Оружие и психопаты

В френдленте встречаю полярные мнения по поводу очередного mass shooting’а в Штатах. Обычно требуют либо совсем-совсем запретить это страшное оружие, либо наоборот, повсеместно разрешить короткоствол. Видимо, в первом случае намеревающийся устроить что-то «этакое» маньяк не сможет найти ружжо и патроны, после чего с тоски отравится паленой водкой, а во втором — первоклассники ловко залягут за партами и короткими очередями замочат маньяка. Так или иначе, разговор почему-то сводится к больной теме «легализации короткоствола».

На самом деле проблема несколько интереснее. Я не случайно употребил в первой же фразе англоязычный термин. Mass shooting — явление гораздо более распространенное в США, чем в России, и русского определения для этого явления просто не существует. С 2000-го года в Штатах произошло, по данным англоязычной Википедии, 43 случая стрельбы в общественных местах, заслуживающих википедического определения «notable», а кроме того — еще тридцать-сорок менее значительных происшествий, в России — всего 2 (Евсюков и Виноградов). Это связывают с тем, что в США оружие в разы доступнее, чем в России — и, соответственно, для психопата достать его легче.

В качестве некоего допущения примем гипотезу о том, что быть психопатом и иметь доступ к оружию — независимые явления. Население США больше населения России примерно в 2,4 раза (310 против 140 миллионов). Сравним доступность оружия в обеих странах. В России, по приводимым [info]kirguduev данным, на руках у населения имеется примерно 10 миллионов только «легального» оружия — в том числе таких замечательных образцов, как полуавтоматические дробовики «Сайга» или «Вепрь» — как показал пример Виноградова, абсолютно «убойного» и при этом сравнительно доступного оружия. В США — 270 миллионов единиц оружия, примерно в десять раз больше в пересчета «на душу населения». Соответственно, для американского психопата оружие доступнее в 10 раз, а самих психопатов больше в 2,4 раза.

Если принять российских психов за «эталон», то простое умножение показывает, что за один и тот же период в США должно произойти в 24 раза больше mass shooting’ов, чем в России — то есть порядка 50. «Почему-то» их оказывается аж в полтора раза больше. Еще более впечатляющим получится сравнение с такими странами, как Швейцария или б-госпасаемый Израиль — где оружие доступнее в разы, а про психов с ним почему-то не слышно. Кстати, если отдельно рассмотреть «Россию без дерьма Москвы», то сравнивать будет нечего — по причине отсутствия рассматриваемого явления за пределами МКАДа.

Более того, даже недоступность оружия не останавливает психов — та же англоязычная Википедия на главной странице рассказывает о School attacks in China — которые совершают в основном с использованием ножей и молотков. Можно сделать вывод, что дело не в оружии, а в тех, в чьи руки оно попадает.

Если принять в качестве «рабочей гипотезы» другое допущение, что псих осуществит свой замысел в любом случае, без разницы, может он раздобыть дробовик, или придется идти «на дело» с кухонным ножом, то ситуация для США получится куда более безрадостной. Может, дело в какой-нибудь заразной и эндемичной форме какого-нибудь психического заболевания?

Оружие и психопаты: 2 комментария

    1. Зря такие комменты пишешь. Заставляешь пересчитать числа и получить еще более «нужные» результаты. Если 43 шутинга — это только «заметные», notable, то не внесенных в этот список — столько же, если не больше.

      Есть такой анекдот про физиков. Экспериментатор получает что-то опытным путем, звонит теоретику, объясняет, тот соглашается и все объясняет с точки зрения теории. На следующий день экспериментатор встречает того же теоретика и говорит, что в такой-то формуле он, экспериментатор, перепутал плюс с минусом, на что теоретик отвечает — так это еще проще объяснить!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *