Про схемы метро

Московский Дептранс в своей безграничной заботе о пассажирах общественного транспорта проводит конкурс на «лучшую» схему метро. Видимо, ради того, чтобы посмотреть на эту схему, люди будут специально оставлять машины на платных парковках в пределах Садового кольца, покупать билетик на сколько-там-поездок, спускаться в метро и с восторгом разглядывать произведение современного дизайнерского искусства.

Берусь утверждать, что вси три схемы — отстой и порождение дизайнерского рака мозга и прочей самодеятельности в отсутствие нормального «технического задания». Пройдемся последовательно по всем в порядке их популярности среди голосующих.

Для начала — студия Лебедева, благодаря своим фанатам получившая первое место.

lebedev

Лично мне с самого начала непонятны две вещи: почему обычные станции обозначены черточками, а пересадочные — кружочками, и почему переходы на «тройных» и «четверных» пересадочных узлах изображены кружками, да еще и разного диаметра. «Нечто», изображающее переход между Александровским садом, Арбатской, Библиотекой имени Ленина и Боровицкой — это вообще вне всякой критики. Снова процитирую Саню Поддубного:

Заехали в самый центр на какое-то кольцо ну Михан и e6анул по нему круга четыре… Я сначала думал он дорогу ищет куда свернуть, но пятом круге смотрю – у него уже@!#$ шальное от таких движняков, не знает куда с этого e6аного кольца съезжать надо… Я говорю – Михан, ты что залип то? Нахер тебе этот Индианаполис? Поверни уже куда-нибудь, тут все уже@!#$вают от нас…

И действительно, нахер нам этот Индианаполис? Кстати, один малознакомый с реалиями московского метра персонаж предположил, что там — еще одна маленькая кольцевая линия :)

Кстати, в метро нет станций типа «Арбатская-2» (читается «Арбатская-вторая»).

Второе место пока удерживает Илья Бирман. Его схема — пример того, что будет делать дизайнер в отсутствие бьющих по рукам требований.

birman

Для начала — взглянем на заголовок. Как и полагается так называемой «творческой личности», Бирман счел для себя возможным изменять не устраивающие его элементы задания. Вместо слов «Схема линий Московского метро» он обошелся просто заголовком «Московское метро», да еще и присовокупил информацию о времени работы. Затем — по каким-то своим соображениям убрал схему железных дорог, которая требовалась по условиям конкурса (а судя по началу атаки на РЖД платной мурзилкой Зялтом — у Дептранса есть планы по захвату пригородных электричек).

Кроме того, Бирман придумал свою систему транслитерации, якобы позволяющую иностранцу правильно фонетически прочитать названия станций. Сразу возникает вопрос — а какими правилами чтения будет пользоваться иностранец? Англичанин, немец, француз, испанец, португалец прочтут одни и те же буковки по-разному. Но дизайнер мнит себя творцом и специалистом по всем вопросам — и позволяет себе судить не только о достоинствах разных версий Фотошопа, но и о вопросах, в которых компетентен лишь на уровне здравого смысла.

Как математика, меня оскорбляет и вера дизайнеров в сплайны Безье — единственно доступные их пониманию кривые. Да, сплайн, в отличие от «чертежного» сопряжения отрезков дугой окружности, позволяет добиться непрерывности первой производной. А как же вторая, третья и так далее? Оскорбляет это и железнодорожников, которые знают о существовании переходных линий — например, радиоидальной спирали (она же клофоида, она же спираль Корню). Поверьте мне, сплайном ее можно только грубо приблизить.

Те же замечания, что и к схеме Лебедева — по поводу кружочков и черточек, обозначающих станции. Не вполне последователен и принцип «один кружок — одно название» — во всяком случае, он идет вразрез с построением схемы метро последние лет 20.

В остальном — схема красивая, можно сказать — дизайнерская. Она красиво смотрится на мониторе компьютера, а в жизни — я не знаю, зачем был выбран такой нарочито мелкий шрифт и такая низкая «информационная плотность» — белого фона на схеме Бирмана больше всего.

На третьем месте — схема РИА «Новости». Естественно, что фанатов у РИА поменьше, чем у модного дизайнера Лебедева и менее модного — Бирмана, но эта схема мне нравится больше предыдущих.

mizinov

Какие тут можно назвать недостатки? Дизайнеры РИА «Новости» стали заложниками выбранного ими принципа использования «сетки» из пересекающихся под углом 45 градусов прямых, поэтому и вместо Кольцевой линии получился восьмиугольник.

Вместо перевода надписей на английский имеем полную халтуру. Какой такой «Alphabetical Index Stations», что за «Suburban Way»? Похоже, переводчиков из РИА «Новости» повыгоняли поганой метлой.

Тоненькие линии, обозначающие железнодорожные ветки, путаются с координатной сеткой. В общем, недоработок тут много — но и достоинства присутствуют. Лично мне эта схема нравится больше всех. Все-таки в ней видно не только желание дизайнера «попонтоваться», как у Лебедева с «бантиком» в правом нижнем углу, или у Бирмана с его самолюбованием на сайте.

По-хорошему, конкурс надо было бы проводить в «слепом» варианте — не указывать на схемах автора, и строго запретить им до окончания конкурса публиковать информацию о примененных новшествах («утечка» — повод для снятия с конкурса). Мне кажется, что первое место схемы Лебедева — это результат большой известности последнего, а не каких-либо достоинств его схемы. Все три варианта, представленных для голосования, по своим «поребительским качествам» очень близки — и мне кажется, что без «поддержки» именем схема Лебедева не смогла бы настолько опередить конкурентов.

Про схемы метро: 7 комментариев

  1. Все уроды, короче.

    Если серьезно, Бирмановская схема имеет какой-то адовый изгиб в районе Смоленки и еще в паре мест, Мизинов бьет воьмиугольником в глаза и изгибает Александровский сад в каких-то новых измерениях. Если Лебедев уберет бантик и как-то ужмет Аццкий Александровский Круг, я готов признать, что его схема лучше. Касательно черточек и кружочков — ИМХО это как раз хорошее решение, визуально выделяет пересадки

    1. > Если Лебедев уберет бантик

      Это давно известный прием. Говорят, что в «Бриллиантовой руке», чтобы фильм не цензурили, Гайдай вставил перед финальными тирами кадры ядерного взрыва. Все претензии в итоге свелись к тому, чтобы убрали эти кадры — а стриптиз Светличной и прочая «некошерная и антисоветская» хрень остались.

      > визуально выделяет пересадки

      Так они и без этого достаточно выделены обводкой (как в существующей схеме или у РИА), разве нет?

  2. Да, я тоже как-то подохренел от Лебедевских колец. Будучи идейным замкадышем, я сразу решил, что там ещё какое-то малое Александровское кольцо, типа трамвай ездит.

  3. С кольцами все понятно — они реально показывают возможные пересадки.
    Если с охотного ряда на площадь револиции только через театральную, то они так линией и соеденины, а если на киевской с любой на любую — то замкнутый круг и получается, хоть до закрытия по нему ходи, на лестницах-чудесницах катайся.

    Однако меня ни одна схема не вштырила.

      1. Ну тогда тем более не понятно чего в этих кольцах кому не понятно. :)

        зы. У меня, кстати, есть карта метро со станцией «Физтех». Даже непомню, откуда этот календарик взялся. :)

        1. С кольцами все понятно — но выглядят они страшно.

          Реально при всей шумихе вокруг этих схем метро, со всеми громадными описаниями «чем хороша наша схема» — и студия Лебедева, и РИА «Новости», и Бирман — все выдали «продукт» уровня безымянных дизайнеров из Мосметрорекламы. У каждого есть совершенно адские недоработки, и каждый пишет о мелочах, незаметных в реальности — типа закруглений линий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *