Прочитал в ЖЖ уважаемого t00mas про игру Stalin’s Dilemma. Конечно, она совсем не похожа на «обычные» экономические стратегии, но интересна она не красивой графикой (которой там нет и никогда не было), а совершенно другим.
Собственно, вся игра происходит в изображенном на скриншоте «окне». У игрока в наличии имеются определенные ресурсы и некоторые показатели развития — политическая стабильность, промышленный потенциал и военная мощь. Цель игры — за три хода-пятилетки довести эти показатели до требуемых (фактически, надо увеличить в четыре раза армию и промышленность), одновременно минимизировав потери в населении.
В архиве с игрой есть текстовый файлик-объяснялка, но я попытаюсь объяснить основные игровые моменты здесь. Итак, экономика в игре представлена следующими отраслями: сельское хозяйство (Agriculture), металлургия (Metals), энергетика (Energy), транспорт (Transportation) и машиностроение (Industry). Кроме того, имеется торговля (Foreign Trade) и вооруженные силы (Military).
Сельское хозяйство — самая «проблемная» отрасль в игровой экономике. Теоретически, продовольствия должно хватать для того, чтобы накормить всех рабочих и солдат, но на самом деле из-за индустриализации количество крестьян сокращается. Для сохранения сельского хозяйства на приемлемом уровне приходится обращать внимание на графу Tractors. Чем больше механизации в сельском хозяйстве, тем лучше. К сожалению, тракторам нужно топливо — на один трактор — одна «единица» в графе Fuel. Другие опции в сельском хозяйстве касаются способов «изъятия» излишков продовольствия — либо «рыночными» методами, оплачивая их с помощью «товаров широкого потребления» (графа Goods), либо с помощью «квоты» (графа Quotas) и объема коллективизации. При проведении коллективизации часть крестьян «отрывается» от сельского хозяйства и переходит в категорию «рабочих», что совершенно необходимо для роста промышленности.
Ресурсы для промышленности представлены металлургией и энергетикой. Каждый обеспеченный едой рабочий в этих секторах экономики производит соответственно металл и топливо, которые могут быть использованы в других отраслях. Наличие механизации — Mine Equipment и Fuel Rigs — позволяет увеличить производство.
Транспортная отрасль позволяет перемещать ресурсы. При слабом развитии транспорта вполне может возникнуть ситуация, что необходимые ресурсы есть, а применить их нельзя. Собственно, больше сказать нечего.
Колонка Industry, наверное, самая важная в игре. Каждый обеспеченный металлом, топливом и рабочими завод добавляет единичку к Industrial Capacity, которая, в свою очередь может быть потрачена на производство новых заводов, транспорта, шахтного и нефтедобывающего оборудования, оружия и товаров народного потребления.
Естественно, в игре не обошлось и без внешней торговли. Можно продавать излишки еды и сырья, покупая взамен заводы, транспорт, добывающее оборудование и товары.
Самая «простая» часть игровой экономики — вооруженные силы. Достаточно обеспечить солдат едой, а танки топливом — и получатся так необходимые цифры в поле Military Effectiveness.
Еще один показатель, имеющий значение в игре — политическая стабильность, вычисляемая, как среднее арифметическое уровня жизни (Standart of Living) различных категорий населения. Ненулевого уровня жизни можно добиться, если обеспечить население едой и товарами народного потребления. Если не хватает еды — показатель будет отрицательным, и никакие «заваливания» материальными благами не увеличат его. С другой стороны, когда продовольственная проблема решена, добиться необходимого уровня политической стабильности уже несложно.
В целом, несмотря на определенные упрощения, игра представляет собой довольно интересный «глобальный» экономический симулятор. Конечно, здесь нет карты с изображением городов, фабрик и заводов, но точность имитации экономических процессов считается очень неплохой. Вряд ли Stalin’s Dilemma можно назвать развлекательной программой, скорее, ей подойдет определение «поучительная». Наверное, в нее необходимо хоть пару раз сыграть тем, кто утверждает, что коллективизация и индустриализация могли бы быть проведены с гораздо меньшими жертвами.
хм, ты ведь игралв оператора биореактора? http://shiitman.lenin.ru/bio/
А кто же не играл?
Где можно скачать???