Морской охотник

Буквально неделю назад вышел очередной проект российского игрового «долгостроя» — анонсированный еще в 2004 году «Морской охотник». Интернет уже наводнен воплями любителей заполучить свежевышедшую игру на халяву в духе «нас обманули, образ двухгигабайтной игры весит семь гектар!!!». Естественно, 5 Гб разницы — это не мифический «старфорс», а информация о «топологии» диска, которая используется оным старфорсом для того, чтобы отличить пиратский диск от лицензионного. Зато плач по пяти гигабайтам легко выявляет пользователей «пиратки».

В отличие от опущенцев, неспособных скачать несколько лишних гигабайт, я напишу о реальных достоинствах и недостатках «Морского охотника». Поиграв в него где-то час-полтора, я составил некоторое представление о том, что же это за игра.

Жанр морского симулятора, к сожалению, довольно мало представлен на игровом рынке. Вообще, военно-морская тематика (для определенности, будем говорить про XX век) имеет свою специфику, и представить ее в «играбельном» виде — довольно непростая задача. Думаю, большинству геймеров будут совершенно «параллельны» такие игры, как Distant Guns: Russo-Japanese War at Sea, где игровой процесс сводится к тому, как малюсенькие кораблики (да, игровое поле приходится наблюдать с высоты нескольких километров, чтобы иметь хоть какое-то представление о происходящем) стреляют друг в друга, а потом почему-то из-за невидимых издалека пробоин и пожаров переворачиваются и тонут. Подобным грешит подавляющее большинство более-менее серьезных морских стратегий. Если же поместить игрока, например, на дредноут в Ютландском сражении, то возможностей проявить инициативу и героизм будет катастрофически мало — стрельба главным калибром за горизонт по невидимому противнику чертовски скучна. По-видимому, единственным «военно-морским» жанром с какими-то коммерческими перспективами является симулятор чего-то небольшого — эсминца, торпедного катера или подлодки. Если эсминцы и подлодки представлены достаточно богато, то о существовании «москитного флота» разработчики долго не догадывались. Кстати, маломерные суда достаточно бедно представлены в виртуальном пространстве — разве что в «тренажерах» наподобие Motorboat Simulator. В принципе, симуляция торпедного катера — это определенная находка разработчиков. Ничего подобного раньше не было.

Игра получилась довольно зрелищной. Скорость катера в 30 узлов в сочетании с дистанцией торпедного выстрела в несколько кабельтовых позволяют во всей красе разглядеть красивые модели кораблей с экипажем на своих местах, катера прорисованы довольно подробно, «эффекты» типа тумана, дымовых завес и снега очень хороши. Поверхность воды выглядит замечательно.

Экипаж катера более-менее «живой», стрелки у орудий отличаются наличием или отсутствием бороды и усов, вертят головами, анимация довольно неплохая.

Процесс игры можно назвать даже «аркадным» — катера ходят быстро, легко поворачивают, способны «проскакивать» под носом у больших кораблей. Можно занять место одного из стрелков, тогда игра превращается в подобие тира на управляемой «платформе». Да, катером можно управлять и с места стрелка, одновременно исполняя роли пулеметчика и рулевого. При этом, что интересно, пулеметная установка будет поворачиваться так, чтобы сохранить наводку на цель. Ориентироваться же «на местности» можно по экрану «радара» в левом нижнем углу экрана. Кстати, с этим радаром связана некая нелогичность в настройках игры. Я воспринимаю наличие этого элемента интерфейса, как некоторый заменитель возможности быстро оглянуться в реальной жизни. Соответственно, включение настройки «повреждение радара» означает то, что весь экипаж катера вдруг слепнет и не может докладывать обстановку. Как мне кажется, это несколько странно.

Можно командовать довольно крупными катерами, входившими в состав немецкого флота, с экипажем почти в 30 человек. А можно — и маленькими английскими или советскими, имея в подчинении всего лишь пять-шесть матросов. Кстати, быстроходный Г-5 с 20 мм пушками ШВАК оказался очень неплох в мультиплеерном «бою с ботами» — ни одного «живого» мультиплеерного сервера обнаружить в локалке не удалось.

Можно сразу забыть об «игровом балансе» в режиме мультиплеера. В игре представлено 12 классов катеров, очень сильно различающихся по ТТХ. Например, английские Thornycroft с вооружением всего лишь из двух кормовых торпедных аппаратов не смогут составить никакой конкуренции немецким Schnellboot, больше похожим на небольшие миноносцы. Впрочем, любой более-менее приличный симулятор страдает именно от этого. «Баланс» — не более, чем выдумка разработчиков компьютерных игр.

В общем, симуляторная часть оказалась неплоха. Но есть и откровенно слабые стороны игры. Не буду упоминать о глюках с дымовыми завесами, иногда неожиданно исчезающими — это можно будет поправить с помощью патчей. Дело в другом. Экипаж катера и командиры других кораблей, мягко говоря, не блещут искуственным интеллектом. Пулеметчики далеко не всегда открывают огонь по «подставившейся» цели, командиры кораблей, потеряв свою цель, не продолжают преследовать ее, а зачем-то ложатся на обратный курс. Возможно, именно поэтому был введен «тактический режим», напоминающий морскую стратегию средней паршивости.

Те миссии, где участвует несколько кораблей, приходится проходить в режиме «тактической карты». Точно так же, как и в Distant Guns и многих других подобных играх, трехмерный тактический режим оказывается жутко неудобным. Тактическая карта, где приходится управлять условными обозначениями кораблей — всевозможными треугольничками — на фоне мильной сетки, превращается в основной экран. Откровенно непонятливый AI не позволяет отвлечься даже на пару минут (управляемые им корабли неспособны, например, уклониться от идущих на них издалека торпед), чтобы поуправлять идущим в атаку катером или пострелять из крупнокалиберного пулемета. Кстати, как и в «Правде о девятой роте», крупнокалиберные пулеметы — это rulezz :) Если же хочется играть не в «тактическую стратегию», а в симулятор, то игра превращается в нервное дерганье по маршруту «мостик катера (кнопка 4) — орудийная установка (кнопки 1 и 2) — тактическая карта (кнопка m)».

К сожалению, в игре нет «отдельных миссий», поэтому приходится последовательно проходить задания в нескольких кампаниях. К числу положительных сторон относится возможность проходить кампании либо за немцев, либо за союзников, причем миссии иногда имеют «зеркальный» характер — например, при игре за немцев надо уничтожить два английских катера, захвативших секретные документы с подлодки, а при игре за союзников — наоборот, уйти от двух преследующих немецких «шнелльботов». С другой стороны, кампании состоят из не связанных друг с другом миссий, результаты прохождения предыдущих заданий не влияют ни на что. Вместе с «адмиральским» режимом на тактической карте это полностью убивает ощущение присутствия на мостике торпедного катера. Даже если катер был утоплен, всегда можно «пересесть» на другой. Экипаж катера воспринимается, как «болванчики», ныряющие в воду и тонущие (во всяком случае, плавающих в воде матросов я не видел) в ролике «Ваш торпедный катер уничтожен».

Даже падающий на палубу перед капитанским мостиком убитый или раненый стрелок не вызывает никаких эмоций. В той же «Правде о девятой роте» однажды столкнулся с таким моментом — в миссии с корректировкой огня артиллерии слишком поздно подал сигнал к отходу, один из пулеметчиков не успел отбежать и был накрыт осколками. Учитывая, что за этого самого пулеметчика ты играл в предыдущем эпизоде, чувствуешь себя редкой сволочью. В «Морском охотнике», напротив, члены экипажа, даже несмотря на «индивидуальность» бород и усов, воспринимаются, как «пушечное мясо». Более того, возможность пройти игру в режиме тактической карты позволяет изображать «камикадзе», например, выходя одиночным катером на дистанцию один-два кабельтова в попытке утопить крейсер. Конечно, катер будет расстрелян, но успеет выпустить торпеды. Сомневаюсь, что многие командиры катеров шли в такие совершенно безрассудные атаки.

С другой стороны, неплохо смотрятся миссии, где приходится управлять одним катером. Там приходится ценить свою шкуру, в отличие от «флотоводческих» миссий.

Довольно интересен, судя по игре с ботами, режим мультиплеера. К сожалению, сохраняется определенная «туповатость» стрелков, не желающих открывать огонь даже по хорошо видимой цели. С другой стороны, возможно, что это недоработки режима с DirectX 9 — как видно по демонстрационным роликам, в DirectX 10 более реалистично выглядит туман, возможно, не позволяющий виртуальным пулеметчикам разглядеть цель. Если же AI настолько убог, возможно, было бы правильным дать нескольким игрокам возможность находиться «на одном катере» — один управляет огнем пулеметов или скорострельных пушек, другой — «рулит и жмет на газ». В идеале можно было бы дать им возможность переговариваться с использованием микрофона и наушников.

К недостаткам мультиплеерного режима можно отнести возможность игры только в формате «катера против катеров». Наверное, можно было бы добавить возможность Cooperative play — например, атака на управляемый компьютером конвой нескольких катеров, управляемых различными игроками.

В целом, игра производит неплохое впечатление — но исключительно на фоне того, что других симуляторов торпедных катеров на горизонте не видно. Режим «тактической карты» нельзя отнести к достоинствам, его наличие может убить все удовольствие от игры. Непонятным выглядит отсутствие режима «одиночной миссии», без необходимости прохождения всей кампании.

Морской охотник: 1 комментарий

  1. Насчет «…вертят головами» вспомнилась байка про боцмана на пассажирском корабле, который лаял на чаек по громкой связи вместо собаки , приговаривая:» что, завертели головами……(далее боцманские выражения)»

Добавить комментарий для ProCurator Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *