Морской охотник

Буквально неделю назад вышел очередной проект российского игрового “долгостроя” – анонсированный еще в 2004 году “Морской охотник”. Интернет уже наводнен воплями любителей заполучить свежевышедшую игру на халяву в духе “нас обманули, образ двухгигабайтной игры весит семь гектар!!!”. Естественно, 5 Гб разницы – это не мифический “старфорс”, а информация о “топологии” диска, которая используется оным старфорсом для того, чтобы отличить пиратский диск от лицензионного. Зато плач по пяти гигабайтам легко выявляет пользователей “пиратки”.

В отличие от опущенцев, неспособных скачать несколько лишних гигабайт, я напишу о реальных достоинствах и недостатках “Морского охотника”. Поиграв в него где-то час-полтора, я составил некоторое представление о том, что же это за игра.

Жанр морского симулятора, к сожалению, довольно мало представлен на игровом рынке. Вообще, военно-морская тематика (для определенности, будем говорить про XX век) имеет свою специфику, и представить ее в “играбельном” виде – довольно непростая задача. Думаю, большинству геймеров будут совершенно “параллельны” такие игры, как Distant Guns: Russo-Japanese War at Sea, где игровой процесс сводится к тому, как малюсенькие кораблики (да, игровое поле приходится наблюдать с высоты нескольких километров, чтобы иметь хоть какое-то представление о происходящем) стреляют друг в друга, а потом почему-то из-за невидимых издалека пробоин и пожаров переворачиваются и тонут. Подобным грешит подавляющее большинство более-менее серьезных морских стратегий. Если же поместить игрока, например, на дредноут в Ютландском сражении, то возможностей проявить инициативу и героизм будет катастрофически мало – стрельба главным калибром за горизонт по невидимому противнику чертовски скучна. По-видимому, единственным “военно-морским” жанром с какими-то коммерческими перспективами является симулятор чего-то небольшого – эсминца, торпедного катера или подлодки. Если эсминцы и подлодки представлены достаточно богато, то о существовании “москитного флота” разработчики долго не догадывались. Кстати, маломерные суда достаточно бедно представлены в виртуальном пространстве – разве что в “тренажерах” наподобие Motorboat Simulator. В принципе, симуляция торпедного катера – это определенная находка разработчиков. Ничего подобного раньше не было.

Игра получилась довольно зрелищной. Скорость катера в 30 узлов в сочетании с дистанцией торпедного выстрела в несколько кабельтовых позволяют во всей красе разглядеть красивые модели кораблей с экипажем на своих местах, катера прорисованы довольно подробно, “эффекты” типа тумана, дымовых завес и снега очень хороши. Поверхность воды выглядит замечательно.

Экипаж катера более-менее “живой”, стрелки у орудий отличаются наличием или отсутствием бороды и усов, вертят головами, анимация довольно неплохая.

Процесс игры можно назвать даже “аркадным” – катера ходят быстро, легко поворачивают, способны “проскакивать” под носом у больших кораблей. Можно занять место одного из стрелков, тогда игра превращается в подобие тира на управляемой “платформе”. Да, катером можно управлять и с места стрелка, одновременно исполняя роли пулеметчика и рулевого. При этом, что интересно, пулеметная установка будет поворачиваться так, чтобы сохранить наводку на цель. Ориентироваться же “на местности” можно по экрану “радара” в левом нижнем углу экрана. Кстати, с этим радаром связана некая нелогичность в настройках игры. Я воспринимаю наличие этого элемента интерфейса, как некоторый заменитель возможности быстро оглянуться в реальной жизни. Соответственно, включение настройки “повреждение радара” означает то, что весь экипаж катера вдруг слепнет и не может докладывать обстановку. Как мне кажется, это несколько странно.

Можно командовать довольно крупными катерами, входившими в состав немецкого флота, с экипажем почти в 30 человек. А можно – и маленькими английскими или советскими, имея в подчинении всего лишь пять-шесть матросов. Кстати, быстроходный Г-5 с 20 мм пушками ШВАК оказался очень неплох в мультиплеерном “бою с ботами” – ни одного “живого” мультиплеерного сервера обнаружить в локалке не удалось.

Можно сразу забыть об “игровом балансе” в режиме мультиплеера. В игре представлено 12 классов катеров, очень сильно различающихся по ТТХ. Например, английские Thornycroft с вооружением всего лишь из двух кормовых торпедных аппаратов не смогут составить никакой конкуренции немецким Schnellboot, больше похожим на небольшие миноносцы. Впрочем, любой более-менее приличный симулятор страдает именно от этого. “Баланс” – не более, чем выдумка разработчиков компьютерных игр.

В общем, симуляторная часть оказалась неплоха. Но есть и откровенно слабые стороны игры. Не буду упоминать о глюках с дымовыми завесами, иногда неожиданно исчезающими – это можно будет поправить с помощью патчей. Дело в другом. Экипаж катера и командиры других кораблей, мягко говоря, не блещут искуственным интеллектом. Пулеметчики далеко не всегда открывают огонь по “подставившейся” цели, командиры кораблей, потеряв свою цель, не продолжают преследовать ее, а зачем-то ложатся на обратный курс. Возможно, именно поэтому был введен “тактический режим”, напоминающий морскую стратегию средней паршивости.

Те миссии, где участвует несколько кораблей, приходится проходить в режиме “тактической карты”. Точно так же, как и в Distant Guns и многих других подобных играх, трехмерный тактический режим оказывается жутко неудобным. Тактическая карта, где приходится управлять условными обозначениями кораблей – всевозможными треугольничками – на фоне мильной сетки, превращается в основной экран. Откровенно непонятливый AI не позволяет отвлечься даже на пару минут (управляемые им корабли неспособны, например, уклониться от идущих на них издалека торпед), чтобы поуправлять идущим в атаку катером или пострелять из крупнокалиберного пулемета. Кстати, как и в “Правде о девятой роте”, крупнокалиберные пулеметы – это rulezz :) Если же хочется играть не в “тактическую стратегию”, а в симулятор, то игра превращается в нервное дерганье по маршруту “мостик катера (кнопка 4) – орудийная установка (кнопки 1 и 2) – тактическая карта (кнопка m)”.

К сожалению, в игре нет “отдельных миссий”, поэтому приходится последовательно проходить задания в нескольких кампаниях. К числу положительных сторон относится возможность проходить кампании либо за немцев, либо за союзников, причем миссии иногда имеют “зеркальный” характер – например, при игре за немцев надо уничтожить два английских катера, захвативших секретные документы с подлодки, а при игре за союзников – наоборот, уйти от двух преследующих немецких “шнелльботов”. С другой стороны, кампании состоят из не связанных друг с другом миссий, результаты прохождения предыдущих заданий не влияют ни на что. Вместе с “адмиральским” режимом на тактической карте это полностью убивает ощущение присутствия на мостике торпедного катера. Даже если катер был утоплен, всегда можно “пересесть” на другой. Экипаж катера воспринимается, как “болванчики”, ныряющие в воду и тонущие (во всяком случае, плавающих в воде матросов я не видел) в ролике “Ваш торпедный катер уничтожен”.

Даже падающий на палубу перед капитанским мостиком убитый или раненый стрелок не вызывает никаких эмоций. В той же “Правде о девятой роте” однажды столкнулся с таким моментом – в миссии с корректировкой огня артиллерии слишком поздно подал сигнал к отходу, один из пулеметчиков не успел отбежать и был накрыт осколками. Учитывая, что за этого самого пулеметчика ты играл в предыдущем эпизоде, чувствуешь себя редкой сволочью. В “Морском охотнике”, напротив, члены экипажа, даже несмотря на “индивидуальность” бород и усов, воспринимаются, как “пушечное мясо”. Более того, возможность пройти игру в режиме тактической карты позволяет изображать “камикадзе”, например, выходя одиночным катером на дистанцию один-два кабельтова в попытке утопить крейсер. Конечно, катер будет расстрелян, но успеет выпустить торпеды. Сомневаюсь, что многие командиры катеров шли в такие совершенно безрассудные атаки.

С другой стороны, неплохо смотрятся миссии, где приходится управлять одним катером. Там приходится ценить свою шкуру, в отличие от “флотоводческих” миссий.

Довольно интересен, судя по игре с ботами, режим мультиплеера. К сожалению, сохраняется определенная “туповатость” стрелков, не желающих открывать огонь даже по хорошо видимой цели. С другой стороны, возможно, что это недоработки режима с DirectX 9 – как видно по демонстрационным роликам, в DirectX 10 более реалистично выглядит туман, возможно, не позволяющий виртуальным пулеметчикам разглядеть цель. Если же AI настолько убог, возможно, было бы правильным дать нескольким игрокам возможность находиться “на одном катере” – один управляет огнем пулеметов или скорострельных пушек, другой – “рулит и жмет на газ”. В идеале можно было бы дать им возможность переговариваться с использованием микрофона и наушников.

К недостаткам мультиплеерного режима можно отнести возможность игры только в формате “катера против катеров”. Наверное, можно было бы добавить возможность Cooperative play – например, атака на управляемый компьютером конвой нескольких катеров, управляемых различными игроками.

В целом, игра производит неплохое впечатление – но исключительно на фоне того, что других симуляторов торпедных катеров на горизонте не видно. Режим “тактической карты” нельзя отнести к достоинствам, его наличие может убить все удовольствие от игры. Непонятным выглядит отсутствие режима “одиночной миссии”, без необходимости прохождения всей кампании.

Один комментарий

  1. ProCurator пишет:

    Насчет “…вертят головами” вспомнилась байка про боцмана на пассажирском корабле, который лаял на чаек по громкой связи вместо собаки , приговаривая:” что, завертели головами……(далее боцманские выражения)”