Английские танки в СССР

Сегодня в ЖЖ в новобразованном сообществе [info]ww_tank_ru была поднята тема английских “тяжелых” танков времен Первой Мировой войны. Хотелось бы рассказать о нескольких малоизвестных широкой публике эпизодах их применения.

Впрочем, сами эти машины далеко не так узнаваемы, как Т-34 или “Тигры” – да и вообще, Первая Мировая война далеко не так “распиарена” в кино, как Вторая. Так что для широкой публики – видео такого “ромба” (модель Mk. IV – читается “Марк-4″):

Камрады из Харькова, Луганска и Архангельска довольно улыбаются – теперь они точно знают, какое впечатление их городские достопримечательности производили в свое время на солдат кайзеровской армии, а затем – и на красноармейцев. Впрочем, Mk. IV в СССР никогда не было (а на Западном фронте они повоевали немало). В Белой армии были машины другой модификации – Mk. V – они были удлинены путем вставки в корпус дополнительной секции. Тактико-технические характеристики для того времени – весьма впечатляющие: боевая масса – 34 т., экипаж – 8 человек, вооружение – две 57-мм пушки, 4 пулемета, толщина брони – 15 мм лоб корпуса, 10 мм борт. Двигатель – “Рикардо” – 150 л. с. Скорость по шоссе – 7,5 км/ч. Запас хода по шоссе – 64 км.

Знатоки истории уже догадались, откуда взялись эти танки. Действительно, после окончания войны в Европе англичане стали “помогать” своими танками кому угодно – от палестинцев до деятелей Белого движения. Итак, “распределение” 61 танка Mk. V по фронтам Гражданской войны:

Вооруженные силы Юга России – 50
Русская Северо-Западная армия – 6
Русская Северная армия – 3
Грузинская армия – 2

Кроме того, в различных “белых армиях” было 17 легких Mk-A, 3 Mk-B и 143 французских Renault FT-17.

К сожалению для Белого движения, танки не были “чудо-оружием”. Крупнейшим боем с применением танков стало сражение за Каховский плацдарм (14-16 октября 1920 года), где участвовали 12 танков: “Верный”, “Генерал Слащев”, “Великая Россия”, “Генерал Кутепов”, “Фельдмаршал Кутузов”, “Генералиссимус Суворов”, “Генерал Скобелев”, “Атаман Ермак”, “За Русь Святую”, “Тигр”, “Степняк” и “Уралец” (да, танков было мало и у всех были имена собственные). Основной упор делался на внезапность и моральный эффект одновременной атаки большого количества танков на сравнительно небольшом участке фронта. Но стойкость красноармейцев оказалась недооценена: 9 танков было подбито, причем 5 машин были захвачены красными, а остальные эвакуированы белыми. 19 октября штаб 51-й стрелковой дивизии направил в Москву телеграмму: “Самый большой танк “За Русь Святую”, подбитый на Каховском плацдарме, исправлен и пущен в ход. 51-я дивизия, отвечая на товарищеский привет московского пролетариата, посвящает этот танк московскому пролетариату и переименовывает в “Москвич-пролетарий”. С помощью исправленного танка приступлено к вывозу остальных четырех танков в Каховку”.

Всего на юге Красная армия захватила 57 танков из 73 поставленных Деникину, на севере 2 из 5 воевавших английских, плюс некоторое количество Renault FT-17. Оба грузинских танка были захвачены Красной Армией в 1921 году. Тяжелые Mk. V получили наименование “Рикардо” – по марке двигателя, легкие Mk-A – “Тейлор”. Эти танки стали основой бронетанковых частей Красной Армии в 20-е годы (легкие Renault и их советские копии – не в счет). Но уже в 1927-м году начинается производство первых серийных танков МС-1. Одновременно с этим старые танки начинают выводиться из эксплуатации. В 1930 году все 44 сохранившихся “Рикардо” отправлены на склады. В 1938 принято решение о ликвидации танков устаревших образцов, но “Рикардо” повезло и здесь: «…Танки Рикардо в количестве 14 шт. передать по 2 шт. городам Смоленск, Ростов на Дону, Харьков, Ленинград, Киев, Ворошиловград и Архангельск для использования их как исторических памятников гражданской войны….», еще один танк стал экспонатом музея полигона НИАБТ в Кубинке.

Сейчас в бывшем СССР сохранилось 5 Mk. V – по одному в Кубинке, Архангельске (он сейчас на реставрации), Харькове и целых два – в Луганске. К сожалению, луганские танки – в крайне печальном состоянии:

Интереснее сложилась судьба шести Mk. V, воевавших у Юденича. 6 августа 1919 года британский танковый отряд в составе 48 человек и четырех танков MK-V под командованием майора Карсона высадился в Ревеле (современный Таллин). Танки использовались в операциях Русской Северо-Западной армии под Гдовом, Ямбургом и Гатчиной. После отступления Северо-Западной армии к эстонской границе все шесть английских танков 18 ноября 1920 года были вывезены в Ревель. Две машины были переданы Латвии, четыре – Эстонии. Кроме того, Латвии достались и три Mk-B Русской Северной армии.

Для “маленьких, но гордых” прибалтийских республик эти танки были серьезной поддержкой для их самолюбия. Впрочем, после присоедениния Прибалтики к СССР в 1940 все безнадежно устаревшие к тому времени “Рикардо” были отправлены на склады. Последним, и наверное, самым ярким эпизодом в долгой биографии этих машин стало участие в обороне Таллина в 1941 году. Для отступавшей Красной Армии даже устаревшие “бронированные коробки на гусеницах” оказались совершенно необходимы. Четыре Mk. V были приведены в боеготовное состояние и использовались при обороне города.

А вот – фотографии одного из “эстонских” Mk. V:

Недавно на онлайн-аукционе eBay видел альбом с фотографиями, сделанными немецким офицером на Восточном фронте, в частности – в Прибалтике. Среди “обычных” военных фото был, наверное, уникальный снимок – два подбитых Mk. V на путях какой-то железнодорожной станции. Теперь кусаю локти оттого, что не сохранил тогда это фото.

В заключение хочу поблагодарить [info]harding1989 и [info]babs71 за их замечательные и гораздо более подробные статьи об английских танках, воевавших в Гражданскую.

9 комментариев

  1. [info]vanchez пишет:

    Ты название коммунити хоть правильно научись писать, дятел.

  2. Медвед пишет:

    К сожалению, луганские танки – в крайне печальном состоянии

    Хм, сколько раз мимо проходил – не обращал внимание. При случае удостоверюсь лично.

  3. Ярославчег пишет:

    Та да. Наши луганские власти могли бы на краску раскошелиться….

  4. Валерий пишет:

    Дайте ссылку на фото луганских плиз… Если я правильно понял то из всех сохранившихся 5 шт на Кубинке, в Харькове и судя по фото один из Луганских -композитные, в Архангельске -”Самка” мелькало еще фото “Самки” без подписи, на фоне старинного дома красного кирпича Т-34-85 похоже за ним и зенитки, то-ли музей то -ли парк, может это второй Луганский, или еще чудом уцелел… Неужели там никто беспредел с уничтожением исторических памятников мирового значения( сколько их в мире то всего осталось ?) прекратить не может… хотя о чем говорить и “Аврора” и памятники Архитектуры во всех мегаполисах да и не только…Мляяяяяяяяя

  5. Алексей Бритюк пишет:

    Заходите – поддержите, решили сделать блог по Лугансикм танкам

  6. Алексей Бритюк пишет:

    Заходите – поддержите, решили сделать блог по Лугансикм танкам
    http://tankivluganske.livejournal.com/

  7. вячеслав пишет:

    есть об английских танках на харьковском форуме http://www.kharkovforum.com Шура, извините воспользовались вашими материалами