Второе поколение

Вот еще – хочу сознаться, что зря я гнобил TU D-stadt, и даже там на факультете информатики можно научиться чему-то полезному, если вам повезет, конечно. Дело в том, что вводный курс по информатике, с программированием на Java, читают два разных преподавателя – раньше в четные годы это был Prof. Dr. Johannes Furnkranz (ссылки на его курс можно найти у меня), сейчас курс на основе сделанного Furnkranz’ем читает более молодой преподаватель, Prof. Dr. Christian Reuter. А если повезет, и вы поступите на факультет информатики в нечетный год – то курс с формально тем же содержанием читает Prof. Dr. Karsten Weihe (в отличие от предыдущих, заслуживший страничку в немецкой википедии) – и это совершенно другое дело!

Нет, формально оба преподавателя читают примерно одно и то же – но возьмем тот же пример с определением, является ли строка палиндромом. Самостоятельная ценность у этой задачи близка к нулю – но она прекрасно демонстрирует, как писать нетривиальные циклы и обращаться к элементам массива по индексу (да еще и с возможностью “попасть” на off-by-one error). В лекциях и домашних заданиях курса господина Weihe прослеживается какое-то понимание того, зачем нужны все эти задания, и что за ними стоит на самом деле; если же посмотреть на “альтернативный” курс – то иногда возникает впечатление, что автор заданий, типа того же палиндрома, держал перед глазами список “типовых задач”, да так и не понял его.

Что же такое происходит, и чего нам ждать в будущем? У меня есть на этот счет довольно злобная теория – дело в том, что со сменой поколений в преподавании computer science исчезает и понимание сути материала. Вот возьмем какую-нибудь не менее “популярную” учебную задачку – не надоевшие всем палиндромы, а, скажем, структуры данных. Реализовывали ли вы стек на базе массива? А на базе списка? Пожалуй, если дочитали до этого места – для вас это не пустые слова. Предположим, реализацию стека на базе массива вы увидите и так (собственно, “стек вызовов” так и делается в большинстве более-менее адекватных систем) – но зачем делать это на базе списка? Да и вообще, откуда такая любовь к связным спискам, это же совершенно бестолковая и никому не нужная структура данных? Если вы засомневались – почему же списки никому не нужны? – постарайтесь вспомнить, когда они вам последний раз пригодились за исключением изучения информатики и программистских “технических” собеседований.

А ведь если подумать – то связные списки – это “естественный” для Lisp-подобных языков способ организации данных, да и аппаратная их поддержка – не так уж и сложна (примером чему служат всевозможные “Lisp-машины”). Ничто не мешает рассматривать их, как вполне равноправные с массивами (которые имитируют обычную память с линейной адресацией) “элементарные” структуры данных – и строить на их основе что-то более сложное. Но многие ли в “нашем поколении”, полностью захваченном обычными фон-неймановскими компьютерами, могут себе представить “альтернативные” варианты? Многие ли могут понять теоретическую важность других способов организации памяти, чем очевидный “массив из int8_t”? Да и рассуждать о способах построения алгоритмов – скажем, об “индуктивных функциях” или доказательстве правильности рекурсивных функций, имея под рукой такую структуру данных, как список, очень удобно (хотя никто не мешает делать это в “императивном” духе).

И возвращаясь к “смене поколений” – если “старики” еще понимают, чему соответствуют все эти нетривиальные штуки в курсе “информатики”, то новое поколение действует “по инерции”, понимая свою задачу скорее в “начетническом” ключе – если те же списки или палиндромы встречаются в курсе, то достаточно предъявить некоторое количество задач, где как-то фигурируют эти понятия (при этом совершенно теряя суть происходящего). Худший же вариант – рассказать о списках на примере встроенного в Java интерфейса List – встречается, на мой взгляд, пугающе часто.

PS Интересно, а бывают ли учебные курсы Java, где в качестве примеров разбираются реальные классы из JDK? Тот же java.lang.String – прекрасное наглядное пособие для изучения массивов, например :)

7 комментариев

  1. squeezedorange пишет:

    А что там сейчас с учебными курсами типа Курсеры? Или ты только за академическими следишь

  2. Mikbez пишет:

    Саня, по твоему стилю изложения осмелюсь предположить, что ты созрел на написание книги в стиле “зачем нужен паяльник программисту”. Интерфейс List – это наше всё при парсинге.

  3. Дмитрий пишет:

    В реальной жизни видел связные списки в ядре, драйверах и некотором ПО. Например, список сетевых интерфейсов в dnsmasq.

    • А их там отчего использовали? Потому что std::array нельзя, или по более фундаментальным причинам?

      • savant пишет:

        Например потому что на чистом си в подавляющем большинстве случаев проще и быстрее налабать односвязный список самому, нежели тащить откуда-то чью-то реализацию, которая ещё и хрен пойми как встроится.

        Ну и встречал системы куда не лезла libstdc++ но при этом очень хотелось классы, чтобы “не вот это вот всё опять на си говнякать”.

        • “Ну и встречал системы”, где в каждом более-менее нетривиальном модуле была наговнякана “медленная, глючная и неспецифицированная реализация половины языка Common Lisp” :)