Ко Дню Знаний

Раз уж история про Меерсона и “навек родную Пятьдесят Седьмую”, что называется, “пошла в народ” – вплоть до сюжета “Вестей” – соберу здесь имеющие отношение к теме ссылки. Началось все с фейсбучного поста Екатерины Кронгауз: “Больше 16 лет мы знали, что учитель истории крутит романы с ученицами”:

https://www.facebook.com/ekaterina.kronhaus/posts/10153990961688095

Историю пересказал “Лайф” под заголовком “Как люди с хорошими лицами педофила защищали”:

https://life.ru/t/%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/897210/kak_liudi_s_khoroshimi_litsami_piedofila_zashchishchali

По принципу “всякое лыко в строку” там раскопали и рассказанную в рамках известного флешмоба историю Надежды Плунгян – “искусствоведа, куратора и феминистки” (с) про “любовь” к ней студента-математика и совершенно нелепый комментарий школьного “психолога”:

https://www.facebook.com/nadiaplu/posts/1090756817637361

Надежда почувствовала свои “пять минут славы” и написала еще один длиннопост – мол, написанный в 2005 году “Меморандум” – это реакция на намеки в адрес Меерсона, появившиеся еще тогда:

https://www.facebook.com/nadiaplu/posts/1128554710524238

Я слышал немного другую историю – якобы кто-то из школьников назвал в ЖЖ одноклассницу “еврейской блядью”, что и послужило поводом для появления этого документа – но, похоже, со вчерашнего дня “всем известно”, что Меморандум – это инструмент для затыкания рта критикам любого сорта. Во всяком случае, именно так он представлен у Плунгян и именно так его прокомментировали во вчерашних “Вестях” (сюжет сводился к демонстрации цитат по ссылкам выше, фотографий школы и Меерсона).

Это, так сказать, факты – а есть еще и комментарии. Приведу два, по моему мнению, наиболее взвешенных – Константина Сонина:

https://www.facebook.com/konstantin.sonin/posts/1459494467410417

И Сергея Кузнецова:

http://www.inliberty.ru/blog/2381-Konec-utopii

Коротко выскажу и свое мнение. Во-первых – для начала следует определиться со значением слова “педофил”. Им любят бросаться по поводу и без повода, “Лайф” даже вытащил его в заголовок – а между тем оно имеет совершенно конкретное значение. Согласно Международной Классификации Болезней (МКБ-10), “педофилия” – это психическое заболевание, половое влечение к детям допубертатного возраста. О допубертатном возрасте, кажется, тут речи не идет – в 16 лет все вторичные половые признаки обычно имеются, у педофила в медицинском смысле просто не встанет, ему это неинтересно или даже отвратительно.

Во-вторых – если верить фейсбуку – нет речи и о преступлениях, предусмотренных разнообразными статьями Уголовного кодекса. Утверждают, что все было достаточно добровольно, безо всякого шантажа или принуждения, а девушки достигли возраста 16 лет (а с 1997 по 2003 год возраст сексуального согласия был ниже и составлял 14 лет).

С точки зрения законодательства, как видите, все достаточно гладко. И если забыть про истерики типа “педофилов надо сажать и кастрировать/кастрировать и сажать”, то все сводится к чисто моральным оценкам – может или нет учитель спать с достигшей 16 лет ученицей? Общественное мнение, конечно, в 2016 году довольно серьезно подогрето педофильской истерией, и склонно к однозначному “нельзя” – но есть и альтернативное мнение, причем не противоречащее законодательству.

Одношкольники из гуманитарных классов критикуют школьную администрацию за “репутационный урон, нанесенный молчанием”. Продолжить молчать предлагают и некоторые учителя – но дело не столько в молчании, сколько в бездействии.

Поставьте себя на место школьной администрации, узнавшей о первых эпизодах в этой истории. Нужно принять решение, лежащее в моральной плоскости. Возникает то, что называется “корпоративной этикой” (частный ее случай – та самая “преподавательская этика”, о которой твердят многие комментаторы) – и вариантов тут два:

- преподаватель может заниматься сексом с ученицами, достигшими 16 лет, по взаимному согласию
- преподаватель не может заниматься сексом с ученицами

Заметьте, первый вариант не противоречит действующему законодательству и не имеет каких-либо внутренних противоречий. Можно даже пойти дальше и поставить автомат с презервативами в холле первого этажа школы – и эту ситуацию я готов представить. Можно представить и положительный ответ на вопрос типа “Отдашь ли ты своего ребенка в такую школу?” – во всяком случае, тут можно догадываться о необходимых предосторожностях, да и у идеологии “свободной любви” есть свои сторонники.

Вариант два – ничуть не хуже, и похоже, что руководство школы в целом его более-менее придерживается – во всяком случае, в ситуации, когда его “приперли к стенке”. Заметьте, что тут не предполагается какой-либо огласки – возможностей тихо уволить проштрафившегося педагога полно. Но на протяжении тех самых 16 лет администрация бездействовала – и в конечном итоге докатилась до нынешнего скандала, на волне антипедофильской истерии, феминистских флешмобов и вообще – крайне нездоровом интересе к этой теме.

PS Ну и еще “вишенка на тортик”. Я уже как-то писал, что “57 школа” – это этакий “зонтичный бренд“, объединяющий кучу направлений – от матклассов до “подготовительных курсов” для дошкольников. Как вы думаете, случайно ли то, что скандал разразился перед открытием групп развивающего обучения “по экспериментальной программе 57 школы” в семейном центре “Борки” на Рублевке?

UPD от 2.09.2016 Вечером первого сентября на сайте школы появилось “Открытое письмо“. Обязательно прочитайте.

3 комментария

  1. Hirou пишет:

    Истину глаголешь. Про вишенку – имхо тут обратная связь будет. Волна поднялась строго случайно, но это не отменяет того, что скандалом наверняка воспользуются в своих интересах.

    • Я так скажу – знать о вот таких “болевых точках”, возможном компромате и так далее руководство 57-й обязано, а если оно заинтересовано в сохранении репутации (и всего прилагающегося – от возможности делать мелкие гешефты до здания в центре Москвы) – то и нейтрализовывать их.

      • Hirou пишет:

        Ровно поэтому я и написал, все сводится к “люди – идиоты”…