А вот обычные активные колонки

Сегодня – взгляд изнутри на простые “мультимедийные колонки” Advance SP-690 (они же Arowana SP-690) выпуска 1995 года. Колонки, по утверждениям производителя, имеют мощность 50 Вт (Advance), измеренную неизвестным способом, и 12 Вт RMS (Arowana), кнопку “Питание”, регуляторы тона и громкости. Сейчас все желающие увидят, что стоит за этими словами. Вопреки предупреждению Breakdown Must Be Repaired By Special Engineer (по-моему, Special Engineer – это что-то наподобие Special Olympics), я разобрал колонки для ликвидации мелкой, но неприятной неисправности.

Вид изнутри со снятой передней стенкой

Вид изнутри со снятой передней стенкой

Как легко догадаться, 50 Вт мощности, заявленных на корпусе второй колонки – это габаритная мощность сетевого трансформатора. 12 Вт “RMS”, указанных Arowana – это сумма мощностей динамиков. Какова же реальная мощность колонок? Ответ несложно найти на плате усилителя.

Усилитель, вид со стороны деталей

Усилитель, вид со стороны деталей

Усилитель, вид со стороны монтажа

Усилитель, вид со стороны монтажа

Как, вы еще не догадались? Даю последнюю убойную подсказку:

Микросхема усилителя

Микросхема усилителя

Да, усилитель построен на каком-то клоне нашей старой знакомой KA2026. Согласно datasheet, мощность этих микросхем при коэффициенте нелинейных искажений 10% не превышает 4-5 Вт (на оба канала). Такая мощность обычно называется RMS. В общем, ни о каких 12, а тем более о 50 Вт здесь речь не идет. “Фазоинвертор” в корпусе – чистая бутафория, при таких параметрах он совсем не нужен.

Кстати: 25 Вт при КНИ 10% – это довольно серьезная мощность. Желающие могут оценить габариты акустических систем 25АС-326 советского производства (между прочим, весьма неплохих).

Качество сборки – вполне китайское. Слава богу, не сэкономили на фильтрующем конденсаторе по питанию – стоит 1000 μФ на 16 В (с запасом). А вот качество деталей оставляет желать лучшего. Например, один из выпрямительных диодов “продублирован” навесом на стороне пайки:

Тот самый диод

Тот самый диод

Видимо, Special Engineer-у, исправляющему ошибки других китайцев и лепящему после этого наклейки QC Passed, было лень выпаивать дефектную деталь.

Выключатель питания очень похож на советские П2К, с той лишь разницей, что у нас П2К применялись почти везде, а “у них”, похоже, исключительно в роли On/Off Switch. Видимо, в даташите не написано “можно ставить везде, где можно и где нельзя”.

Китайский клон П2К

Китайский клон П2К

Регулятор “Tone” – это обычный RC-фильтр, кстати, в нынешних колонках его ставят очень редко.

А вот, собственно, и дефект, за исправлением которого я полез внутрь колонок.

Переменный резистор, вид изнутри

Переменный резистор, вид изнутри

Это – переменный резистор, 13 лет регулировавший громкость. Как видно на картинке, за это время протерся до дыр проводящий графитовый слой, а пружинный контакт стал плохо прижиматься. От этого при вращении ручки регулировки громкости в колонках раздавался страшный шум, звук мог полностью пропадать – в общем, “еще то” удовольствие. Лечится заменой резистора (5 минут работы).

Другие дефекты китайских колонок (гудение при отсутствии сигнала и прочие радости) лечатся заменой конденсаторов в обвязке усилителя на рекомендованные по datasheet, а фильтрующего по питанию – на “побольше” (по емкости и напряжению).

6 комментариев

  1. [info]hirou пишет:

    лень лезть под потолок смотреть, но, по-моему, у меня как раз близкие родственники 25АС стоят…

    • 25АС выпускались в куче разных вариантов. У меня 25АС-309 из комплекта акустики к электрофону Арктур-004, очень похожи на 326-е (только динамики закрыты пластиком с дырочками, а не сетками).

  2. Baloo пишет:

    Да простит меня уважаемый Шура.
    Случайно набрел на эту тему.
    У меня Sven SPS-606.
    Фонят безжалостно.
    Разобрал. Плата усилителя похожа, но монтаж плотней,
    и аккуратнее. Собственно вопрос,
    delaem-usilitel-dlya-kolonok не фонит при отсутствии сигнала?
    Думаю перепоять чтоль это барахло, или спаять новый?

    • Фон при отсутствии сигнала – признак плохой фильтрации в выпрямителе. Лечится так – увеличивается номинал фильтрующего конденсатора (на этом обычно китайцы экономят). Иногда бывает полезно воткнуть в БП дроссель, как здесь:

      http://fmtransmitter.narod.ru/bp.htm

      Конечно, собирать в колонках такие монструозные конструкции не обязательно, но идея понятна.

      Что касается моего “усилителя” – то я фона не слышал, но запитывал конструкцию от хорошего стабилизированного БП. Может, это связано и с паскудностью “динамиков” и слабыми НЧ.

  3. valery_ru пишет:

    “50 Вт мощности, заявленных на корпусе второй колонки – это габаритная мощность сетевого трансформатора” Шура, не смеши честной народ – ну от силы 5..6 Вт, а так 1,5..3

  4. Михаил пишет:

    Недавно мимо поймоки иду и вижу стоят такие. Как раз вдруг возникла нужда в бюджетных колонках для видеомонитора. В поиске сразу выдало эту статью. Разобрал, помыл, перепаял сразу все электролиты (как то наковырял качественных с плат), да и всю плату пропаял на всякий, почистил резисторы, покрасил корпуса в чёрный цвет (таки потратился, балон 150 руб). Подключил к компу для проверки. На удивление очень динамичные, громкие, вообщем звук хорош для таких “затычек”. Кстати, УНЧ в моём экземпляре LA4182 (Sanyo), полный аналог KA2026 или наоборот этот аналог того))). И кстати, номиналы конденсаторов все точно по канону стоят. В вашей схеме тоже самое. Так что китайцы не всегда экономят на элементах.
    Вообщем я доволен. Хорошая находка. Не проходите мимо, если увидите, получше многих современных китайских собратов в магазине ;)