Про FL-boat

Смотрели с [info]vanchez книгу “Энциклопедия броненосцев и линкоров” под редакцией известного клоуна А. Е. Тараса, искали всевозможных плавучих уродцев (типа таиландского броненосца). На 658 странице наткнулись на описание английского монитора Erebus – самоходной баржи с диагональю экрана калибром орудий 15 дюймов. Это удивительное плавсредство предназначалось для обстрела побережья Фландрии с моря во время Первой мировой войны.

erebus

Обнаружили интересный абзац – оказывается,

28 октября 1917 года монитор “Erebus” был подорван германским катером FL-12 (с 230-кг зарядом взрывчатки), управляемым с самолета по радио, получил серьезные повреждения и едва не пошел ко дну.

Не буду оспаривать тот факт, что баржа с установленными на ней орудиями может потонуть от 230 килограмм тротила, а вот насчет управления катером по радио с самолета – это крайне интересно. Наверное, господину Тарасу кажется, что соорудить систему радиоуправления – это очень просто, если сегодня даже китайцы могут делать радиоуправляемые игрушки. Пообсуждали возможные технические решения, а затем полезли в Педовикию. Оказалось, что катер действительно был, нес 230 кг взрывчатки, и назывался FL-12. FL – сокращение от Fernlenkboote – катер с дистанционным управлением, только вот управлялось это творение герра Сименса по проводам со станции на берегу. С самолета осуществлялась корректировка движения катера.

Предлагаю “поизобретать” в комментах системы радиоуправления, которые можно реализовать с использованием техники 1914-1917 года. Еще не изобретен ни супергетеродинный, ни просто гетеродинный приемники, регенеративная схема запатентована Армстронгом в 1914 году и Ли де Форестом в 1916. Радиолампы стоят исключительно дорого, так что собирать “на коленке” приемник и передатчик, к примеру, PPM-сигнала никто не даст (да и сервомашинки с ШИМ в магазине не купишь). Зато использовать какие-нибудь электромеханические девайсы можно почти в неограниченном количестве. Действуем?

PS Один возможный вариант уже придумался, не буду пока публиковать, чтобы не сбивать ход мыслей.

16 комментариев

  1. [info]cupol пишет:

    Радиолюбительский симпанк какой-то.

  2. DI HALT пишет:

    Хм, импульс передать могли? Телеграф вроде бы уже был.
    Шаговая рулевая машинка на храповике. Управлять двумя каналами. Туда сюда. Влево вправо. Ну а сравнять положение руля и машинки уже не так сложно.

  3. [info]hirou пишет:

    я совсем далек от радио, поэтому катер, управляемый с берега по проводам мне даже смешнее…

    • [info]vanchez пишет:

      А ракета, управляемая по проводу – это тоже смешно? :)
      http://ru.wikipedia.org/wiki/Ruhrstahl_X-4 – ну это еще немецкая вундервафля, а как насчет этого: В 1952 году компания «Норд-Авиасьон» разработала управляемую _по проводам_ противотанковую ракету SS-10 для нужд Цитадели демократии, потом была разработана ракета ENTAC. Американские ракеты воздух-земля для первых ударных вертолетов тоже управлялись по тонкому медному проводу.

      Скажу больше, конструкция безынерционных катушек для спиннингов изначально разрабатывалась для ПТУР (той же SS-10 и ENTAC), управляемых по проводам.

  4. Lenz пишет:

    Я бы зделал радиоуправление так: Два канала, частотная модуляция. ВЧ-генератором послужил бы генератор переменного тока с частотой несколько кГц. Коммутируя обмотки, можно было бы менять частоту. На катере – антенна и парочка полосовых фильтров, управляющих двигателями через реле. Вообще, Чарльз Геррольд и не такие штуки выделывал за несколько лет до описываемых событий.

  5. antsnark пишет:

    да будет Вам известно, ПТУР Малютка, Фаланга и ещё какие-то управлялись по кабелю. А между прочим фаланга – ставилась на вертолёты :)

    Командный кабель – один.

    Также по кабелю “рулилась” УАБ немецкая, которой утопили итальянский линкор :)

    немецкие катера-торпеды Linze рулились по радио с другого катера. Причём для наводки на цель ставили на катере 2 фонаря – на носу и на корме. при правильном курсе фонари должны были быть на одной оси

    Из не-морского и беспроводного припоминаются советские мины-фугасы БЭМИ. Как они принимали сигнал на подрыв – чёрт его знает. Там какая-то хитрая система была: на КВ надо было переключаться с частоты на частоту…

  6. TwoS пишет:

    > Шаговая рулевая машинка на храповике. Управлять двумя каналами

    Достаточно и одного. Пример: продаваемый в советское время “набор для дистанционного радиоуправления моделями”: один канал и командоаппарат на моторчике. Одна кнопка, нажимаемая несколько раз для выбора команды. Высокой точности траектории от катера не требуется, расстояния и скорости приемлимые для дискретного управления движением. Взрыватель контактный.

  7. pirojoke.oneid.ru пишет:

    Нихуя, было радиоуправление еще черт знает когда. У меня книжка для детишек лежит, “Книга юного конструктора”, 1937 года, и там радиоуравляемая(!) модель броневичка со всякой экзотикой типа когерера на борту, по соседству с рецептом поиска g-точки кристалла ;) в целях изготовления самодельного диода.

  8. pirojoke.oneid.ru пишет:

    … К моему стыду, мне нечем сейчас сосканировать схему.
    В двух словах, электроники в привычном смысле там вообще нет! Передатчик – ключ Морзе, батарея, катушки, искровой промежуток и антенна. Приемник – антенна, схема Попова с когерером, шаговый селектор… и всё.