Природа не терпит пустоты

[info]yuss вслед за Григорием Тарасевичем удивляется вопросам и ответам на ЕГЭ по обществознанию. Мне кажется, что причина — в вынесенном у [info]yuss в первый абзац утверждении:

по большому счету школа — это не комбинат по производству людей, умеющих ставить галочки в правильном месте теста

К сожалению, оба аналитика «отравлены ядом советской пропаганды». Может быть, когда-то декларируемые задачи всеобщего образования и отличались от «воспитания грамотного потребителя», но сегодня — имеем приблизительно вот это. А «грамотный потребитель» просто обязан знать ровно ту идеологию, которая удобна для так называемой «элиты».

Ровно для формирования этой самой идеологии в школах и введен предмет «обществознание». Думаю, что если переименовать его в «идеологическую обработку» — то суть не изменится. Собственно, любая идеология — это и есть «странный гибрид социологии, философии, права, экономики и психологии». И содержание обязательной, школьно-ЕГЭшной идеологии, вполне ясно. Нельзя допускать самой мысли о том, что конфликты — это «движущая сила истории», тем более — мысли о «единстве и борьбе противоположностей». Нельзя даже упоминать, что есть точка зрения, альтернативная высказанной в ЕГЭшной методичке.

Интересно, что идеологическая обработка продолжается и в ВУЗах. И занимаются ей не абы кто — а люди, «до революции» бывшие преподавателями всякого там марксизма-ленинизма. Вспоминается, например, курс социологии для естественнонаучных факультетов МГУ. Одна из центральных и важнейших тем в нем — работа Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Но тщательно пересказывая это труд — лектор ни разу не упоминает, что эта работа — своего рода «ответ» на марксистский исторический материализм. Вообще, существование прямо противоположной точки зрения попросту не затрагивается. Впечатление такое, что расчет идет на «эффект утенка» — первая теория, с которой познакомят студента, и должна сформировать его мировоззрение.

Эта игра называется «младенец и черт». В роли младенцев — школьники и студенты, в роли чертей — превратившиеся в проводников современной идеологии знатоки марксизма. Не надо говорить, что в конституции есть статья 13 — об идеологическом многообразии. «Обязательная» идеология возникла в вакууме, образовавшемся после своеобразного запрета марксизма-ленинизма — и в полном соответствии с теорией Маркса, обслуживает интересы пресловутых правящих классов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *