Музей ВВС в Монино

9 мая этого года мы с [info]vanchez ездили в музей ВВС в Монино, по приглашению уважаемого [info]orbicraft.

monino-satellite

Если кто-то не знает, Музей Военно-Воздушных Сил в Монино – крупнейший в России авиационный музей. Основная часть авиационной техники размещена на открытой стоянке площадью 20 гектаров. Два раза в год – на День Победы и на День ВВС в музее проводится день открытых дверей, когда к экспозиции пускают всех желающих. На этом отошлю читателей к официальному сайту, а здесь будут мои личные впечатления. Все фотографии кликабельны.

Экспозиция музея действительно огромна. У входа нельзя не обратить внимание на огромный вертолет Ми-12, под “крыльями” которого стоят различные варианты Су-27, в том числе и опытный образец Т-10.

vintokril

Огромное поле заставлено стоящей практически “крыло-к-крылу” авиатехникой. Как положено в музее, подходить к самолетам нельзя, вдоль дорожек установлен заборчик.

expo1

expo2

Впрочем, это “как положено в музее” убивает большую часть экспозиции. К сожалению, у нас существует превратное представление о музейной деятельности. Многим, в том числе и руководству музеев, кажется, будто сохранение культурных ценностей – это примерно то же самое, как охранять какой-нибудь склад, куда по недоразумению пускают всех желающих. Следовательно, необходимо держать посетителей максимально далеко от экспонатов.

Музеи, где руководство придерживается подобной позиции, делятся на две категории – стесненные и не стесненные в средствах. Если вторые со временем превращаются в гнездо строгих старушек, готовых в любой момент броситься на амбразуру пулемета объектив фотоаппарата, то первые все больше и больше скатываются до состояния помойки. К сожалению, монинский музей относится к первой категории.

Состояние большей части техники в хорошем авиационном музее, наверное, должно быть близко к летному. В Монино это далеко не так. Достаточно взглянуть на этот Як-17, выглядящий так, как будто побывал в воздушном бою.

yak-17

Не буду говорить о том, что охраняют две бдительные старушки, сидящие рядом с передней стойкой Ил-62, а отложу “экскурсию” по недоступным для посетителей местам напоследок.

guards

Ситуация с музеем довольно сложная. Удивительно, но в наше меркантильное время еще находятся энтузиасты, готовые за свои средства подерживать часть экспонатов музея в приличном состоянии. Руководство же Музея ВВС практически не прилагает усилий к сохранению стоящей на открытой площадке техники. В лучшем случае все ограничивается грубой покраской, как в случае с этим ДБ-3.

db-3

В худшем… В худшем же случае такой покраской варварски уничтожаются самолеты времен Гражданской войны – и лишь оттого, что кому-то из руководства музея захотелось закрасить опознавательные знаки авиации РККА, при этом фактически уничтожив оригинальную перкалевую обшивку эмалевой краской. Наверное, на знакомство со всей монинской экспозицией в “официальном” формате хватило бы и часа – пройти два круга по асфальтированным дорожкам, послушать старичка-экскурсовода, монотонно пересказывающего текст с пояснительных плакатов перед самолетами, зайти в ангар с “уникальными летательными аппаратами” (а точнее, их макетами) – и все.

perebivka1

Большая часть посетителей на территории музея не разглядывало ряды неотличимых для неспециалиста послевоенных реактивных истребителей и штурмовиков, а стояло в очередях к восстановленным энтузиастами самолетам – Ли-2, МиГ-9, МиГ-31, Ту-144, Ми-12 и “ЭПОС” были открыты, можно было как минимум заглянуть в кабину, а то и посидеть там.

Начну, пожалуй, с “Экспериментального пилотируемого орбитального самолета” – одного из атмосферных аналогов пилотируемого космического корабля, созданных в рамках советской пилотируемой космической программы в конце 70-х. Возможно, “МиГ-105.11″, прозванный “Лаптем”, не очень изящен внешне, но он поистине уникален.

epos

Удивительно, но музейные работники называют “ЭПОС” не иначе, как “маленьким Бураном”, не разъясняя его предназначение. Благодаря работе Николая ([info]orbicraft) и Софьи, все желающие могли не только ознакомиться со стендами, рассказывающими о подробностях создания советских “космических самолетов”, но и задать любые вопросы про стоящий в Монино летающий (точнее, летавший) “атмосферный аналог”.

orbicraft

“105.11″ в Монино находился в крайне печальном состоянии. Была разукомплектована приборная панель, корпус варварски покрашен с уничтожением всех полагавшихся надписей. Приборные панели – “больное место” экспонируемой техники. К сожалению, авиаприборы зачастую просто воруют. Восстановление панели, кстати, продолжалось и 9 мая. Были установлены часы, при этом пришлось слегка доработать штатное отверстие. Да, советские космические корабли ремонтируются исключительно напильником и кувалдой.

clock

Кабина “ЭПОСа” была открыта для обзора всем желающим.

vanchez-and-epos

К “ЭПОСу” мы еще вернемся, а сейчас плано перейдем к другим открытым для посещения самолетам. Рядом со “105.11″ были расположены МиГ-31 и Ту-144, в очереди к которым многие были готовы стоять по полчаса. Рядом с “МиГом” детей учили обращаться с ракетой.

child-and-rocket1

Дети быстро учились.

child-and-rocket2

В кабине “31-го” можно было даже посидеть…

vanchez-and-31

… и представить себя пилотом настоящего перехватчика, готовящегося к взлету в составе звена – чему способствовали стоящие рядом МиГ-25 и другой МиГ-31.

me-and-31

К сожалению, стоящий в Монино МиГ-31 пострадал сначала от неправильного хранения – помутнел плексиглас фонаря, не закрытый от солнечных лучей, а потом – от попыток неквалифицированного восстановления. Это лишний раз подтверждает то, что администрация музея занимается чем угодно, кроме сохранения имеющейся техники.

perebivka2

От военной авиации перейдем к авиации гражданской, точнее, к стоящему рядом Ту-144.

tu144

“Советский Конкорд” был открыт для посетителей, и собрал, наверное, самую большую очередь, двигавшуюся довольно медленно, несмотря на то, что внутрь пускали довольно большими группами.

tu144door

Внутри были восстановлены кабина пилотов…

tu144-pilot

…и салоны первого и второго класса. В первом классе между сиденьями был довольно широкий подлокотник, во втором – не было. Никаких кожаных кресел или мини-бара, радующих пассажиров сегодняшнего “бизнес-класса”, предусмотрено не было. Кресла в салонах разных классов различаются лишь цветом обивки.

tu144-firstclass

Кроме того, в наличии были аэрофлотовские багажные бирки и прочие приятно радующие “мелочи”.

perebivka3

На другой стороне поля, рядом с ангарами, было расположено много интересного. Например, все видели вертолет Ми-24 в его “классическом” варианте, с двумя расположенными друг за другом кабинами.

mi24e

А вот Ми-24 первых выпусков выглядел совсем иначе – с местами экипажа, расположенными рядом друг с другом.

mi24a

Желающие могли посидеть в кабине Як-30, стоявшего за ангарами.

yak30

Или на скамеечке в тени крыла экспериментального бомбардировщика Т-4 (Су-100).

shadow

Кстати, не одни самолеты и вертолеты представлены в Музее ВВС.

formula1

Вы думаете, что подвеска в стиле “Формулы-1″ на “Победе” – это самодеятельность совершенно отмороженных стритрейсеров? Нет, это серийно выпускавшиеся аэросани “Север-2″, своего рода лимузин для “начальника Чукотки”.

sever2

Отдельная часть экспозиции находится в ангаре, под крышей. Надпись “Уникальные летательные аппараты” означает, что внутри стоят несколько самолетов Великой Отечественной войны, макеты “Вуазена”, “Ильи Муромца” и АНТ-25.

angar

В числе прочих экспонатов этого зала – Ла-7 Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба.

la-5

К сожалению, многие действительно уникальные самолеты находятся в другом месте и ждут своей очереди на реставрацию, а пока их место занимает громадный макет “Ильи Муромца”, лишь отдаленно напоминающий настоящий самолет.

muromets

Можно также упомянуть, что в этом же зале стоит макет рекордного самолета АНТ-25. Наверное, более правильным названием было бы “Зал огромных макетов”.

perebivka4

Говоря про реставраторов, нельзя не отметить деятельность “команды”, работавшей рядом с МиГ-9 – одним из первых советских реактивных истребителей.

mig9work

МиГ-9 стоит в противоположном от входа углу, и большинство посетителей его просто не замечало – поэтому очереди к нему практически не было. Из-за не самого лучшего состояния самолета посидеть в кабине пускали только детей.

mig9-child

Дети живо интересовались и вооружением самолета.

child-and-guns

К реактивной авиации мы еще вернемся, а сейчас перейду к следующей части.

kapitan

Рядом с “ЭПОСом”, Ту-144 и МиГ-31 привлекал внимание Ли-2 и устроенная энтузиастами экспозиция на тему работы санитарной авиации во время войны.

li-2

Всех желающих могли перевязать и уложить на носилки.

bandage

В стоящей рядом палатке “санитарки” рассказывали о работе медслужбы.

sanitarki

Внутри была развернута небольшая экспозиция с медицинскими инструментами тех лет.

palatka

Внутри самолета проводилась аналогичная экскурсия.

li2-pilot

Можно было посидеть в кабине, и даже вообразить себя пилотом DC-3 где-нибудь в солнечном Техасе.

li2-cabin

На то, чтобы посетить открытые самолеты, ушло довольно много времени. Дальше – рассказ о том, чего большинство посетителей монинского музея никогда не видело.

perbivka5

Музей закрывается для посетителей в 16:00, после чего на территории остаются только охрана и убирающие свои “площадки” реставраторы. Последние могут свободно перемещаться по территории, поэтому “для избранных” была устроена импровизированная экскурсия по “неизвестному Монино”. Для начала – о стратегической авиации. Конечно, все видели Ту-4 у входа (а кое-кто, может быть, принял его за B-29 “Суперфортресс”).

tu-4

Многие знают и о титановом Т-4, или Су-100, благо стоит он довольно удачно для фотосъемки.

t-4

А вот посмотреть вблизи на Ту-95 или мясищевский 3МД можно далеко не всем – они стоят “в глубине” и плохо видны за другими самолетами. Благодаря все тому же [info]orbicraft нам удалось прогуляться внутри экспозиции, постоять под Ту-95, использовавшимся для буксировки “ЭПОСа”…

under-95

…посмотреть на 3МД вблизи…

vanchez-and-m4

…и послушать увлекательный рассказ про советскую стратегическую авиацию.

under-m4

Кроме того, мы ходили в один из ангаров, где Николай убедительно просил не фотографировать, и на “задний двор” Монино, усиленно охранявшийся днем теми самыми бабушками.

Если вы посмотрите огромный панорамный снимок, то убедитесь, что “стоянка гражданской авиации” вдали от входа больше всего напоминает не музей, а авиационное кладбище.

backyard

Можно увидеть обломки уникального самолета для изучения озонового слоя, сожженный бомжами Ту-124 и то, что осталось от экранолета ВВА-14, разработанного Р. Бартини. Там же стоит еще один МиГ-25, медленно разбираемый на цветмет, и многие другие самолеты, постепенно уничтожающиеся.

mig-25

Даже “охрана” предпочитает не ходить туда, а лишь свистеть издалека. Вообще, охрана в монинском музее на редкость неадекватна. Бабушек дополняют нервные мужики, рвущиеся “качать права”, завидев реставраторов, и закрывающие глаза, например, на залезающих на территорию бомжей. Все это происходит при попустительстве музейной администрации, вследствие чего уникальная авиатехника постепенно приходит в совершенно ужасное состояние.

Собственно, на этой “оптимистической” ноте придется закончить. Нынешнее Монино – крайне противоречивое место. Энтузиастам-реставраторам не дает работать администрация, которая, казалось бы, должна быть заинтересована в безвозмездной помощи. К сожалению, у админисрации нет стимула улучшать работу музея. Пока экспонаты более-менее напоминают самолеты и вертолеты – ничто не грозит начальству и немалому количеству других людей, фактически паразитирующих на том, что называется “Музей ВВС”. Остается лишь надеяться, что никому не придет в голову продать 20 гектаров дорогой подмосковной земли под очередной коттеджный поселок. К сожалению, подобное сейчас происходит в Кубинке. Хотелось бы, чтобы и через 10, и через 20 лет можно было увидеть Ил-62 с приподнятой передней стойкой, как будто взлетающий.

il-62

PS Любите ли вы lj cut, так, как люблю его я? :)

14 комментариев

  1. [info]amilkar1976 пишет:

    Хорошие фотографии!

  2. [info]getinaks пишет:

    Тут на одной фотке похапэ валится с недостатком памяти
    http://shura.luberetsky.ru/wp-content/uploads/2009/05/backyard.jpg – на этой
    Fatal error: Allowed memory size of 33554432 bytes exhausted (tried to allocate 75216 bytes) in /home/a149/www/shura.luberetsky.ru/marker/marker.php on line 69

  3. [info]orbicraft пишет:

    Кстати Кожедубовский – не Ла-5ФН, а Ла-7 =)

  4. [info]orbicraft пишет:

    И ещё поправка – Монинский музей не единственный, но крупнейший.

  5. Sergey пишет:

    Интересный репортаж и не виснет ничего, молодец.
    Вот нашел сайт о Монино, может кому пригодиться http://monino.schelkovo-city.com/, на этом сайте Монино и схема проезда до аэродрома Монино есть!

  6. Чехов пишет:

    Забыли “реставраторов” взять в кавычки. Их уровень таков, что польза от “реставрации” уравновешивается причиняемым ими же вредом.

    • Про МиГ-31 я писал, что сделали с экспонатами на реставрации в “одном из ангаров, где Николай убедительно просил не фотографировать” – писать права не имею.

  7. Олег пишет:

    ВСЕ САМОЛЕТЫ КРАСЯТ ДОБРОВОЛЬЦЫ – РАЗ! ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ НАРИСУЮТ, КОГДА ДЕНЬГИ БУДУТ! В РУКОВОДСТВЕ МУЗЕЯ ВСЕ ПОГОЛОВНО ПАТРИОТЫ СССР!

    Так что если не нравится краска, ноги в руки и марш красить… я тебя в Монино встречу и помогу…

    Чудаки…

  8. Олег пишет:

    Пока гниет все, всем пофиг… сами ничего не делаете, а как комментить, так мастера…

  9. Владимир. пишет:

    Добрый день.
    АНТ-25 разве макет?