Не верь глазам своим

На одном сайте нашел иллюстрацию, кажется, из журнала “Нива” 1904 года. В любом случае, речь там идет о Русско-японской войне.

suh_dock

Рисунок озаглавлен “Заделка пробоин судов в сухом доке в Порт-Артуре”. Корабль в доке больше всего похож на броненосец “Цесаревич” с его характерным заваленным вовнутрь бортом и размещением 152-мм орудий в башнях (это из того, что имелось в наличии на Дальнем Востоке, а так можно предположить и какой-нибудь из французских броненосцев, или серию “Бородино”).

Прикол в том, что “Цесаревич” просто физически не мог войти в небольшой порт-артурский док. Представление о размерах дока дает эта фотография:

dock

“Цесаревич” действительно получил повреждения вместе с другими броненосцами после атаки японских миноносцев, более того, японцы считали, что отремонтировать его из-за отсутствия дока подходящих размеров не удастся. Считалось, что из-за сложной формы борта невозможно будет изготовить кессон (для людей, незнакомых с судоподъемными работами – нечто вроде большого ящика, который подводится к пробоине, прижимается к борту давлением воды и позволяет заделывать пробоину в “сухих” условиях).

kesson

Естественно, наши умельцы о хитрых расчетах японцев не знали и умудрились соорудить кессон сложной формы, залатать повреждения “Цесаревича” и тем самым очень удивить японцев, считавших, что поврежденные в Порт-Артуре броненосцы уже неспособны к боевым действиям.

Что же касается первого рисунка – подозреваю, что художник мог нарисовать его, ни разу не побывав в Порт-Артуре. Действительно, зачем лезть под японские снаряды, когда можно состяпать картинку в Фотошопе на бумажке “из головы”?

Один комментарий

  1. [info]vanchez пишет:

    Небольшой? Ну-ну

    При осмотре Па еще до занятия было отмечено: “Был так же док длиною 382 фута [то есть 116 метров], шириною 70 футов, глубиною на пороге при малой воде 24 фута, а при высокой 33 фута”. Еще кЕтайцы начали удлинять его на 70 футов, но работы были приостановлены. Док был увеличен в длину до 125 метров , но не расширен (хотя инженер Берг в воспоминаниях писал, что новый вариант дока должен вмешать большие броненосцы) – в результате броненосцы во время боевых действий пришлось ремонтировать упомянутым кессонным методом, а до войны для ремонта и профилактики они часто уходили во Владивосток или даже в Японию. Доки были достаточной длины, известно, что даже такой крупный крейсер, как “Варяг”, ремонтировался в Порт-Артурском доке, но ширина их была недостаточна. Дубасов, после его отстранения от обязанностей командующего войсками и военного губернатора, занялся подготовкой укреплений и боевой подготовкой флота, и неоднократно просил средств для увеличения и расширения дока .