Техническая археология

Среди прочих ништяков “как в дорогих иномарках” в моей “Волге” имеется климат-контроль (на фото вверху). По словам предыдущего владельца, климат-контроль и кондиционер установлены дилером, а из всей документации к ним имелась лишь инструкция на нескольких листах A4, правда, с децимальным номером – который не находился ни в гугле, ни в яндексе.

climate

Вообще, история установки кондиционеров и климат-контролей на “Волги” весьма богата и разнообразна. Интернет знает в основном о продукции нижегородской фирмы “Микротек” – в том числе и о блоке “Шаттл”, который ставили на рестайлинговые ГАЗ-31105 с “немецким” салоном. Но и до появления “Шаттла” на “Волги” ставили самые разнообразные климатические системы. Двигатели типа ЗМЗ-405 или 406 “не замечают” подключения дополнительной нагрузки в виде муфты кондиционера, так что обычно все сводилось к чисто механической установке компрессора, разнообразных магистралей, конденсоров и радиаторов и небольшой “электромонтажной” работе. Фирм и фирмочек, занимавшихся этим, было довольно много, особенно в Нижнем Новгороде, так что, наверное, две одинаковые “климатические системы” найти сложно.

С “головными устройствами” все не менее сложно. До появления заводского “Шаттла” климат-контроль устанавливался на место штатного блока управления отопителем, фактически – в слот 1DIN, и в любом исполнении особо не уродовал интерьер. Судя по фотографиям в “Клубе владельцев ГАЗ-3111“, в начале 2000-х “в ходу” был десяток различных блоков климат-контроля – от фольксвагеновских до отечественных, исконно-посконных.

У меня были некоторые вопросы касательно правильности работы климат-контроля, в первую очередь – по показаниям датчиков. К сожалению, мне не был известен тип этих датчиков – вся информация о них ограничивалась лишь тем, где в разъеме на блоке климат-контроля выводы +5V, GND, SDA и SCL. В интернете по запросам типа “Климат-контроль на Волгу” удалось найти сначала лишь страничку некоего дизайнера, не постеснявшегося выложить вот это в свое “портфолио”:

klim00

Нашлись и фотографии внутренностей такого блока на cxem.net, и страничка с описанием блока и схемами подключения:

http://lancar.narod.ru/Acson.htm

Правда, ничего нового они не добавили, более того, обнаружились небольшие разночтения с бумажной инструкцией. Как говорится, “проведены различные модернизации по улучшению внешнего вида, алгоритма работы и адаптации к тем или иным маркам автомобилей”. Еще больше меня разочаровало то, что под панелью приборов обнаружилось что-то в корпусе датчика температуры салона от ВАЗ-2110 (деталь 2110-8128050 по каталогу) – в котором никаких SDA и SCL отродясь не было, это просто терморезистор, обдуваемый вентилятором.

Казалось бы, ничего больше найти не удастся? Но под капотом удалось найти явно нештатную деталь – примерно такую:

climate-sensor

Идущий к ней безо всякой гофры провод в нескольких местах перетерся, но после того, как я его пошевелил, показания датчика температуры снаружи автомобиля пришли в норму. Видимо, это он и есть – решил я, после чего стал искать микросхемы в корпусе SOIC-8, которые умели бы выдавать температуру по I2C. Что отечественный радиолюбитель вспоминает первым делом, когда слышит слова “цифровой температурный датчик”? Правильно, микросхемы серии DS1820 – но там не пахнет никаким I2C. Зато в линейке того же производителя имеется замечательный термодатчик DS1621 – подходящий на роль “неизвестной восьминогой микросхемы” даже по схеме включения.

Более того, на форуме по PIC-ам нашлось очень интересное сообщение, которое стоило бы полностью процитировать, очень интересно будет всем “мастырящим” климат-контроль в неприспособленные для это авто:

Мы использовали DS1621 (с шиной I2C) с питанием по кабелю от основной платы. В принципе, отличные датчики, но в реальных условиях не все так безоблачно, как некоторые пишут… Если есть рядом мощный ШИМ, например, плавное управление вентилятором отопителя, или двигатель инжекторный, то могут быть некоторые проблемы с помехами. Мы, в конце концов, стали применять 4-хжильный кабель в экране, с заземлением экрана на стороне базовой платы. Есть еще куча проблем, не связанных с типом датчика. Например, датчик температуры воздуха в салоне нужно суметь правильно разместить, чтобы его показания не очень сильно зависели от времени года, от солнечной засветки через окна, от потоков теплого/холодного воздуха из воздуховодов и пр.В обязательном порядке надо снабдить его вентилятором обдува, иначе показания будут очень долго устанавливаться, и не факт, что в конце концов установятся. Раньше удобно было использовать для этой цели салонный датчик от вазовской десятки – брался корпус и вентилятор, мотор которого питался постоянным током. (Сейчас моторчик используется 3хфазный, к нему нужно управление, и все стало гораздо геморройнее.) Для наружного датчика к проблеме размещения добавляется проблема защиты от климатических и иных (грязь, масло и т.п.) воздействий. Размещение в переднем бампере не очень удачно – жарко от двигателя и сильно грязно. До заднего бампера далеко и неудобно тянуть кабель. В любом случае, летом от асфальта идет такой тепловой поток, что датчик может врать градусов на 15…20. Для наружного датчика мы делали маленькую одностороннюю платку, со стороны элементов накрывали легким дюралевым корпусом, и внутрь корпуса заливали эпоксидку. Так однажды вернулся датчик, у которого что-то “проело” текстолит платы. Случались механические разрущения и эпоксидки, и платы. В общем, проблема не тривиальная…:)

http://www.microchip.ru/phorum/read.php?f=2&i=146976&t=146976

Я обратил внимание на “салонный датчик от вазовской десятки” – я все таки не такой маньяк, чтобы лезть внутрь корпуса, так что о конструкции датчика я сделал вывод лишь на основании “внешнего осмотра”. Вскрыв в следующий раз корпус, я обнаружил там явно “нештатную” плату – причем, в отличие от внешнего датчика, на ней прекрасно читалась маркировка микросхемы – и это действительно оказалась DS1621.

В общем, мир весьма и весьма тесен – особенно с поисковыми системами :)

2 комментария

  1. lau-de пишет:

    >Что отечественный радиолюбитель вспоминает первым делом, когда
    >слышит слова “цифровой температурный датчик”? Правильно, микросхемы серии DS1820
    LM75, в любой древней материнке начиная от Pentium II внутри сокета процессора в корпусе SO-8