Еще кого-нибудь обосру – на очереди TU Darmstadt

Вот я, например, ругаю отечественных доцентов, пытающихся преподавать “информатику” и одновременно хвалю всяких там иностранных Керниганов. Впору заподозрить меня в “низкопоклонстве перед Западом” – но нет, обгадить надо всех ровным слоем. Сегодня под раздачу попадет Технический университет Дармштадта – так получилось, что я добрался до тамошних лекций по Allgemeine Informatik (на русский переводится примерно как “общая информатика”), почитал конспект гуглотранслейтом и ужаснулся.

http://www.ke.tu-darmstadt.de/lehre/archiv/ws0607/ai1/material/

Технический университет Дармштадта – это вам не кот чихнул, а, как подсказывает нам Педивикия, “один из наиболее известных технических университетов, является членом TU 9″. Вводный курс по “общей информатике” читает профессор Йоханн Фурнкранц – может, он действительно большой специалист по “искусственному интеллекту”, но преподавать не умеет от слова совсем.

Итак, курс “общей информатики” рассчитан на два семестра, читается он бакалаврам и магистрам разных специальностей – как связанных, так и не связанных с программированием. Не будем пока особо вникать в содержание и посмотрим на контрольную работу из второго семестра (гуглотранслейт вам в помощь).

Вопрос первый стоимостью 10 баллов – про память компьютера Commodore C64. Мгновенно отсекает студентов, не слышавших слова типа “шина адреса” и “шина данных” – ну или привыкших думать над вопросом, а не мгновенно переводить все встреченные числа в двоичный вид. Теоретически, ответ на этот вопрос можно найти в лекциях – на 6 слайде лекции про фон-Неймановскую архитектуру немножечко рассказывается о разрядности данных и адреса, но многие ли студенты будут в состоянии это запомнить, понять и применить на экзамене?

Второе задание на 12 баллов проверяет склонность к зубрежке и начетничеству, которую многие преподаватели путают с освоением предмета. Вопрос – “что такое дигитализация и почему это важно для современных компьютеров?” Прилежный студент-отличник должен встать по стойке “смирно” и бодро оттарабанить заученное: “Современные компьютеры – это цифровые компьютеры и вся информация, как то: символы, тексты, изображения, музыка, видео и так далее должна быть преобразована в цифровую форму, то есть представлена последовательностью из нулей и единиц!” Просто прекрасен вопрос о том, является ли Java интерпретируемым или компилируемым языком. Интересно, можно ли на экзамене сказать про JIT-компиляцию, или профессор выпадет в осадок?

Задание третье, 8 баллов – таблицы истинности. Ну тут сложно придумать что-то совсем нехорошее. Единственная претензия с моей стороны – вот такие обозначения для всяких там дизъюнкций и конъюнкций только запутывают. Одна и та же операция может обозначаться аж тремя способами (”как в математике”, буковками – OR, AND, NOT, и “как в Java” – &&, ||, !) – не многовато ли?

Задание четвертое аж на 15 баллов. Тут начинается “программирование”. О том, как оно изучается – надо сказать отдельно. Быть может, и неплохо вводный курс программирования начинать с “робота” типа того, который был в учебнике Кушниренко (вообще, “гонять робота по клетчатой доске” – прекрасный способ продемонстрировать “содержательное” программирование, не прибегая к математике типа метода Ньютона или даже квадратных уравнений), но “немецкий” Karel J. Robot – это что-то чудовищное.

Во-первых – может быть, многие уже забыли, но Си-подобный синтаксис – это полная дикость для человека, видящего его в первый раз. Хуже может быть только какой-нибудь APL (и то не факт). Немецкий “робот” – это довольно тонкая “обертка” над языком Java, соединенная с редкостно уебищной IDE. Вы удивитесь, но у живого человека возникают проблемы с тем, надо или не надо ставить точку с запятой после for(…) или if(…), где ставить и где не ставить какие скобки (их, напомню, в Си и других языках с похожим синтаксисом аж три сорта), ну и так далее. В любом редакторе кода для “кушниренковского” (в широком смысле – отношу сюда и разработанного в 57 школе “Робота“) эта проблема решалась тем, что все конструкции языка программирования вводились через контекстное меню (что-то типа Code Snippets во “взрослых” IDE) – здесь же не умеющих программировать студентов оставляют наедине с ущербным текстовым редактором (кажется, даже без подсветки синтаксиса). Зато полдесятка слайдов в лекции по работе с Karel J. Robot и задание в одной из контрольных посвящены всевозможным “орфографическим” ошибкам – что как бы намекает на основные сложности.

Впрочем – и это будет второй и главной претензией к содержанию курса – он вовсе не рассчитан на “не умеющих программировать”. Первый же пример кода в этом курсе появляется во второй лекции (слайд 21). Вы уже знаете, что такое переменная, массив, цикл? Тогда вам остается только покивать головой “Ja, Ja” в ответ на объяснения со следующего слайда. Не знаете? Это ваши проблемы. Я почти не шучу – “программирование” начнется в лекциях по Karel J. Robot и новые понятия будет появляться в бешеном темпе. Прекрасно, если вы что-то слышали про условный оператор и циклы в любом языке программирования. Не слышали? У вас есть три слайда, чтобы разобраться.

Заодно – и это, как я слышал, нередко в немецком “программистском” образовании – в этом курсе очень большое внимание уделяется построению безумных иерархий классов. Я видел выпускника немецкого ВУЗа, считавшего, что он умеет программировать на Java – но все это “программирование” сводилось к написанию кучки классов и интерфейсов. Примером тому может служить и эта задачка.

Столько же баллов “стоит” и задание номер 5 – элементарная задача по работе с массивами. Единственная сложность, видимо – “программирование на бумаге”.

Следующие два задания по программированию – снова “робот” (25 баллов) и Java (15 баллов), надо реализовать довольно подробно расписанное “техническое задание”. Казалось бы, в оцененной в 25 баллов задаче надо как-то проявить смекалку и креативность? Но нет, там тупейший кодинг, сопряженный с борьбой против убогости “робота”.

Что же видим по итогам двух семестров (в техническом университете, хочу заметить)? Проверяемый уровень знаний соответствует примерно российскому ЕГЭ по “информатике”, да еще и отягощен бездумным изучением Java. В курсе не разбирается ни одного хоть сколько-то нетривиального алгоритма (видимо, из-за нехватки времени). Да что там говорить, когда в лекции “Что такое методы” примерно половина слайдов уделена вопросу, чем метод класса (то есть с ключевым словом static) отличается от метода объекта!

Теперь – маленькая вишенка на торте. Напомню, что этот курс читается всем специальностям, где предусмотрена “информатика”, в частности – магистрам по специальности “компьютерная лингвистика“. Два семестра из четырех отводится на этот лютый онанизм, предназначенный скорее для будущих “профессиональных программистов на Java” – и лишь в третьем семестра ВНЕЗАПНО в программе появляется Python с NLTK. Хочется спросить – а почему бы не начать с того же питона? Но нет, сначала надо вынести мозг при помощи Java, а затем немногим выжившим – показать их настоящий профессиональный инструмент.

UPD Первая лекция третьего семестра у компьютерных лингвистов начинается со сравнения Java и Python в духе “в Java ужас-ужас и непонятно, а в Python все очень легко и просто”:

java-vs-python

Вопрос о целесообразности изучения Java в течение двух первых семестров остается открытым.

Заодно – начинать с Java, говорят, вредно и для будущих программистов. Во всяком случае, мучения джависта, пытающегося осознать “модель RAM” из первой же главы книжки Кормена я как-то наблюдал лично.

Ответить

Или воспользуйтесь входом по OpenID: