Любительское ралли, сезон 2016, часть первая

Как многие знают, весь 2016 год я ездил на всякие любительские ралли – когда успешно, а когда и не очень. И только лень не давала мне писать полноценные отчеты “по следам событий” – так что теперь расскажу обо всем и сразу. Осторожно, очень много букв – настолько много, что для ЖЖ пришлось разбить запись на две части.

На очередное ралли “1000 верст“, прошедшее 27-28 февраля этого года, я поехал штурманом. Во-первых, у меня возникли некоторые проблемы с машиной, а во-вторых – хотелось лично попробовать в действии свою штурманскую программу. Я разместил во всех доступных местах объявления “ищу пилота”, пару раз мучил организаторов вопросами “нет ли свободных пилотов?”, но вплоть до административной проверки ясности не было. В итоге пилот нашелся лишь за два дня до старта, зато какой! Сергей Кананадзе – наверное, один из лучших пилотов в московском любительском ралли, в чем я неоднократно убеждался по ходу сезона.

Времени на подготовку к соревнованию оставалось катастрофически мало – так что заикаться об установке “серой коробочки” я даже не стал, решив, что “штурманить” буду по GPS. Как и полагается штурману, купил мешок всяких конфет, наделал кучу бутербродов, а главное – стоя перед полкой в винном отделе, внимательно изучил опубликованные на Grozdi.ru итоги дегустации “Вино из России“, взяв в итоге бутылочку сухого красного “Цимлянского резерва” – как лучшего доступного варианта по соотношению “цена/качество”. Ралли – мероприятие комплексное, но об этом чуть позже, в хронологическом порядке :)

zavtrak

Вечером, или даже ночью перед стартом братан практически заставил меня посмотреть с ним фильм “Гонка“. Единственная оценка, которую я смог дать этому произведению киноискусства – “Нахера мы это говно смотрели?” Впрочем, вы лучше поймете мои эмоции, если сказать, что до старта оставалось часов шесть, а спать мне – где-то пять, или даже чуть меньше. Времени с утра, как всегда, хватило лишь на то, чтобы кривенько оттарироваться (погрешность где-то в 30 метров на трехкилометровом тарировочном участке мы “не поймали”, но это оказалось не столь существенно – о чем упомяну ближе к концу) и послушать предстартовый брифинг для участников. Даже обещанного “завтрака автогонщика” съесть не удалось.

В этот раз авторы трассы марафона приготовили участникам некоторый сюрприз. Так как начинать ралли от Москвы – занятие довольно бессмысленное, протяженность “доезда” до первого пункта контроля времени, расположенного в Зубцовском районе Тверской области составляла аж 224 километра. А чтобы участники не заскучали на МКАДе и М9 – норму времени для прибытия на КВ-1 предлагалось рассчитать самостоятельно, следя за знаками, задающими скоростной режим на трассе ралли. Она равнялась времени, которое надо затратить на преодоление данной дистанции с максимально разрешенной по ПДД скоростью, увеличенному на 17 минут. В принципе, это что-то вроде “утренних” РД “Мак розга” или “Считаем вместе” – но в немного более гуманном варианте. Во-первых, все точки смены скорости были указаны с километражем, а во-вторых – норма времени в сравнении с “v=ПДД” была несколько увеличена. Правда, даже с этой, так сказать, “льготой” довольно трудным оказался участок от Москвы до Волоколамска. В этом месте трасса М9 представляет собой полноценную автомагистраль, с ограничением скорости, равным 110 км/ч. Утром прошел небольшой снег, трассу еще толком не почистили – и даже обитатели Рублевки на дорогих внедорожниках предпочитали ехать медленно и печально, в режиме “самоходный ретардер”, и, наверное, очень удивлялись, когда их обгоняли наша “зубила” (ВАЗ-2113) и 41 “Москвич” Алексея Ломанова и Елены Винке (стартовые номера у нас были 2 и 3 соответственно).

“Скоростные” дополнительные соревнования в окрестностях Зубцова и аэродрома Орловка – наверное, одна из самых удачных находок этого ралли. Нельзя сказать, чтобы эти места были мне незнакомы, я успел оценить, как хороши местные дороги в феврале, когда тренировался с @vvzvlad за год до этого – но почему бы хорошее не повторить? Правда, мы сумели слегка заблудиться “на ровном месте”, прозевав указывающий направление знак – и поехав по какой-то полузаброшенной дороге. Все-таки ехать со стартовым номером “2″ немного сложнее – нет подсказок в виде накатанной предшествующими экипажами дороги.

1000verstspring

К моменту перерыва на аэродроме Орловка было уже известно, что всего 9 экипажей успешно справились с расчетом норматива на первом пункте контроля времени, и более того – мы лидировали по итогам двух РД. Но дальше нас ждала “блудилка” в Зубцове, серьезно перетасовавшая подиум. Для того, чтобы исключить из зачета “Марафона” такой элемент соревнований, как “гонки по деревням”, когда участники перед “блудилкой” наяривают, наплевав на ПДД, было придумано некое новшество – блудилки стали оформляться, как РУ – режимные участки.

Режимный участок – это такое дополнительное соревнование, где можно опережать заданный норматив (за это “штрафные” очки не начисляются), а за каждую секунду отставания от норматива начисляется одно штрафное очко. Есть еще пенализация за превышение максимально разрешенной по ПДД скорости, но это обычно относится к разряду фантастики. Обычно РУ – это “почти спецучасток” – то есть выбирается какой-нибудь извилистый и “сложный” с водительской точки зрения участок дороги длиной в 3-4 километра, задается высокая, почти невыполнимая средняя скорость – скажем, 88,9 км/ч (все в рамках ПДД :) ), после чего участники “валят”, пытаясь этот норматив выполнить. Естественно, все (за исключением, быть может, пары-тройки лучших пилотов) “привозят” опоздание, но меньше всего штрафных очков получает быстрейший – в общем, все просто и понятно.

Смысл РУ на “1000 верст” – немного другой. Задача состоит в том, чтобы поставить всех участников в “блудилке” в равные условия и сделать бессмысленным набор опережения перед “блудилкой” – все равно время, отведенное на разгадывание “слепых” позиций у всех одинаково. Норматив в РУ-блудилке выбирается так, чтобы проехать “в ноль” мог лишь нигде не потерявшийся экипаж – а если вы где-то ошиблись, то на выходе получите зависящий от тяжести ошибки штраф. Сложно? Я тоже не сразу понял прикол :) Так или иначе, блудилово в Зубцове довольно сильно поменяло расклад, отбросив нас на четвертое место – “в опасной близости от подиума”.

Немного помогли нам РД “Пограничный” и РДС “Хмелита” – это тот тип дополнительных соревнований, где наиболее полезно штурманское оборудование. Приходилось разве что придерживать пилота – скоростные нормативы порой были уж очень, на мой взгляд, занижены (это специфика “Марафона”, который позиционируется как соревнование, куда можно ехать “с детьми и собаками”). Из курьезов – пункт контроля времени “У дуба” отсутствовал на местности, зато у того самого дуба стояла аборигенская “девятка”. Разумеется, мы не стали совать обалдевшему мужичку контрольную карту – но не поручусь за другие экипажи. По итогам первого дня мы пролезли на третье место, но еще не знали, что же нам приготовят утром в Вязьме!

budka

А в Вязьме была шикарнейшая “блудилка”, где ошиблись почти все, за исключением буквально одного-двух экипажей. Начиналось все достаточно просто и культурно – едем и ищем ФотоКП (фотоконтроль прохождения – место, где надо сфотографировать автомобиль и одного из членов экипажа) “Будка” – обычную трансформаторную будку, находим похожую будку, радостно с ней фотографируемся – а спустя несколько позиций в легенде понимаем, что заблудились. Кое-как удалось найти один из следующих ФотоКП – кинотеатр “Победа” и двигаться по маршруту уже от него. Уже на финише мы узнали, что будка – не та, и надо было проехать еще немного вперед, где будка соответствовала той, что надо было найти. Так или иначе, а в Вязьме мы огребли 600 секунд за пропуск ФотоКП и 1480 очков – за опоздание на РУ. Всякая борьба “за секунды” потеряла смысл. Подиум серьезно поменялся, в лидеры выдвинулись “семейные” экипажи, более склонные к “поблудить”, чем “погонять”, но нам удалось удержаться на четвертом месте.

icerd

На РД “Ледовый” вновь приходилось удерживать пилота от опережения – лед растаял, а ехать 60 км/ч по голому асфальту особого удовольствия, конечно, не доставляет. Получилось лучше и на финише мы были ровно в свою секунду. Зато после бывшего “Ледового” РД была совершенно шикарная заснеженная дорожка – такие вот капризы весенней погоды. “Блудилка” в городе Гагарин оказалась довольно простой, но у нас в экипаже все равно произошел небольшой конфуз. Так как GPS у меня в планшете работает плохо, а точнее – вообще не работает, приходится пользоваться внешним приемником GPS, в качестве которого выступает старый мобильник. Все бы ничего – но утром второго дня мы закрепили его кабельной стяжкой за решетку отопителя. Дальнейшее – попытка реконструировать события. Похоже, что в определенный момент телефон начал перегреваться – и первым на это отреагировал контроллер заряда, отключивший батарею из-за ее перегрева. Дальше аккумулятор начал садиться – хватает его в таком режиме где-то на полчаса. Подъезжая к Гагарину, мы не заметили, как за разговорами о высшей математике проехали мимо нужного перекрестка – и осознали, что едем куда-то не туда, лишь в самом городе. Нам очень повезло, что блудилка была несложной, а следующий за ней пункт контроля времени отсутствовал на местности – так как мы все равно привезли туда небольшое отставание. Впрочем, лучше даже было бы получить 60 или 120 очков за отставание на КВ, чем хапнуть 180 или 300 “за ПДД” на судейском радаре – на этом марафоне орги применили и такой способ контроля особо низколетящих участников.

Но оставалась еще одна небольшая проблема – как ехать последний РД? Да, он был “просчитываемым” – все смены скорости происходили в точках с известным расстоянием, но считать на калькуляторе мне было неохота. Но как разработчик самой передовой штурманской программы, я нашел способ, как ехать при отказе всех счетчиков расстояния. Нам повезло, мы “привезли” на финиш всего 14 секунд отставания. Оставался лишь короткий перегон к финишному КВ у памятника панфиловцам, и здесь не обошлось без приключений. Прямо перед нами закрылся переезд, а когда открылся – уже шла “наша” минута. Водителю пришлось влетать в зону контроля на приличной скорости, а штурману – бежать спринтерскую дистанцию с контрольной картой в руках :) Успели – пусть даже это ничего и не меняло. По итогам мы все равно оказались четвертыми, но без призов не остались – Сергею досталась щетка для снега, а мне – кепка “Яркий луч” со встроенным светодиодным фонариком. Забегая вперед, скажу, что на протяжении сезона эта кепка очень пригодилась.

В обсуждении марафона как-то всплыла тема спортивных разрядов, и я с удивлением узнал, что вот так “на раз” выполнил норматив второго разряда. Неплохо? То-то же, решил я, и поставил себе задачу на сезон – оформить первый разряд. Для этого, правда, надо ездить на классифицируемые соревнования и приезжать там на подиум – а их в прошедшем году было мало (в Московской области – две “1000 верст”, весной и осенью). Так что предложение от Дмитрия Легейды поехать на “Весенний кубок ДГТУ” 26 марта в Ростов-на-Дону я принял с радостью. Казалось бы, что сложного может быть в Ростове? Тем более, что мы лишний раз потренировались по мотивам “Зимних каникул-2015″, нашли взаимопонимание и в целом явно рассчитывали на хорошие результаты. Но…

Не буду рассказывать о дороге до Ростова по М4, скажу лишь, что обнаружил некую недоработку в своей штурманской программе, из-за которой ночью ездить было нельзя – да и про саму гонку писать много не буду. Просто она оказалась ну очень не похожа на то, к чему мы привыкли в Москве. Здесь у нас в год проходит, наверное, десяток соревнований по правилам любительского ралли (считая вместе с ретро-ралли), и есть довольно сильное “ядро” участников, обращающих внимание на тонкости и мелочи в штурманском деле. Соответственно подстраиваются и организаторы, делающие гонки на уровне “не докопаться”, а для особых эстетов готовящие сложные и изящные “покупки”. В Ростове же ситуация совершенно другая – одно-два соревнования в год, при этом концептуально довольно простые.

По большому счету, соревновательная часть в ралли ДГТУ состояла из двух спринтов на автодроме – где и развернулась основная борьба. К сожалению, Сaptiva Дмитрия оказалась в этой дисциплине беспомощна. Ориентирование в этом ралли было простым, если не тривиальным. Перед стартом я немного помучил организаторов вопросами по ориентированию, типа “как ехать в такой-то или такой-то ситуации”, на что получил ответы типа “читайте регламент, там все написано”. Не знаю, что подумали “орги” обо мне, видимо что-то типа: “Ну и пристал какой-то хрен со своими вопросами”, а я подумал, что все будет сложно – у нас отсылки к регламенту обычно означают, что предстоит какое-то изощренное издевательство. Нет, все оказалось очень просто – и “штурманские” косяки я откалывал самостоятельно. Для начала – по московской же привычке мы оттарировали одометр. Тарировочный участок, правда, был линейным и не очень удачно выбранным – так что одометр “недобивал” несколько процентов. Возможности перетарироваться не было, на маршруте были пробки – так что “на нервах” мы влетели на пункт КВ с опережением в минуту. Ошибка, конечно, совершенно непростительная.

РД, проведенный в режиме лотереи – отдельная песня. Финиш был выставлен не у того ориентира, поэтому норматив быстренько пересчитали по принципу “кто громче крикнет” – расстояние до финиша определили по данным от участников (все проехали плюс-минус десять секунд, так что особо ни на что это не влияло). Были и ошибки в маршрутном листе, и неточности в легенде, не говоря уж о том, что тарировочный участок не соответствовал формальным требования, так что при желании московские специалисты по бумажной борьбе могли бы попробовать “снять” буквально всю пенализацию – за исключением спринтов. Впрочем, в Ростове-на-Дону есть и свои специалисты по “борьбе в третьем круге”, а нам все равно не грозило никаких призовых мест. Осталось только осознавать свои косяки, которые можно охарактеризовать одним словом: перемудрили. В качестве “вишенки на торте” – бюджет выезда в Ростов (меньше 100 км дистанции, 10 км РД, два слалома на автодроме), причем в “эконом-варианте” – с одной ночевкой в гостинице (выезжаем из Москвы в пятницу днем, приезжаем поздно вечером, ночуем, едем гонку и потом сразу обратно в Москву), оказался почти таким же, как на “1000 верст” (двухдневное ралли, 800 км дистанции, из них около 200 км РД, интересные блудилки и т. д.).

Довольно интересным оказалось ралли “Ленточка памяти” 19 июня. Официально оно приурочено к годовщине начала войны, неофициально я понял, что это заезд по объектам ФСК “Лидер” – но ехать на него стоит по двум причинам:

- соревнование “делает” Евгений Сорока, а значит, будет интересно;
- ралли проводится, как “семейное” (экипажи, как правило, состоят из родителя и ребенка) – то есть многие сильные экипажи “раздваиваются” и количество сильных соперников возрастает.

lentochka

Уговорить маму ехать на ралли оказалось непросто, в основной список участников мы не попали – зато поехали “нулями”. Нулевой экипаж в любительском ралли, как правило, производит окончательную проверку трассы, проверяет готовность судейских пунктов, едет обычно по “Дорожной книге”, аналогичной той, что у участников – в общем, это в любом случае неплохая тренировка.

Что могу сказать? Ралли проходит в основном по Москве, по мотивам маршрутов ретро-ралли и по большому счету – в некоторой степени “экспериментальное” и “замороченное”. Основные сложности – в основном задачи на внимательность и твердое знание нормативных документов (скажем, правила проезда “слепых” позиций здесь надо знать на “отлично”). Конечно, я, как штурман, немного накосячил в паре мест. Во-первых, поймал 4 минуты опережения на пункте внезапного контроля времени (ВКВ) – но кто-то вообще проехал мимо и не заметил этого (получив штраф, эквивалентный, ЕМНИП, 15 минутам за пропуск судейского пункта)! Вторая ошибка – пока я разбирался со сбоем штурманского оборудования, мы уехали не туда на трассе РД в районе Новогорска – кстати, очень интересно “прописанного” (картинка кликабельна).

mountain-rd

Смены скорости давались в виде процентов от разрешенной по ПДД скорости (90% ПДД, 40% ПДД и тому подобное) и были привязаны к знакам “остановка запрещена”, которыми уставлена эта дорога. Скорость “по ПДД” не менялась, а указанные значения соответствовали той скорости, с которой стоило бы ехать по этой извилистой и холмистой дорожке. В любом случае, поехав “по звездам”, мы “привезли” на этом РД всего 40 секунд – в целом немного, учитывая, сколько пенализации “собирали” участники этого ралли на других судейских пунктах.

herringbone

Из экспериментального – была опробована запись легенды в виде “рыбьей кости” (слева). Не скажу, чтобы это было очень сложно, просто нужны аккуратность и внимательность. “Рыбья кость” задавала маршрут на РД с очень небольшой средней, так что надо было проехать его и не заблудиться. Впрочем, даже с самым передовым штурманским оборудованием по результатам этого РД мы оказались лишь вторыми, с 12 секундами штрафа против 5 у Павла и Даниила Таракановых. Но по сумме пенализаций, как я посчитал позже, мы могли бы оказаться и на подиуме. В следующем году решили ехать в общем зачете.

С Сергеем Кананадзе мы планировали поехать 25 июня на новое любительское ралли “Sport Quest 2016” в Шуе – но в ночь перед выездом у Сергея на его “спортивной” ВАЗ-2113 развалился привод, так что “не срослось”. Ехать в Шую на “гражданской” машине Сергей не собирался – так как было не совсем понятно, что же там нас ждет – в Шуе проводят и “настоящие” ралли, так что мы ожидали маршрута, проходящего по “боевым” спецучасткам. По отзывам съездивших туда, ничего такого там вообще не было, а единственный “скоростной” РД проходил по идеально прямой асфальтовой дороге.

Пока Сергей ремонтировал автомобиль, я успел разместить на авторушном форуме объявление “Ищу штурмана на Подмосковье” (3 июля), найти потенциального штурмана, рассказать ей про мою штурманскую программу, решить, что лучше нам в экипаже поменяться местами – ну и собственно поехать на “Подмосковье” с очередной “девочкой на Subaru”. Я не стал перед стартом делиться своими наблюдениями об участии девочек-архитекторов на Subaru в любительском ралли (одна ушанулась со мной на “Осенних каникулах-2015″, вторая слегка прибралась на МАДИ-2015 – но не со мной), а тем более – объяснять, почему стартовый номер 69 – плохая примета (он одинаково читается что в нормальном, что в перевернутом виде), успокаивало лишь то, что прошлогоднее “Подмосковье” в исполнении Сергея Ушанова было “гонкой с дачниками” по пробкам, и “ушануться” там сумел лишь один экипаж в “дополнительном соревновании” на прокатном велосипеде :)

Вообще, “Подмосковье” – ралли довольно специфичное. Так как оно проводится при поддержке Всероссийской Организации Автомобилистов – то туда по разнарядке сгоняют представителей ВОА и ГИБДД. Те отделения ВОА, что пошустрее – набирают в свои команды более-менее опытных спортсменов, остальные же ВОАшники с гаишниками тут в основном для массовки, но в любом случае по числу участников “Подмосковье” может соперничать лишь с “Ралли МАДИ” (что там, что там набирается под 80 экипажей. Место проведения ралли – тоже выбирается при участии ВОА, но в этом году повезло – старт был в Электростали, а это значило, что кататься мы будем в Павлово-Посадском районе, в “квадрате” между А107, Носовихинским шоссе, А108 и веткой железной дороги на Куровское. В этом районе десяток лет назад проводили ралли “Бабье лето” (или “Какие бабы, такое и лето”) с упором на сложную навигацию, да еще и ночью – но в этот раз все было намного проще.

Но “просто” – не значит “скучно”. Главным “соревновательным” элементом на этом “Подмосковье” было четыре РД – пусть асфальтовых, но с нормативом 100% от ПДД и заранее неизвестными точками смены скорости. Просто идеальные условия для “компьютерщиков”, пользующихся программами для расчета графика движения – хотя и здесь было несколько сюрпризов. Для начала – на первом из этих РД мы уперлись в колонну из медленно едущих аборигенов. Как назло, слева была сплошная, и возможности для обгона не было – а когда мы все же обогнали “лидера” этой колонны, то поняли, что экипаж гаишников не отдупляет, где отменяются ограничения скорости. Впрочем, вероятно, что именно опоздание на финиш этого РД спасло нас от попадания на пункт внезапного контроля времени – который стоял буквально за следующим поворотом после финиша. Расчет был явно на то, чтобы участники, приехав на финиш вовремя, имели одну-две минуты опережения сверх норматива на секторе – а мы не только немного задержались на старте, но и финишировали с опозданием.

Кажется, именно на этом “Подмосковье” я начал понимать фанатов Subaru. Да, Impreza 1995 года с самым “дохленьким” двигателем 1,5 литра (95 л. с.) не очень выделяется по ТТХ, но привирающий на 10 км/ч в плюс спидометр, низкая посадка и жесткая подвеска позволяют себя почувствовать участником WRC даже в обычном трафике :) Но меня, видимо, посчитали очень строгим и требовательным штурманом из-за пары забавных эпизодов. Первый – про разгонную динамику. Заканчивается зона ограничения скорости 70 км/ч, я говорю – “Средняя 90!” (по спидометру надо было держать 100-105). Начинаем разгоняться, но как-то вяло, и метров через 200 я повторяю: “Здесь 90 средняя” – после чего пилотесса, как бы извиняясь, отвечает – “Не могу быстрее разгоняться :(”. По ощущениям, конечно, едем все равно довольно быстро (на барже так же примерно ощущается скорость около 110 км/ч – но там и посадка выше, и машина крупнее).

Второй “эпизод” был уже не таким смешным – где-то ближе к финишу третьего РД из четырех нам предстояло пересечь перекресток с “гайкой” – знаком “Движение без остановки запрещено”. Приближаемся к перекрестку и я опять же командую “Стоп, выполнять!” (вообще, в любительском ралли очень любят ставить контроль ПДД у этого знака – так что довольно быстро отучаешься от California roll). Тормозим, но как-то хреново – так что я повторяю, громко и строго: “СТОП ВЫПОЛНЯТЬ!”. В общем, мы, “пропагандируя ПДД и здоровый образ жизни”, перегрели тормоза, так что они более-менее схватывали только со второго-третьего нажатия. Встала некоторая дилемма – сдать контрольную карту и ехать в Москву, или все же продолжить соревнование? Прикинув, что один хрен сейчас поедем по Носовихе, решили, что еще десяток-другой километров на РД погоды не сделает, особенно если ехать аккуратно.

На этом последнем РД я допустил довольно серьезную ошибку. Я “разгадал” клумбу, то есть несколько поворотов на небольшом расстоянии друг от друга, и даже понял, что будем крутиться вокруг этого “островка” (подъезжаем снизу, на развилке уходим налево, потом почти сразу же – направо, объезжаем вокруг треугольничка и возвращаемся обратно):

klumba

Но я не учел главного – где будет стоять финиш (разумеется, на дальней стороне клумбы), и не позаботился о том, чтобы набрать перед “клумбой” опережение – и в итоге на этих двух поворотах (при средней 60) мы набрали секунд 20 опоздания. Дальше все было довольно просто – доезд до финиша по Носовихинскому шоссе со средней 45-50 км/ч. Мы ехали 70, или 80 по субаровскому спидометру, кое-где отстаиваясь, чтобы не создавать коллапс на Носовихе, в Электростали перекинулись парой слов с работавшим на пункте ВКВ Владимиром Студеникиным – пускай мы уже опаздывали, но нельзя же не побеседовать со словоохотливым судьей? Тем более, что финишный КВ был “снят” и опоздание туда не наказывалось.

В предварительных итогах мы были четвертыми, а потом откатились на пятое место, что не так обидно, на самом деле – нет ощущения “еще немного, и были бы на подиуме”. Обидно другое – наше пятое место “прихватизировали” журналисты канала “360″ в своем репортаже (ошиблись они, конечно, совсем немного – на самом деле они шестые с конца):

24 июля удалось узнать немного и о ретро-ралли. Без штурмана на ралли “ГУМ-2016” оказался выступающий на ГАЗ-21 Павел Середа, и через общих знакомых нашли меня. Пилот очень серьезный – достаточно сказать, что в “Кубке РККА” (Ралли-Клуба Классических Автомобилей) он в этом году занял второе место. Так что утром за завтраком для участников была озвучена задача в духе “приехать на подиум и порвать экипаж Кривцов/Сорока”. Не получилось – но об этом дальше.

Началось все довольно культурно, с торжественным стартом от ГУМа. Удалось увидеть “какого-то бородатого мужика”, чем-то смутно знакомого – уже потом я узнал, что среди участников был бывший председатель ЦИК Владимир Чуров. Возможно, как светское мероприятие, ГУМ в целом ничего – а с раллийной точки зрения проблемы начались уже на первой странице легенды. Надо было попасть с Большого Устьинского моста на набережную Яузы – и в легенде это было отражено довольно халтурно. Пришлось на набережной нагонять – а там был выставлен “полицейский участок”, по данным которого мы ехали со средней скоростью где-то 70 км/ч. Это, кстати говоря, на 21-й довольно ощутимо – о боковой поддержке от широкого дивана говорить не приходится, а ремней там нет еще с завода.

Единственный РД мы проехали со штрафом в 4 секунды – что, с одной стороны, приятно, а с другой – ну вообще не влияет на результат. По большому счету, на этом ралли штурманское оборудование почти не требовалось – почти вся ДК была “слепой”, без указания расстояний (расстояние было дано в единственном месте – хотя опять же, не вполне корректно). Правда, я это не осознал и часть гонки боролся с глюками своего оборудования. Почему-то в отсутствии внешнего питания (прикуриватель был сломан – и после гонок по набережной Яузы я даже понимаю, почему на 21-й Волге найти живой прикуриватель проблематично) у меня отрубался GPS-приемник, приходилось перезапускать. Когда я в очередной раз немного отвлекся – то не смог быстро осознать, что на ВКВ впереди заезжать не надо. Не знаю, конечно, что мы там огребли – опережение или нарушение порядка прохождения судейских пунктов, но после такого косяка мы посчитали, что ралли безнадежно слито.

На ВДНХ было устроено еще одно сомнительное развлечение – надо было проехать между несколькими судейскими пунктами на велосипеде. Несложно? А теперь представьте, что велосипед этот дурацкого типа “круизер” (не едет и не рулится), да еще у него и подспущены колеса. Крутить педали решил пилот, после чего он долго плевался – а вдобавок мы опоздали на КВ. Часть маршрута в районе Рижской эстакады была прописана не то что некорректно – просто неприлично. Более-менее разобраться, куда надо ехать, можно было лишь с помощью поиска по карте, где находится улица или переулок на указателе из следующей строки легенды. Позвольте, мы едем по легенде или это соревнование на знание географии Москвы?

grafsky

Указатель “Графский переулок” в позиции 32 вообще на местности отсутствовал – пусть даже нулевой экипаж и утверждал, что его видел.

Единственная неслепая позиция на этом ралли – это “крест налево”, расположенный на расстоянии около 6 километров (если точно – то 5,90) от пересечения Новомосковской улицы со Звездным бульваром. Да, находка интересная – едем по Шереметьевской до ТТК, дальше по ТТК, съезжаем на Нижнюю Масловку (в общем направлении прямо) и поворачиваем налево на пересечении с Мирским переулком. Но на Верхней Масловке и улице 8 марта на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга – три похожих перекрестка. Я промерил по карте, до них 5,87 км, 6,32 км и 6,73 км. Учтем, что точка, от которой отмеряется расстояние – неоднозначная (когда вы разворачиваетесь в начале Звездного бульвара, то разное понимание “точки поворота руля” и “начала перекрестка” может дать ошибку в 100-200 метров). Учтем, что тарировочного участка на этом ралли не было (а оттарироваться на первом секторе – нельзя из-за блудилова) и попробуем ответить на вопрос – а как ехать тем, кто пользуется только “стандартными” навигационными приборами, или хотя бы – “некомпьютерной” навигацией, с одометром, считающим сотни метров? Да, кстати, на нужном перекрестке у нас почему-то был “недобой” в 100-150 метров.

Разворот на Ленинградке в районе Петровского парка я бы отнес к сомнительным для ретро-ралли вещам. Да, кто-то едет на “Мустанге” – но кто-то на “Запорожце” или ГАЗ-А, которые в нынешнем московском трафике чувствуют себя не очень – а ведь тут надо было на 100 метрах перестроиться через три ряда, набрав при этом скорость где-то 60 км/ч. На современном автомобиле, конечно, это не должно вызывать затруднений – но еще раз повторю, в канале были и “Запорожцы”, и даже автомобили зачета “Ветеран” – а у них динамические характеристики, мягко говоря, похуже.

А дальше наш путь лежал через Хорошевское шоссе в район Магистральных улиц – где мы окончательно перестали что-то понимать в легенде, настолько, что стоя прямо перед нужной позицией, решили, что мы безнадежно заблудились, а так как приз “За волю к победе” на этом ралли не предусмотрен – то надо сдать контрольную карту и ехать по домам. Я, правда, приперся и на подведение итогов, где с удивлением узнал, что мы далеко не последние даже с кучей штрафов и непройденной половиной дистанции. Быть может, не сдай мы контрольную карту, были бы шансы на попадание хотя бы в десятку.

Больше всего поразило разное отношение к безнадежно кривой ДК людей, ездящих в Р3К и ретро-тусовки. Первые по большой части ругались неприличными словами, вторым же все в целом понравилось (хотя я не спрашивал, что понравилось – может, банкет, фуршет и Рената Литвинова, а сама гонка – да и фиг с ней). Скажу честно – я не представляю, как можно проехать по такой кривой легенде, не упоров косяков на “дорожных соревнованиях” (то есть не опоздав ни на один КВ, не схватив ПДД, и так далее). А обладатели “Гран-при” (в этот раз награждали 1-2-3 места и “Гран-при” – фактически, за 2-3-4 и 1 места в общем зачете соответственно) – смогли. Но в любом случае с моего 77 места неприлично подпрыгивать и кричать что-то о том, что результаты посчитаны как-то странно. В общем, мне такое ретро-ралли как-то не понравилось – пусть даже и говорят что-то типа “Это же Куприянов” – имеется в виду руководитель гонки, который и раньше был замечен в разных косяках.

Продолжение – по ссылке: http://shura.luberetsky.ru/2016/12/27/lyubitelskoe-ralli-sezon-2016-chast-vtoraya/.

Ответить

Или воспользуйтесь входом по OpenID: