Ко Дню Знаний

Раз уж история про Меерсона и «навек родную Пятьдесят Седьмую», что называется, «пошла в народ» — вплоть до сюжета «Вестей» — соберу здесь имеющие отношение к теме ссылки. Началось все с фейсбучного поста Екатерины Кронгауз: «Больше 16 лет мы знали, что учитель истории крутит романы с ученицами»:

https://www.facebook.com/ekaterina.kronhaus/posts/10153990961688095

Историю пересказал «Лайф» под заголовком «Как люди с хорошими лицами педофила защищали»:

https://life.ru/t/%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/897210/kak_liudi_s_khoroshimi_litsami_piedofila_zashchishchali

По принципу «всякое лыко в строку» там раскопали и рассказанную в рамках известного флешмоба историю Надежды Плунгян — «искусствоведа, куратора и феминистки» (с) про «любовь» к ней студента-математика и совершенно нелепый комментарий школьного «психолога»:

https://www.facebook.com/nadiaplu/posts/1090756817637361

Надежда почувствовала свои «пять минут славы» и написала еще один длиннопост — мол, написанный в 2005 году «Меморандум» — это реакция на намеки в адрес Меерсона, появившиеся еще тогда:

https://www.facebook.com/nadiaplu/posts/1128554710524238

Я слышал немного другую историю — якобы кто-то из школьников назвал в ЖЖ одноклассницу «еврейской блядью», что и послужило поводом для появления этого документа — но, похоже, со вчерашнего дня «всем известно», что Меморандум — это инструмент для затыкания рта критикам любого сорта. Во всяком случае, именно так он представлен у Плунгян и именно так его прокомментировали во вчерашних «Вестях» (сюжет сводился к демонстрации цитат по ссылкам выше, фотографий школы и Меерсона).

Это, так сказать, факты — а есть еще и комментарии. Приведу два, по моему мнению, наиболее взвешенных — Константина Сонина:

https://www.facebook.com/konstantin.sonin/posts/1459494467410417

И Сергея Кузнецова:

http://www.inliberty.ru/blog/2381-Konec-utopii

Коротко выскажу и свое мнение. Во-первых — для начала следует определиться со значением слова «педофил». Им любят бросаться по поводу и без повода, «Лайф» даже вытащил его в заголовок — а между тем оно имеет совершенно конкретное значение. Согласно Международной Классификации Болезней (МКБ-10), «педофилия» — это психическое заболевание, половое влечение к детям допубертатного возраста. О допубертатном возрасте, кажется, тут речи не идет — в 16 лет все вторичные половые признаки обычно имеются, у педофила в медицинском смысле просто не встанет, ему это неинтересно или даже отвратительно.

Во-вторых — если верить фейсбуку — нет речи и о преступлениях, предусмотренных разнообразными статьями Уголовного кодекса. Утверждают, что все было достаточно добровольно, безо всякого шантажа или принуждения, а девушки достигли возраста 16 лет (а с 1997 по 2003 год возраст сексуального согласия был ниже и составлял 14 лет).

С точки зрения законодательства, как видите, все достаточно гладко. И если забыть про истерики типа «педофилов надо сажать и кастрировать/кастрировать и сажать», то все сводится к чисто моральным оценкам — может или нет учитель спать с достигшей 16 лет ученицей? Общественное мнение, конечно, в 2016 году довольно серьезно подогрето педофильской истерией, и склонно к однозначному «нельзя» — но есть и альтернативное мнение, причем не противоречащее законодательству.

Одношкольники из гуманитарных классов критикуют школьную администрацию за «репутационный урон, нанесенный молчанием». Продолжить молчать предлагают и некоторые учителя — но дело не столько в молчании, сколько в бездействии.

Поставьте себя на место школьной администрации, узнавшей о первых эпизодах в этой истории. Нужно принять решение, лежащее в моральной плоскости. Возникает то, что называется «корпоративной этикой» (частный ее случай — та самая «преподавательская этика», о которой твердят многие комментаторы) — и вариантов тут два:

— преподаватель может заниматься сексом с ученицами, достигшими 16 лет, по взаимному согласию
— преподаватель не может заниматься сексом с ученицами

Заметьте, первый вариант не противоречит действующему законодательству и не имеет каких-либо внутренних противоречий. Можно даже пойти дальше и поставить автомат с презервативами в холле первого этажа школы — и эту ситуацию я готов представить. Можно представить и положительный ответ на вопрос типа «Отдашь ли ты своего ребенка в такую школу?» — во всяком случае, тут можно догадываться о необходимых предосторожностях, да и у идеологии «свободной любви» есть свои сторонники.

Вариант два — ничуть не хуже, и похоже, что руководство школы в целом его более-менее придерживается — во всяком случае, в ситуации, когда его «приперли к стенке». Заметьте, что тут не предполагается какой-либо огласки — возможностей тихо уволить проштрафившегося педагога полно. Но на протяжении тех самых 16 лет администрация бездействовала — и в конечном итоге докатилась до нынешнего скандала, на волне антипедофильской истерии, феминистских флешмобов и вообще — крайне нездоровом интересе к этой теме.

PS Ну и еще «вишенка на тортик». Я уже как-то писал, что «57 школа» — это этакий «зонтичный бренд«, объединяющий кучу направлений — от матклассов до «подготовительных курсов» для дошкольников. Как вы думаете, случайно ли то, что скандал разразился перед открытием групп развивающего обучения «по экспериментальной программе 57 школы» в семейном центре «Борки» на Рублевке?

UPD от 2.09.2016 Вечером первого сентября на сайте школы появилось «Открытое письмо«. Обязательно прочитайте.

Ко Дню Знаний: 3 комментария

  1. Истину глаголешь. Про вишенку — имхо тут обратная связь будет. Волна поднялась строго случайно, но это не отменяет того, что скандалом наверняка воспользуются в своих интересах.

    1. Я так скажу — знать о вот таких «болевых точках», возможном компромате и так далее руководство 57-й обязано, а если оно заинтересовано в сохранении репутации (и всего прилагающегося — от возможности делать мелкие гешефты до здания в центре Москвы) — то и нейтрализовывать их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *