо довольно сильно “крутануть” ручку, чтобы серьезно сбить настройку. Degen с его настройкой валкодером через PLL здесь вне конкуренции.

На УКВ проблем с чувствительностью нет ни у одного из приемников, вещательные станции принимаются очень хорошо. Degen, скорее всего, и здесь превосходит своих соперников по чувствительности, но напрямую сравнить его с VEF нельзя – в Degen есть только японобуржуйский УКВ, в VEF – только советский.

Сравнивать такие характеристики, как избирательность по соседнему и зеркальному каналу, перегрузочная устойчивость и наличие зеркальных каналов для вещательных приемников – совершенно лишнее, достаточно сказать, что у всех трех аппаратов эти показатели находятся в допустимой зоне.

По поводу VEF хочется также заметить, что его акустическая система и усилитель субъективно воспринимаются как лучшие – благодаря большому размеру динамика. Кроме того, из-за заниженной в сравнении с современным пихаемым везде Hi-Fi “стандартом” 20-20 000 Гц полосой воспроизводимых частот, VEF не воспроизводит звук неприятных высокочастотных помех, делая лучшей разборчивость речи.

Итог сравнительного теста вполне предсказуем. При приеме вещательных станций в указанных диапазонах, VEF не уступает более современным приемникам, а иногда даже превосходит их. “В защиту” Sony можно сказать, что приемник на СВ и КВ в этой магнитоле – не более, чем “бесплатный бонус”, относительно же Degen все было сказано выше – высокие характеристики этого приемника на КВ избыточны при приеме вещательных станций, диапазоны же ДВ и СВ в нем сделаны “для галочки”.

7 комментариев

  1. [info]vitasam пишет:

    Был когда-то VEF-260. Приемник отменный, действительно, в отличие от магнитофонной части

    • “Мафон” по тем временам тоже неплох, главное достоинство – кассеты. Во времена многокилограммовых катушечных “гробов” такой аппарат был крайне хорошим выбором. Еще один плюс – цена, она была ниже, чем у “комплекта” приемник+магнитофон. 300 рублей тоже деньги, и немалые (зарплата офицера за месяц), но на аппарат нареканий тогда не было. Сейчас, конечно, в любом китайском бумбоксе магнитофон лучше.

  2. [info]blog_mastera пишет:

    А я как-то Degen DE1103 с Океаном 2009-м сравнивал, неоднозначно так получилось… По ДВ (LW) мой Деген сильно проиграл, в остальном почти одно и тоже)))))))))

  3. Максим пишет:

    Просто в старой версии приёмника на ДВ и СВ можно принимать на внешнюю антенну, в так называемой новой версии – приём на ДВ и СВ идёт только на внутреннюю магнитную антенну, но если раскрыть прёмник ниже 100 кГц то тогда тоже приём будет идти на внешнюю антенну! Возможно Вам попалась именно новая версия приёмника и Вы просто не знали о такой возможности заставить его принимать на внешнюю антенну! Хотя , честно сказать, и на встроенную магнитную он меня очень впечатлил на СВ и ДВ (но это моё мнение)!

    • Как “раскрывать” Деген вверх и вниз все прекрасно знают :) А то, что ферритовая антенна у него не настроена в резонанс – это факт.

  4. DGR пишет:

    Здравствуйте, Александр!
    У меня вопрос по поводу магнитолы Sony CFS-B5S, приобретенной мной ни так давно для прослушивания радио на природе, только с буржуйским УКВ (FM 88-108 MHz), и касающийся места ее происхождения.
    В интернете существуют разные мнения насчет происхождения (места сборки) данной модели: кто-то говорит, что это чистая Япония и указывает на надпись на задней стенке магнитолы: «SONY CORPORATION TOKYO JAPAN». Думаю, что эта надпись указывает лишь на место нахождения головного офиса фирмы Сони, но ни как не на место сборки магнитолы))
    Кто-то еще упоминает про Малайзию; кто-то Китай; Вы, например, говорите про Тайвань.
    Сам думаю, что Китай. Но не совсем уверен.
    Так где же истина: где же ее все-таки собирали – если нет ни инструкции, ни упаковочной коробки, на которой можно было увидеть надпись “Made in …” или по первым цифрам штрих-кода?
    Что скажете, Александр?
    Заранее спасибо!

    • Japan – это однозначно головной офис. У моей магнитолы про Тайвань упоминалось в инструкции, но вполне возможно, что собирали их в нескольких разных местах.