Далеко не последний герой труда

Думаю, многие видели серию «производственных баек» от DI HALT под названием «Последний герой труда». Кто не видел — срочно читать!

А вот, например, подобные же байки из 1905 года, с достройки броненосца «Орел»:

Главные затруднения для плавающего состава при пользовании услугами своих русских портов заключаются в мелочном формализме всей хозяйственной и материальной части обеспечения флота. Бюрократическая канитель по вопросам исправления дефектов и повреждений, по ремонту и снабжению кораблей тянется бесконечно долго, и, естественно, каждый командир, механик и судовой специалист предпочитает справляться со всеми работами имеющимися судовыми средствами.

Эти «бытовые» условия воспитали дух хозяйственной предусмотрительности русских моряков. Еще при постройке каждый судовой специалист старается заполучить от завода или поставщика как можно более всякого сверхкомплектного снабжения, запасных частей и добавочных устройств.

Старший офицер при возможности не упустит случая «угнать» из порта лишнюю бухту троса или смычку цепи, несколько десятков леерных и тентовых стоек, запасную крышку на люк или какой-нибудь ручной насос, за что, наверное, получит похвалу от командира. Больше всего склонны запасаться «про черный день» наши механики.

Этот воспитанный поколениями моряков хозяйственный психоз запасаться «на всякий случай» далее распространяется на боцманов, унтер-офицеров и всю команду. Трюмные, комендоры, машинисты, кочегары, минеры — все заводят собственные сундучки с инструментом, болтами, шайбами и всякими обрезками материала, собранного еще во время постройки корабля.

В результате этой страсти к образованию не предусмотренных нормами снабжения запасов на корабль попадает весьма значительное количество грузов сверх проектных предположений, что вредно отражается на остойчивости и осадке корабля.

По моим подсчетам, на «Орел» уже попало таких «нелегальных» грузов около 250 тонн помимо допущенных добавлений к проекту «по обстоятельствам военного времени» на основании решений разных инстанций. Между тем всякая перегрузка корабля ухудшает его боевые качества.

Правда, строители пробуют бороться против этой мании накапливать чрезмерные запасы, но судовые офицеры и плавающий состав обыкновенно отвечают, что не стоит возражать против таких ничтожных добавочных весов, как одна-две тонны, для корабля в 14 000 тонн. Но так как этот довод приводится десятки раз каждым специалистом в отдельности, то в результате на корабль попадает не одна сотня тонн.

Все это взято из книги В. П. Костенко «На «Орле» в Цусиме». Удивительно, но невероятно увлекательные мемуары корабельного инженера Костенко были изданы издательством «Гангут» тиражом всего лишь 500 (пятьсот, я не ошибся в количестве нулей) экземпляров — а это первое их переиздание после 1955 года.

Зато грызуны и прочие широкозады издаются чуть ли не «многомиллионными тиражами», да.

Далеко не последний герой труда: 2 комментария

  1. Вот, кстати, абсолютно согласен с неназванными механиками и судовыми специалистами.

    «Сундучки с инструментом, болтами, шайбами и всякими обрезками материала» ещё не тянут на 250 тонн, но уже заняли всё возможное место.

  2. Любопытно, но все таки это не совсем то что описывается как пороки, тем же Dihalt в своем последнем герое, но пожалуй может свидетельствовать что не все плохие черты сформировались в последние 20 лет :), вот еше бы узнать как с этим бороться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *