Властелин колец на 1000 верст

…в ряде стран кольцевые пересечения в одном уровне получили весьма широкое распространение, так как позволяют без значительных капиталовложений улучшить условия движения
Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог

На прошедшем ралли “1000 верст” удалось записать на видеорегистратор почти весь маршрут (за исключением всего-то десятка километров). Имея в запасе такой неоспоримый аргумент, как видеозапись всего маршрута, можно провести “разбор полетов” – и начну я, по просьбам трудящихся, с первого же дополнительного соревнования – “Властелин колец”, проходившего на многочисленных перекрестках с круговым движением в окрестностях Малоярославца.

Я постараюсь не только описать самые сложные перекрестки, но и разберу буквально каждое пересечение дорог, продемонстрировав ход мыслей штурмана в “блудилке” на любительском ралли. Из 36 экипажей с этим дополнительным соревнованием справилось всего два (и наш в том числе) – поэтому думаю, что такой подробный разбор будет полезен всем.

Есть видео с достаточно правильным прохождением маршрута (там есть две монтажные склейки, попробуйте их найти):

А можно смотреть стоп-кадры из той же записи, где я собрал, как и обещал, все пересечения дорог, встретившиеся на маршруте. Картинки кликабельны, в левом нижнем углу каждой из них приведены GPS-координаты этой точки – так что если возникнет желание, можно найти указанное место на карте.

Итак, начнем с 7 позиции в легенде:

legend7

Изменения были внесены бюллетенем – расстояние от стартового КВ сектора до старта дополнительного соревнования первоначально было указано с ошибкой. Впрочем, это не помешало найти старт:

7

Расстояние до этой точки по GPS-треку у меня составило 102,296 км – в принципе, это неважно, но я хочу еще и посчитать нормативы на этом дополнительном соревновании, а для этого нужно знать расстояния между судейскими пунктами.

Следующая позиция – “крест/упор (как вам больше нравится) направо с рюмкой” (знаком “Уступи дорогу” – он похож на рюмку на высокой ножке :) ):

legend8

Это первый же перекресток, мы выезжаем на Киевское шоссе:

8

Ищем “штаны прямо”:

legend9

И тут же их находим, съезжаем с шоссе:

9

Ищем следующую позицию – “круг прямо”:

legend10

Подъезжаем к круговому перекрестку (вот он на карте: https://yandex.ru/maps/-/CZxrzMOf, буду называть его восточным):

9a

Что здесь не так? Правильно – этот перекресток не соответствует позиции легенды, здесь нет правого примыкания. На “1000 верст” в этом случае (если отсутствуют знаки, указывающие направление главной дороги) надо ехать в первый же выезд с кругового перекрестка, что мы и делаем:

9b

А вот следующий перекресток (https://yandex.ru/maps/-/CZxrzUYd – думаю, его стоит назвать центральным) уже в полной мере соответствует легенде:

10

Следующая позиция легенды – “трусы налево со скользкой дорогой”:

legend11

Тут уже придется поднапрячься. Едем в сторону следующего круга (https://yandex.ru/maps/-/CZxrz4~Q – он будет западным) и обращаем внимание на табличку 8.13, указывающую направление главной дороги:

10a

Не буду обращать внимание, что она не вполне однозначна на “верхнем” и “нижнем” пересечениях – но на “правом” и “левом” примыканиях круг будет главной дорогой. Въезжаем на круг:

10b

На первом примыкании отсутствует указанный ориентир – знак “скользкая дорога”, продолжаем движение по главной – то есть по кругу:

10c

А на следующем примыкании все уже в порядке:

11

Вычеркиваем 11 позицию легенды и ищем 12 – “трусы направо со скользкой дорогой”:

legend12

Проезжаем третье по счету примыкание – на нем вновь нет ориентира, так что опять же продолжаем движение по кругу, он здесь однозначно “главный”:

11a

А вот на четвертом примыкании, там, откуда мы приехали, указанный знак стоит – едем направо, съезжаем с круга обратно и едем к центральному кругу:

12

Кратко описать позицию номер 13 – задача не из легких, тут проще обратиться к ненормативной лексике – в зависимости от напряженности графика, ее можно назвать “крест с кучей хуйни” или просто “пиздец”:

legend13

Она вызвала немало затруднений у участников, поэтому распишу ее проезд поподробнее. Для начала – возвращаемся к кругу из позиции 10 и приближаясь к нему, вновь смотрим на табличку “Направление главной дороги”:

12a

Первый съезд позиции из легенды не соответствует – пусть конфигурация дорог и похожа, но нет главного ориентира – кучи повернутых спиной знаков, проезжаем его по главной (то есть по кругу):

12b

А что можно сказать про следующий съезд?

13

Знаки на нем присутствуют, их прекрасно видно, если смотреть большой снимок. А что с конфигурацией дорог? Конечно, это вопрос творческий, да и сильно зависит от накатанных сугробов – но с этого места все видится примерно так:

13-overlay

Еще одна подсказка – вспомните табличку с направлением главной дороги, стоящую перед кругом – согласно ей, на этом пересечении нет однозначного направления главной дороги, а это значит, что ему должна соответствовать позиция в легенде. Так или иначе, приходим к выводу, что это искомое пересечение, съезжаем направо и ищем следующую позицию – “штаны налево”:

legend14

Вновь подъезжаем к восточному кругу у Киевского шоссе, въезжаем на него:

13b

Видели “штаны” на предыдущем кадре? А вот они поближе:

14

Вычеркиваем, ищем следующую позицию – “трусы налево”:

legend15

Тут же их находим:

15

Продолжаем двигаться по кругу в поисках “трусов направо со скользкой дорогой”:

legend16

Да, это следующий съезд, мы в очередной раз разворачиваемся:

16

Одна из сложностей на подобных “блудильных” соревнованиях – огромное количество участников, катающихся во всех возможных направлениях. Даже если вы безнадежно заблудились – не стоит пытаться “сесть на хвост” другому экипажу, он, скорее всего, едет куда-то в другом направлении. На этот раз мы ищем “круг налево”:

legend17

Да, мы уже в который раз возвращаемся к центральному кругу:

17

Следующую позицию можно прочитать, как “штаны налево” или “дыра налево вверх” – опять же, как вам больше нравится:

legend18

Но по пути к ней будет много всего интересного, для начала – старт-финиш РДС:

17a

У меня получилось, что расстояние до него “вдоль” GPS-трека составляет 116,003 км – а, соответственно, расстояние между стартом и старт-финишем равно приблизительно 13,7 километра – при средней скорости 60 км/ч на преодоление этого расстояния придется затратить 13 минут 42 секунды. Вообще, средняя скорость 60 км/ч очень удобна для расчетов – километр надо проехать за минуту, а 13,7 минуты перевести в минуты с секундами опять же легко – 1/10 минуты равна 6 секундам, умножаем 6 на 7 и получаем 42 секунды.

Направление движения на этом перекрестке определяется табличкой “Направление главной дороги” – так как конфигурация перекрестка очевидным образом не соответствует позиции легенды. Точно так же рассуждаем и на следующем перекрестке, поворачивая налево:

17b

И выезжаем на Киевское шоссе:

17c

А вот с Киевки уже можно повернуть налево, этот поворот – как раз тот, что мы ищем:

18

В очередной раз ищем “круг налево”:

legend19

Снова подъезжаем к неподходящему нам по конфигурации восточному кругу:

18a

И съезжаем с него на первом же выезде:

18b

У вас еще не возникло чувства, что мы так уже ездили? Правильно – позиция 19 в точности повторяет позицию 17, а это значит, что мы вновь поедем к старт-финишу:

19

И не говорите мне, что позиция 20 вам не знакома:

legend20

Вновь проезжаем по главной направо мимо судейского пункта:

19a

Снова можно прикинуть норматив – у меня получилось, что расстояние до этой точки “вдоль трека” составляет 123,897 км – то есть мы сделали петлю длиной примерно 7,9 км, при средней скорости, равной 60 км/ч, мы должны потратить на это 7 минут 54 секунды.

Подъезжаем к перекрестку, идеально соответствующему 20 позиции. Мы тут уже были, но в этот раз руководствуемся легендой и уезжаем правее:

20

Позиция 21 прорисована довольно сложно, я бы сказал – “дыра направо за пешеходным переходом”, да еще и показал бы ее пилоту:

legend21

По пути нам встретится знак “Пешеходный переход”:

20a

И за ним – немного похожее по конфигурации пересечение:

20b

Но знак стоит от него довольно далеко, да и дорога направо почти непроходима – так что продолжаем двигаться прямо и там находим уже идеально соответствующий позиции легенды перекресток:

21

Ищем следующую позицию – “штаны налево со столбом”:

legend22

Что можно сказать по ее поводу? Отдаленно похожее пересечение находим довольно быстро:

22

Но здесь в полный рост встает проблема “зимних” ралли – конфигурация дорог во время прописки трассы и во время соревнования может серьезно отличаться (неделю назад накатали так, потом по-другому, дальше прошел трактор и так далее). Скажем, перекресток на стоп-кадре я бы назвал “дырой налево”, а не “штанами”, прорисовав правую дорогу более прямой. Даже если вы проскочили – в ориентировании спасет то, что в следующей позиции указано расстояние – не найдя ее, можно вернуться назад и повернуть на штанах налево:

legend23

Упор направо довольно однозначен, а у него нас ждет еще один судейский пункт.

23

У меня получилось, что расстояние до него по треку составляет 130,145 км – то есть расстояние между двумя последовательными старт-финишами составило приблизительно 6,25 км – его нам надо проехать за 6 минут 15 секунд. Заодно можно проверить тарировку – так как здесь мы не блудили, то вдоль трека между стартом и этим упором направо мы проехали 27,849 километров “по GPS”, а по маршрутным документам – 27,43. Ошибка составляет приблизительно 400 метров с 30 километров – или, в относительных величинах, 1,3%. В принципе, терпимо.

Обратите внимание, что до следующего перекрестка придется ехать со средней скоростью 40 км/ч (при этом километр проезжается за 1 минуту 30 секунд – чтобы перевести километры в минуты, умножайте расстояние на 1,5). Он довольно однозначен – “крест направо с рюмкой”:

legend24

Довольно быстро его находим:

24

Расстояние до него по GPS-треку у меня составило 133,772 км.

Строчки из легенды, соответствующие позициям 25 и 26, приведу вместе:

legend25

legend26

Мы подъезжаем к очередному круговому перекрестку (https://yandex.ru/maps/-/CZxvE2ph):

24a

Перед ним стоит табличка 8.13, сообщающая нам, что круг здесь будет главной дорогой. Применительно к правилам любительского ралли это означает, что надо двигаться по кругу, пока мы не встретим на нем следующую позицию легенды – и “штаны налево” находятся довольно быстро:

25

Чтобы найти следующую позицию – надо отмерить от этих “штанов” 960 метров. И что я хочу сказать? Это вилы :) Предположим, что мы идеально оттарировали одометр и полностью исключили его погрешность. Но расстояние “по кругу” можно замерить по-разному. По данным Яндекс.Карт, внутренний диаметр этого круга составляет 68 м. Но ведь на круге две полосы, ширина каждой из которых примерно 3,5 метра (рулетки у меня нет, так что я возьму ГОСТовское значение), а датчик, считающий расстояние “с колес”, может считать обороты, например, левого или правого колеса. Если датчик стоит на КПП или кардане – то он считает “среднее” расстояние – но в любом случае диаметр измеренной траектории составит от 68 до 75 метров. Измеренная таким образом длина круга будет от 213 до 235 метров. 20 метров разницы с одного круга – а надо сделать почти 5 оборотов! Перепутать при таких условиях нужный выезд с ненужным – как нефиг делать, ошибка достигнет половины длины круга!

Я уж не говорю о GPS, трек с которого выглядит совсем похабно:

trajectory

Забегая вперед, скажу, что “разблудиться” тут поможет позиция 28 с указанным расстоянием. Если мы не находим ее в указанном месте – то надо вернуться к кругу и проверить другой выезд (так мы в итоге и сделали, потеряв несколько минут).

Нужный выезд – вот этот, на Киевское шоссе от Москвы:

26

Ищем “дыру налево вниз”:

legend27

И через 120 метров находим:

27

Обратите внимание, что водитель черного автомобиля на фотографии едет на лишение прав, по встречной. Не надо так делать.

Следующая позиция, “штаны направо”, дана с расстоянием – у нас оно немного не пробилось из-за неточностей на круге, мы посчитали, что речь идет не об этом съезде на дублер, а о следующем:

legend28

Вот так она выглядит на местности:

28

Следующая позиция – “крест направо”:

legend29

Там пришлось немного нарушить, повернув не из нужного ряда:

29

Дальше все совсем просто – ищем “крест направо с ромбом”:

legend30

Тут же его находим:

30

Примыкание слева видно плохо, но о его наличии подсказывает “рюмка”. Следующая позиция – “дуга направо”, чтобы мы не уехали по лесной тропинке:

legend31

Честно скажу, желания уехать в лес не возникло:

31

И наконец подъезжаем к финишу, присутствующему и в легенде:

legend32

И на местности:

32

Подсчитаем норматив. У меня получилось, что длина участка между позициями 23 и 24, который следует ехать со средней скоростью 40 км/ч, равна 3,63 км, и на его прохождение мы затратим 5 минут 27 секунд. С длиной оставшейся части дистанции – сложнее. Легко понять, что определять по GPS-треку длину круга, на котором мы крутились пять раз – занятие неблагодарное. Поэтому поступим иначе. Последний судейский пункт находился в позиции 23 на отметке 71,14 км по легенде. Соответственно, расстояние по легенде до позиции 24, в которой меняется средняя скорость, будет примерно 74,77 км.

Расстояние между позициями 24 и 28 вычислим по данным из легенды – 3,98 км. А от позиции 28 до финиша – отмерим по GPS-треку, оно равно примерно 1,69 км. Итого от позиции 24 до финиша – 5,67 км, которые мы едем за 5 минут 42 секунды. Суммируя, получаем 11 минут 9 секунд между судейскими пунктами.

Естественно, к методу расчета можно придраться – как минимум, не вполне корректно суммировать расстояния, измеренные разными способами. Километр “с колес” в легенде на 13 метров длиннее километра “по GPS” – и если борьба идет за секунды или за доли секунд, то это становится важно. Для примера – сравню официальные нормативы со своими расчетами. От старта до первого старт-финиша у меня получилось 13:42 вместо 13:18, между первым и вторым старт-финишами (на местности это один судейский пункт – 7:54 вместо 7:49, между вторым и третьим – 6:15 вместо 6:17, а между третьим старт-финишем и финишем – 11:09 вместо 11:06.

Ответить

Или воспользуйтесь входом по OpenID: