Chris Judge Smith – The Climber и Orfeas

После очень мне понравившихся Curly’s Airships я решил послушать две других songstory Джаджа Смита – The Climber и Orfeas. Поделюсь своими впечатлениями о них, и начну с вышедшего раньше The Climber.

the-climber

Разумеется, определенный Смитом жанр songstory оказывается очень широким – и Curly’s Airships нельзя считать его “образцом”. The Climber резко контрастирует с первой songstory во всем – сюжет там намного проще, “поющих” персонажей можно пересчитать по пальцам, вместо огромного количества исполнителей и инструментов – лишь вокал самого Смита, хор (в записи участовал норвежский хор The Fløyen Voices) и контрабас, вместо разнообразия музыкальных тем – некоторый минимализм, определяемый предыдущим пунктом. Можно рассматривать его, как попытку нащупать “границы жанра” – но контраст при первом прослушивании просто поражает, а после получаса звучания хочется спросить – и это все?

Только с второго-третьего раза начинаешь понимать всю красоту такой оригинальности. Своебразное “противостояние” хора и солиста только подчеркивает сюжет об альпинисте-одиночке, который начал предпочитать человеческое общество своим любимым итальянским Альпам лишь после того, как едва не замерз в горах. Не знаю, можно ли назвать The Climber “рок-оперой” – хотя под прог- или арт-рок можно подвести все, что угодно, но в самом подходе с хором и солистом есть что-то от древнегреческого театра. Кстати, если вы знакомы с The Fall of the House of Usher Питера Хэмилла, то можете вспомнить, что среди прочих “партий” в этой рок-опере был “хор” – The Chorus, комментировавший события. Как мне кажется, подход вполне в духе античной драмы – и на этой древнегреческой ноте я перейду к Orfeas.

orfeas

Я не случайно перевел разговор к античной драме – потому что три акта “Орфиаса” называются так же, как и три составные части греческой трагедии – гамартия, анагноризис и перипетия, а вместо “хора” в числе персонажей упоминается бард Анахронист (Anachronistes). Вместо мифа об Орфее Анахронист поет о музыканте Джордже Орфиасе – кстати, сравните написание: Orpheus – это Орфей, а Orfeas – это Орфиас. Вместо Эвридики у Орфиаса с обложки альбома в руках гитара с надписью Eurydice (которую туповатый гитараст читает, как Fury Dice, а Микаэл Абазян придумал для русского перевода “Евродикость”). Нет, это не похабные шуточки про то, что гитарасты могут вытворять со своим инструментом – это краткое изложение сюжета :) Так или иначе, прием с помещением героев древнегреческих мифов или трагедий Шекспира в наше время уже достаточно приелся и скоро за него в приличном обществе будут бить, почти как за попаданцев.

Оправдать в этом случае может лишь одно – оригинальность музыки, и тут Смит с корешами постарались. Сам Орфиас (а точнее, Джон Эллис) исполняет несколько довольно неплохих гитарных партий; в Аиде Орфиаса встречают трансом, переходящим в диско (которое неплохо звучало бы в “Дискотеке 80-х на Авторадио”, ну вы поняли); а грешники в аду и поклонники Вакха весьма уважают death metal. Впрочем, сложно ожидать чего-то другого от истории “из жизни музыкантов”.

Из особого “оригинальничания” можно отметить сопровождение двух обширных диалогов – интервью Орфиаса – в стиле “speech-music”. В нем записана партия “вспомогательной гитары” – supplementary guitar – в Curly’s Airships, но там она “прячется” за лейтмотивами, здесь же этот стиль музыкального сопровождения становится самостоятельным. Суть его состоит в том, что партии инструментов – гитары в Airships, скрипки в Orfeas – “подбираются” к голосу так, как если бы это был отдельный инструмент со своим тембром. Наверное, это довольно сложно объяснить – но представьте себе, скажем, хор из The Climber, который может выступать и без сопровождения – после чего легче представить вокал или даже просто “непоющий” голос, как этакий специфический музыкальный инструмент, забыв о содержании текста. После этого подбирается партия другого инструмента, и результат получается довольно необычным.

Естественно, “живое” исполнение подобного произведения довольно затруднительно – но Смит, проводя различие между рок-оперой, мюзиклом и своими songstory, подчеркивает, что последние никогда не предназначались для исполнения на сцене. The Climber, правда, один раз был исполнен “вживую” – но это скорее исключение. Есть упоминания о том, что возможна постановка укороченной версии Curly’s Airships, есть разговоры о постановке The Fall of the House of Usher – но пока они остаются только словами, а сам Смит говорит о том, что будучи записанными, его songstory – это законченные исключительно музыкальные произведения. Во всяком случае, их можно рассматривать хотя бы как музыкальные эксперименты – отвлекаясь от сюжета, и даже в таком виде они оказываются довольно интересны.

Комментарии отключены.