Любительское ралли, сезон 2017, часть вторая – под номером 57

Первая часть: http://shura.luberetsky.ru/2017/12/18/lyubitelskoe-ralli-sezon-2017-chast-pervaya-chempionat/.

Как я уже писал, финал Чемпионата Московской области по ралли, “Холмогоры“, проходившие 29 июля, для трех лидеров чемпионата был “определяющим”. Ситуацию немного осложняло то, что руководителем гонки была Анита Яунсилс, а я на ее ралли ни разу не ездил и не знал, чего там ждать. Административная проверка перед соревнованием особо ничего не прояснила – за исключением того, что на этом ралли будет аж 32 пункта фотоконтроля прохождения, и по ожиданиям авторов трассы – никто из участников не сможет найти все из них. Интересно, что перед самим ралли “орги” одумались и уменьшили пенализацию за пропуск ФКП с 300 секунд до 60.

Начало было довольно культурным – насколько это может быть возможно в окрестностях трассы М8 в пределах малой бетонки. Из-за постороннего трафика на РД мы огребли 30 секунд опоздания – по опыту “Надежды”, это достаточно много. Если бы мы знали, что будет дальше! По анонсам в форуме на auto.ru некоторые предсказывали совершенно ужасную в плане ошибок дорожную книгу – даже несмотря на некий “аудит” части трассы (”аудит” и “проверка” в понимании этих товарищей с форума – вещи совершенно разные). В какой-то степени это было вызвано тем, что ралли пришлось сдвинуть по времени и ужать из-за совпадения его по дате с ретро-ралли “Ночная Москва”, куда хотели поехать некоторые участники. Ретро – это вообще отдельная тусовка, и их там как-то не волновало, что многие участники и судьи будут на “Холмогорах”, дата которых была объявлена еще в декабре.

Весьма возможно, что жертвой “сокращения” стал второй сектор, полностью состоявший из “слепых” позиций. Это, между прочим, предъявляет совершенно особые требования к качеству “прописки” трассы – и первая наша ошибка была связана с тем, что я привык к высочайшему качеству прописки и проверки у Сороки.

pos32-legend

Взгляните на позицию 32 из легенды. Точка указывает место расположения ориентира – да, оно необычное, по ГОСТам и СНиПам светофор в этом месте стоять не может – но немало “покупок” на ориентирование построены на некорректно расположенных знаках и ориентирах! Подползая к указанному перекрестку в пробке, мы успели посовещаться, обратить внимание на несоответствие позиции легенды перекрестку на местности, и умотали дальше – стоять в пробках во Фрязино и Щелково.

Поняв, что впереди вряд ли найдется что-то похожее, решили развернуться – и вновь встали в пробку. К моменту, когда мы вернулись на трассу ралли, наше отставание на секторе уже зашкаливало за 20 минут – а так как со стартовым номером 57 мы были последними “в канале”, это было уже совсем критично. Судейские пункты обычно закрываются через 15 минут после расчетного времени проезда последнего экипажа.

Вторая ошибка в легенде на этом секторе окончательно уничтожила все наши шансы на этом ралли. Пункт контроля времени в конце сектора располагался у магазина “Да!”. В районе проведения ралли “Да!” только один, в Ивантеевке – но мы же этого не знали, и в поиске судейского пункта руководствовались не ориентирами (тем более, это мог быть и рекламный щит), а расстоянием. Мы проскочили мимо магазина, выехали на Ярославское шоссе в “стоячую” пробку, увидели, что в точке с нужным расстоянием никаким “Да!” и не пахнет, забили это самое “Да!” в навигатор, доехали по пробке до разворота, вернулись – и обнаружили, что дальнейший маршрут ралли ведет нас в ту же глухую пробку. Суммарное отставание к этому моменту составило уже почти час. Как выяснилось потом, расстояние в маршрутном листе и легенде было указано с ошибкой.

Нам несказанно повезло, что в Талицах мы обнаружили судейский пост, на котором нам сообщили о других ошибках в дорожной книге – иначе мы вообще не смогли бы ехать дальше. Немного обнадеживало то, что задержка канала в пробке была “признана” организаторами – оставались призрачные шансы догнать “закрывашку”. Наш путь лежал в Дмитровский район, очень популярный среди организаторов любительских ралли. Слалом на пристани Ударная закрылся, не дожидаясь нас, равно как и РД в пойме Яхромы через Куликово и Луговой – который, впрочем, мы проехали just for fun, не особо заморачиваясь выполнением нормативов:

Лишь на границе Дмитровского и Клинского районов мы встретили “закрывашку” и судейский пункт, который еще не успел закрыться. Опоздания на пункты контроля времени и невыполнение дополнительных соревнований превратились к тому моменту в многие тысячи штрафных очков – но главное, что мы вновь были “в канале”, а экипаж “закрывашки” уверил нас, что не будет нас обгонять. Следующий “доп” мы ехали уже по-человечески:

Удалось поучаствовать и в коротеньком соревновании по “подъему на холм” в Шухлово, проходившем по дороге с перекрытием – здесь Сергей показал второй результат среди всех участников, уступив лишь Евгению Большакову на BMW X6.

Самое удивительное в этом ралли – это то, что мы оказались не последними при подведении итогов, а вовсе 18 из 23 в “абсолюте”. Нет, об улучшении результатов в Чемпионате речь и не шла – но основные наши конкуренты, Шамаровы, заняли лишь 7 место из 11 стартовавших в этом зачете, а Почивалов с Ивинским были 5. Итоги Чемпионата, тем самым, окончательно определились – мы заняли первое место, Андрей с Аленой Шамаровы – второе, и экипаж Александра Почивалова и Максима Ивинского стал третьим. Результаты Чемпионата, конечно, были раздельными для пилотов и штурманов – но показательно, что высокие места заняли постоянные экипажи. Официальное подведение итогов и награждение состоялось лишь в декабре, но оставшиеся полгода мы все равно катались на разные соревнования, выбирая при наличии возможности стартовый номер 57 – для статистики.

19 августа, например, мы с Сергеем поехали “нулями” на калужскую “Автостраду“. Ее организаторы умеют находить общий язык с чиновниками всех уровней – а то, наверное, и играют на чувствах руководства Тульской и Калужской областей, поддерживая между ними здоровую конкуренцию :) В этот раз, к примеру, в Калуге у местного театра устроили целое костюмированное шоу из серии “Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!”

autostrada-theatre

Говорить что-то о самом соревновании, наверное, излишне – мы проехали лишь часть дистанции, у театра привлекали “волонтеров” к походу в магазин за водой (день был жаркий, впереди участников ждала пробка – и чтобы никто не закипел, руководитель гонки дал указание купить побольше пятилитровых баклажек с водой и выдавать тем, у кого перегревается двигатель), а затем работали на судейском пункте после пробки, отслеживая прохождение ее участниками.

autostrada-stop

Подведение итогов было в калужском “Инновационно-культурном центре“, где удалось в качестве “нуля” проверить готовность финишного банкета для участников, а заодно – услышать несколько очень полезных мыслей от опытнейшего судьи, спортивного комиссара этого соревнования Сергея Ушакова.

В начале сентября съездили “московским десантом” на питерское ралли “Ломоносов” (3 сентября). Маленький лайфхак для едущих в Питер – в Тосно есть замечательная одноименная гостиница, где можно заночевать, не доезжая до города километров 40-50. Что можно сказать про саму гонку? Забегая вперед – после “Ралли МАДИ” Олег Бахтеев, организатор подобных соревнований в Ростове-на-Дону, написал многобукв “О московских Р3К вообще и о МАДИ в частности“, а в беседе в коридорах МАДИ назвал главным отличием московских Р3К наличие “слепых” позиций. По его мнению, именно из-за этого “Весенний кубок ДГТУ” 2016 году не понравился мне, когда я ездил туда с Дмитрием Легейдой.

Наверное, это немного однобокий взгляд. Если сравнивать московские Р3К с лучшими “региональными” (не включая сюда то, что в свое время называлось “клубным ралли” – то есть ралли “почти первой категории”) – то мне кажется, что главное отличие наших соревнований – в сложности “штурманской” работы. Это не обязательно “слепые” позиции – можно сделать и полностью “открытую” легенду, в которой многие участники заблудятся. Когда навигация наоборот, простая – то “ралли” превращается в какой-то странный вариант автомногоборья, где зачем-то надо покататься между площадками.

“Ломоносов”, как и питерские Р3К вообще – соревнование “промежуточное” в этом плане. Да, велик “удельный вес” пилотских соревнований, здесь это были слаломы на площадке ДОСААФ. С другой стороны – мне, как штурману, тоже пришлось поработать, хотя и не в таком напряженном режиме, как в Москве. Некоторые вещи, правда, показались странными – например, тамошние режимные участки или режимные гонки. Обычно такое соревнование – это “квази-спецучасток” по пустой дороге и с трудновыполнимым нормативом, здесь же это были просто “доезды”, местами с выездом на КАД. Придумалась даже шуточка – “не надо путать кольцевые гонки с гонками по Кольцевой автодороге” :)

На одном из таких “режимных участков” мы чуть не попались на превышении “норматива по ПДД”. Если у нас превышение этого норматива на РУ – это редкость, то здесь мы придерживались тактики “ехать в комфортном режиме, не превышая скорости” – заданные средние скорости были настолько низкими. Признаюсь, не уследил за пилотом и особо не пытался что-то отспаривать, когда увидел штраф в 180 секунд “за ПДД” на режимном участке. Но тут нас спас один из местных экипажей – они, как и мы, засомневались в корректности норматива, потребовали пересчета и просмотра записей с видеорегистратора – и действительно, норматив был сильно занижен. После пересчета мы поднялись на 2 место в общем зачете, а вот местные ребята, напротив, переместились с 3 на 4 место. Скажу честно – я не припомню в Москве случаев, когда кто-либо требовал пересчета результатов и нормативов из вот таких “альтруистических” соображений.

lomonosov-podium

23 сентября состоялось, наверное, одно из лучших ралли в сезоне – “Осенние каникулы“. Серия “Каникул” в последнее время переживает, конечно, не лучшие времена – это одна из немногих гонок, где основным и единственным источником финансирования являются исключительно взносы участников. Впрочем, необходимый “канал” в 15-20 машин иногда набирается. Зато чем всегда замечательны “Каникулы” – так это самым разным составом участников – здесь могут собраться владельцы и “Жигулей”, и крутых внедорожников, да и вообще, некоторым раздолбайским духом. Ну где еще можно услышать рассказ целого доктора технических наук, как правильно драть шипы из старой зимней резины, превращая ее в “гравийную”?

kanikuly-kanal

Что в этот раз было на “Каникулах”? Если не считать опоздания руководителя гонки, Леонида Форафонтова, к месту старта – то все было очень даже хорошо. Даже на то, что Леня решил поспать подольше, грех жаловаться – иначе нам бы влепили опоздание на техническую инспекцию.

Соревнование началось с длинного “считального” РД в пойме Яхромы с финишем в Дрочево (в Московской области действительно есть такой населенный пункт – никто из участников, правда, не догадался попутно принять участие в фотоавторалли этого года). Никаких загадок и сложностей – все ехалось без “блудилова”, было время даже разглядеть съехавшую в кювет бесхозную аборигенскую “Приору” и СМСкой уточнить у офицера по связям с участниками, разрешена ли замена автомобиля в ходе гонки (на сей счет были некоторые неточности в регламенте)?

aboriginal-priora

Затем был сбор четырех фото-КП и слалом на пристани Ударная (там же, где и на “Холмогорах”) – и здесь мы сами себя и “закопали”. Для начала – мы проглядели один из пунктов фотоконтроля, “вазу” из старой покрышки (пропуск ФКП “стоил” 60 очков). Затем, откатав слалом, поняли, где она находилась и решили быстренько метнуться туда.

kanikuly-slalom

Слалом был оформлен в отдельный дорожный сектор – на дорожке, ведущей к пристани, стоял “входной” пункт контроля времени, через некоторое время по плану судьи должны были переставиться на другую сторону дороги и работать в качестве “выходного” пункта контроля. Расчет у нас был на то, что мы выедем с пристани, когда “выходной” судейский пункт еще не работает, проедем 20 километров до пропущенного ФКП за 30 минут, а когда будем возвращаться – “входной” судейский пункт уже будет закрыт – тем самым мы, пусть и отклоняемся от трассы, но не нарушаем порядок прохождения судейских пунктов. Я озвучил эти соображения пилоту, он согласился и мы погнали – но когда вернулись, встретили хитро улыбающуюся Лену Форафонтову и все еще открытый “входной” КВ. Проезд через него без отметки и остановки засчитывался, как “нарушение порядка прохождения судейских пунктов” и стоил 300 очков, другие варианты, вроде пропуска “выходного” КВ, были еще дороже – в общем, мы сами себя наказали на 240 очков (хотя, в принципе, нам можно было “впаять” все, что угодно).

“Пилотская” часть “Каникул” не исчерпывалась слаломом – организаторам удалось договориться об аренде трассы “Эндорфин” под Дмитровом, где был проведен замечательный грунтовый спринт.

kanikuly-endorphine

Только хорошие слова можно сказать и о почти полуторачасовом вечернем РДС “За 101-й километр”, в котором были объединены такие “классические” допы, как Буденновец, Ольявидово и “Поющие колеса” – пришлось поработать и штурману, и пилоту. “Ровные широкие грейдера” – это главная “фишка” “Каникул”.

И прекрасным завершением “Каникул” стало проводившийся в темноте РДС “Последняя осень” – для него использовали культовую для участников этой серии грунтовую дорогу по берегу Дубны недалеко от деревни Константиново.

Что необычно для серии “Каникул” – награждение состоялось в тот же день, в кафе в деревне Федорцово. Оказалось, кстати, что даже с нашими 60 очками за пропуск ФКП мы были бы на подиуме – а так 240 “взятых с пола” очков отбросили нас на четвертое место. Порадовала, кстати, и почти летняя погода на “Осенних Каникулах” – настолько, что я даже выступил с предложением переименовать проведенные “Каникулы” в “Бабье Лето” (была такая серия ралли), а настоящие “Осенние Каникулы” провести в октябре-ноябре. Но это шутки – а так я еще раз повторю, что считаю “Каникулы” одним из лучших ралли прошедшего сезона. Смущает лишь одно – в конце дорожной книги напечатаны стихи про “Последнюю осень”. Честно скажу – не хотелось бы, чтобы эти “Каникулы” стали последними, и более того – в этом году случилось нечто, на мой взгляд, невозможное – я скорее порекомендую новичку поехать на “Каникулы”, чем на “1000 верст” – а почему, читайте дальше.

Осенние “1000 верст” проходили 28-29 октября – на этот раз мы поехали в Тверскую область. Организаторы пообещали учесть все жалобы и пожелания с предыдущей гонки, сделать ралли более “пилотским” и так далее. Получилось это или нет – решайте сами, а я изложу свои впечатления.

Слалом и длинный считальный РД от Озерецкого до Талдома помогли проснуться, а граница между Московской и Тверской областями окончательно разбудила пинком под зад. Кроме обычных обязанностей штурмана, я еще стал высматривать фирменные магазины “Вереск” – настойки Кашинского завода очень хвалил в своей “Черной книге русского раллиста” Григорий Медведев. Вывеску с адресом перед мостом в Кимрах как-то не удалось “привязать к местности”, на выезде из города у нас было небольшое отставание, и нагоняя его, мы довольно бодро объезжали аборигенов. В Горицах мы набрали опережение на границе разрешенного – и тут очень кстати попался вересковский магазин, где мы и закупились разнообразным “спортивным топливом”. Дальше по пути к Радомино мы вновь обгоняли все тех же аборигенов – тем самым, согласно регламенту соревнования, пропагандируя ПДД и здоровый образ жизни :)

Здесь мы впервые съехали с асфальта, и нас ждал весьма хитро закрученный РДС. Не могу сказать, что он мне понравился – для начала достаточно оценить хотя бы состояние дорог. Средняя скорость 80 км/ч в начале РДСа выглядела издевательством, дорога местами была просто в хлам разбита лесовозами.

Дальше стало получше, нормативы превратились в более выполнимые – но тут нас ждала совершенно непредсказуемая “покупка”. Вот позиция из легенды:

position51

Да, она дана с расстоянием – но одометры у участников тут могут гулять на 50 метров туда-сюда, а на местности мы видим вот такой перекресток:

Штаны

Моя – и 3/4 участников логика была примерно следующей: расстояние метров на 40 не добивается, но примерно совпадает; позиция не однозначная – ни правую, ни левую дороги нельзя назвать “общим направлением прямо”, конфигурация в достаточной степени похожа на ту, что мы видим в легенде – значит, поворачиваем! Авторы трассы предлагают другой вариант проезда – ехать левее, они видят эту дорогу более прямой – и там будет маленький “треугольничек”, в точности соответствующий изображенному (на спутниковом снимке едем с запада).

position51-satellite

Спорящие стороны в конечном счете остались “при своих” – а стоявший за деревьями финиш нашли лишь четверть участников. Штраф за невыполнение дополнительного соревнования рассчитывался, как худший результат плюс 300 очков – что мгновенно исключило всех заблудившихся, и нас в том числе, из борьбы за подиум. О пропущенном финише мы узнали, лишь приехав к пункту контроля времени неподалеку от Рамешков. В принципе, оставалась еще возможность всем нагадить – можно было вернуться к финишу РДС, сделать “худший результат” своим, а затем вернуться к КВ – но за это можно было огрести еще и отставание на КВ.

В Рамешках была задумана покупка на количестве ног у дорожных знаков – у нас это не вызвало затруднений, хотя по опыту только что закончившегося РДС число ног у знаков на “марафонах” может быть и условностью – скажем, на местности мы видим знак на одной опоре, а в легенде – на двух. Здесь же немного помогла сориентироваться карта. Блудилку в Максатихе мы проехали более-менее нормально, а вот следующий кусочек трассы заставил долго ругаться.

На “1000 верст” порой бывает так, что места для перерыва на обед нет – просто потому, что в глухих краях Тверской области не найти кафе, способное принять и быстро обслужить несколько десятков человек. Но ведь участники просят! Поэтому в качестве места обеда было выбрано кафе “Душечка” в деревне Малышево – а дорога туда лежала в прямом смысле через лес. Участники на внедорожниках и кроссоверах проехали попросту с матюгами, а вот Петр Носатенко с Сергеем Ермолаевым на “Ягуаре” на одной из кочек приложились так, что бортовой компьютер британского автомобиля счел это страшным ДТП и отключил подачу топлива. Впрочем, и мы подъехали к “Душечке” с опозданием – так что запись в легенде “здесь можно пообедать” хотелось продолжить словами “но не нужно”.

Ночной РД от Рамешков до Микшино был уже куда менее “убойным”, так что оставалось лишь доехать до места ночевки – в этот раз это был детский лагерь “Компьютерия” под Медным. Впечатление он произвел странное. Да, там есть отличные “гостиничные” номера – где вы видели “двухместный” номер с огромными “полутораспальными” кроватями всего за 900 рублей/ночь? Но беда в том, что на территории негде поесть! Столовая обслуживает детей, а остальных – только “если что-то останется” (цитирую буквально, именно так нам и сказали!). Я уж не говорю о том, что на территории “строго запрещено” курение и употребление алкоголя. Конечно, “сухой закон” на участников Марафона не распространялся, тем более, что “Тверской горькой” мы запаслись. Главное, конечно – это то, что мы поздравили с Днем Рождения Евгения Сальникова. Застолье немного примирило участников с суровыми реалиями детского лагеря :)

salnikov-birthday

По итогам первого дня мы были где-то на четвертом или пятом месте. Попасть на подиум можно было, если кто-то из лидеров допустит серьезную ошибку – но в целом ни одна из “покупок” второго дня не “выстрелила”. Немного запутал участников лишь свежий асфальт на дороге из Медного в сторону Кумордино – непривычно видеть идеально уложенный асфальт, когда в легенде написано что-то типа “ХХХД! Грунт с говном!” Нас не запутали ни хитро расставленные пункты ВКВ, ни даже неочевидное “общее направление прямо” в Старице – где закончилась “блудильная” часть второго дня. Дальше нас ждал еще один РД под названием “Пушкинский” – и вот там-то пришлось обплеваться по полной.

Начало было вполне нормальным – хорошие средние скорости, немного грунтов – но сначала мы выехали на шоссе Тверь-Старица, где зачем-то была задана средняя 60 км/ч, а затем, свернув в сторону Суховерхово, должны были тащиться по жутким ямам со средней 30 км/ч. Непонятно, зачем это было сделано – неизбежное отставание затем довольно быстро отыгрывалось, но какой смысл в таком “соревновании”? Это уже не ралли, но еще не оффроуд.

Заключительная часть РД оказалась вполне “пилотской” – средняя скорость 70 км/ч на извилистой грунтовке между Панипино и Мелечкино требовала неплохих навыков управления автомобилем, пусть даже эти секунды ничего и не решали. Лично я разбил бы этот РД на два – а дорожку в Суховерхово, раз уж без нее не обойтись, включил бы в обычный дорожный сектор с заведомо низкой средней.

Последние 200 км дистанции немного расстроили – это был совершенно “безыдейный” доезд от Твери до места финиша в Озерецком. Ни фотоКП, ни “блудилова”, ни рогачевских “допов” – просто две сотни километров по шоссе. В итоге – пятое место из-за пропущенного финиша и схваченного где-то “контроля ПДД”.

Завершить сезон в любительском ралли, не съездив на “Ралли МАДИ”, наверное, неправильно. Так как изменились условия участия в зачете “Студент”, поехал я не с Артемом Лысенко, как в прошлые два года, а снова с Сергеем Кананадзе. Для начала мы съездили на учебно-тренировочное ралли 18 ноября – оценить “стиль” авторов трассы этого года – вместо Сергея Ермолаева ралли готовил Никита Гудков. Формат все тот же – три слалома на полигоне МАДИ (зачет по двум лучшим), и два не очень быстрых, но “хитрых” РД в районе Середниковской улицы в Зеленограде. К сожалению, перед ралли я не выспался и не позавтракал – так что всю дорогу меня адово укачивало, настолько, что пришлось остановиться на РД и проблеваться. Это обошлось примерно в 60 штрафных секунд – но тем удивительнее были результаты! Глядя на состав участников и прикидывая шансы, я был уверен, что попадание в десятку при таких раскладах – это уже очень круто, а когда прозвучало “четвертое место” – очень сильно удивился.

Между УТР и МАДИ удалось съездить еще и на второй этап Чемпионата Смоленской области по дорожному ралли – 25 ноября проводилось ралли “Западные ворота“. Смоленские ралли – одни из самых сложных в плане навигации, причем с совершенно незнакомыми москвичам видами навигации – например, ориентированием по картам или “рыбьей кости” (впрочем, последняя нашла ограниченное применение в ретро-ралли).

Здесь нашему экипажу вновь удалось отличиться в “физиологическом” плане – на этот раз дело было так: едем РД по хорошему шоссе со средней 75 км/ч. Чтобы не создавать на шоссе коллапс – едем со скоростью потока, 90-100 км/ч и набираем опережение. Понятно, что финиша на шоссе никто в здравом уме не выставит – так что едем так до нужного нам съезда, набрав к этому месту опережение в минуту. Останавливаемся, отстаиваемся – а пилот тем временем решил использовать этот перерыв с пользой и отлить в придорожный кювет. Немного не рассчитал время – и вместо минутного опережения мы приехали на стоявший сразу за поворотом финиш с полуминутным опозданием :)

В сравнении с прошлыми гонками в Смоленске в этот раз навигацию по картам в очередной раз усложнили. “Блудилки” в Починке и Хиславичах на этот раз проходили внутри РД – штурману надо было одновременно считать график движения и думать, как проложить по вот такой карте правильный маршрут – при этом соблюдая кучу ограничений!

smolensk-hislavichi

Неверный маршрут приводил не только к неправильному порядку прохождения контрольных точек, но и опережению или опозданию на дополнительном соревновании – например, на этой карте, в Хиславичах, мы ошиблись с протяженностью оптимального маршрута на 4 километра – что при средней скорости 40 км/ч составило аж 360 секунд!

“Валилова” на смоленских ралли не предусматривается – и даже когда очередной “доп” прописывается “квази-стенограммой”, бывают вот такие курьезные места – вы ждете трамплина в левом повороте? Ага, вот вам самопальный “лежачий полицейский”!

Прекрасные грунтовки, на которых, скажем, Форафонтов дал бы среднюю 90 км/ч – здесь даются со средней 50-60 км/ч. Хорошо хотя бы, что это – режимные участки, то есть там можно опережать относительно норматива.

Но что самое удивительное – “московский десант” в составе Светланы Мозговой/Евгения Сальникова (команда МосАвтоСлалом), Дмитрия Легейды/Бориса Левинского (МосАлкоСпринт) и Сергея Кананадзе/Александра Подшивалова (МосАлкоСлалом), несмотря на все сложности, все равно занял на этом ралли весь подиум “сложного” зачета Pro!

“Тренд” перед “Ралли МАДИ” был явно положительным, так что на старт 9 декабря мы Сергеем вышли в отличном настроении. Техническая инспекция и предстартовый брифинг, как всегда, прошли в атмосфере веселого бардака. Путь от старта до слалома на площадке неподалеку от стадиона “Спартак” затруднений не вызвал, как и доезд до первого пункта контроля времени неподалеку от развязки Ильинского и Новорижского шоссе – а дальше начался длинный перегон по Новой Риге, испытывавший участников на внимательность. Три-четыре идущих подряд страницы легенды выглядели примерно так:

madi-legend

Можно, конечно, придраться к точности прорисовки этих позиций – но довольно быстро я понял, что она достаточно условна и надо только не пропустить ни один из ориентиров. Если бы мы заблудились, то найти на Новорижском шоссе разворот и вновь вернуться в легенду было бы почти невозможно! Примерно так мы докатились до старта первого РД – довольно “лайтового”, 90% ПДД по асфальту, пусть и зимнему. Вообще, ощущение такое, что до перерыва организаторы немного злоупотребили покатушками по Новой Риге. Если уж экипаж смог найти старт – то наверное, отмечать позиции из легенды он умеет? Проезжая мимо съезда на Шелудьково, я придумал остроумную, как мне казалось, подколку для коллег-штурманов – “А сколько у вас получилось кругов по Moscow Raceway? А сколько там по ПДД можно?” – наверное, если очень сильно обсчитаться, можно было заехать и туда.

В общем, до перерыва, который был на заправке “Газпромнефть” на окраине Волоколамска, ничего такого, что могло бы серьезно запутать опытных участников любительских ралли, в целом и не было. Говорят, что первая десятка участников была очень “плотной” – разница результатов измерялась секундами. На МАДИ такое вполне возможно – так как сюда едут практически все опытные московские и не только экипажи.

А после – началось уже довольно серьезное соревнование, длинный РДС с несколькими запрятанными “в кустах” судейскими пунктами. Возможно, в этом и состоит “стиль” Никиты Гудкова? Нам удалось разгадать эти загадки и проехать все эти судейские пункты “в ноль” или около того. Другие экипажи жестко блудили, путались, Виталий Ларионов с Антоном Суминым даже улетели в поле в одном из поворотов:

Похоже, дорожникам в Лотошинском районе было “по приколу” сделать обратный наклон в этом повороте.

Дальше – развлекуха для любителей “навалить”, режимный участок неподалеку от Иосифо-Волоцкого монастыря, знакомый мне по прошлогоднему “Ралли МАДИ”:

В этом году снега было меньше, поэтому и норматив поменяли – 83 км/ч вместо 70 км/ч, да еще и со стартом с места вместо старта ходом:

Доезд от финиша режимного участка к следующему пункту контроля времени и старту заключительного РД запомнился офигенным туманом – еще в перерыв многим пришли СМСки от МЧС, где сообщалось, что видимость будет “100500 метров”. Честно говоря, я даже сомневался, стоит ли по такому туману выполнять скоростные нормативы – но к моменту старта немного прояснилось.

На РД Сергей с удивлением обнаружил, что у нас приоткрыт капот – видимо, выходя перед стартом режимного участка, он хотел долить “омывайки” и машинально дернул ручку капота. Пришлось остановиться, закрыть капот и дальше ехать по РД с отставанием. К первому промежуточному финишу мы сократили его где-то до 23 секунд, к финишу – до 13. Найти финишный КВ неподалеку от въезда на Moscow Raceway у нас получилось без проблем, хотя некоторые экипажи умудрились тут немного поблудить по Новориге. Шутить про “сколько кругов” было уже скучно, так что мы поехали в Москву. По расписанию предварительные результаты должны были быть опубликованы к 21:30, так что мы успели посидеть в кафешке и к назначенному времени заявиться в МАДИ.

Естественно, результатов еще не было. Были только распечатки из Excel с нормативами допсоревнований, я быстренько сверил километражи и скорости со своими расчетами, расхождений не обнаружил и на том успокоился. Кто мог знать, что “счетовод” накосячил в формулах? А пока в ожидании “простыни” мы посидели, поздравили с днем рождения Алексея Ломанова, оценили “Шуйскую клюквенную” – в общем, к тому моменту, когда появилась первая версия “простыни”, остались лишь самые стойкие.

Конечно, я прекрасно представляю технологию подсчета результатов “выдать что-то похожее на результаты, а участники сами посчитают все правильно”. Но для ее успешного применения надо выдать “черновую версию” быстро – а не ближе к полуночи, иначе все превращается в “кавказскую свадьбу” – все сидят до утра и ждут простыню. Дождавшись, участники немного офигели – в том числе и я. Нам в паре мест “из ниоткуда” навесили по 2-3 минуты, которые удалось отспорить довольно быстро, а вот с нормативами творилась какая-то беда. У многих сильных экипажей фигурировали какие-то несусветные и главное, одинаковые цифры – скажем, не хотите ли 239 секунд пенализации там, где по вашим расчетам должен быть 0, в лучшем случае – 2-3 секунды? Пришлось проверять подсчеты, а затем долго сидеть в деканате и убеждать Романа Литвиненко с калькулятором и Excel, что у него в расчетах ошибки.

Признаться, я не думал, что наш экипаж проехал очень хорошо. Мы немного накосячили на РД, на последнем и вовсе привезли 36 секунд опоздания – да и сильных конкурентов здесь было столько, что попадание “в десятку” уже можно считать отличным результатом. Отсортированный по сумме пенализаций список участников не печатали, так что еще удивительнее было оказаться первыми в “абсолюте”, да еще и с 40-секундным отрывом от второго места!

madi-winners

“Ралли МАДИ” всегда славилось призами, а мне еще и повезло – так как по сумме пенализаций на “послеобеденном” РД я получил награду в номинации “Лучший штурман”. Каждому призеру вручали кепочку Motul, а так как у меня еще не сносилась прошлогодняя – головными уборами я обеспечен надолго :) Правда, на следующем МАДИ нам уже не достанется стартовый номер 57 – так как по традиции первым стартует экипаж-победитель прошлого года.

16 декабря планировалось аж три соревнования – но мы с Сергеем решили поддержать Дмитрия Легейду и Евгения Сальникова, делавших ралли “Прорыв”. Правда, для разнообразия мы решили проехать “в другом составе” – Сергей поехал с женой, а я – штурманом с Оксаной Каркарьян, постоянной участницей мероприятий “Мосавтослалома”.

proriv-slalom

Я немного знал о планируемом формате мероприятия – два слалома, два спринта и всего лишь один РД, причем основную роль должны были играть именно “пилотские” соревнования на закрытой площадке. Представлял я и возможности пилотессы, так что для разнообразия решил проехать без каких-либо сложных приборов, пользуясь лишь штатным одометром и калькулятором. Удивленным коллегам-штурманам, прекрасно знающим о возможностях моей штурманской программы, я отвечал, что еду “по американской системе” (это как “бразильская система” в футболе :) ). Для этого в “Декатлоне” специально был куплен секундомер, и утащен из дома калькулятор.

Ориентирование по написанной Евгением Сальниковым дорожной книге затруднений не вызвало. Вообще, Евгений “воспитан” в том числе и на лучших примерах с ретро-ралли, и сделать ориентирование по городу интересным у него получилось. Правда, узнавались места, знакомые по тому же ГУМу, пусть даже и в более щадящем устойчивость психики участников виде – но скажите честно, разве можно найти в Москве дорогу, которую никто из опытных участников не узнает?

РД в окрестностях Троице-Лыково неожиданно вызывал сложности у многих опытных экипажей, несколько участников приехали на финиш преждевременно – а вот нашему экипажу удалось не только проехать правильно, но и почти вовремя – проехать “в ноль” было проблемно из-за трафика. Разница в расчетах по “американской системе”, по штатному одометру и калькулятору, и официальных, по точному датчику “с колес”, составила всего 7 секунд – или 1,75 секунды с километра (обозначается секс/км – этой единицей измерения удобно оценивать разницу между результатами экипажей в ралли, как любительском, так и “настоящем”).

proriv-awards

Наш с Оксаной экипаж занял четвертое место, а Оксана получила награду за первое место в зачете “Леди”. Ну а я? А мне удалось потренироваться в расчетах в “стандарте”, без использования штурманского оборудования.

Ну а на следующий день, 17 декабря, состоялось награждение победителей Чемпионата Московской области. Между Холмогорами и подведением результатов чемпионат формально не был завершен – теоретически кто-нибудь мог подать протест, но на что?

champsMO

На этом радостном событии сезон-2017 в дорожных ралли можно считать завершенным, как минимум, в Московской области. Я в целом доволен – пусть даже и недавно узнал о том, что в этом году проходил целый “Кубок РАФ по ралли 3 категории”. Но и здесь удалось хотя бы постоять рядом с трассой или даже немного поучаствовать в проведении соревнований, так что и на этом празднике жизни я был не чужим :)

Ответить

Или воспользуйтесь входом по OpenID: