Буквально неделю назад вышел очередной проект российского игрового «долгостроя» — анонсированный еще в 2004 году «Морской охотник». Интернет уже наводнен воплями любителей заполучить свежевышедшую игру на халяву в духе «нас обманули, образ двухгигабайтной игры весит семь гектар!!!». Естественно, 5 Гб разницы — это не мифический «старфорс», а информация о «топологии» диска, которая используется оным старфорсом для того, чтобы отличить пиратский диск от лицензионного. Зато плач по пяти гигабайтам легко выявляет пользователей «пиратки».
В отличие от опущенцев, неспособных скачать несколько лишних гигабайт, я напишу о реальных достоинствах и недостатках «Морского охотника». Поиграв в него где-то час-полтора, я составил некоторое представление о том, что же это за игра.
Жанр морского симулятора, к сожалению, довольно мало представлен на игровом рынке. Вообще, военно-морская тематика (для определенности, будем говорить про XX век) имеет свою специфику, и представить ее в «играбельном» виде — довольно непростая задача. Думаю, большинству геймеров будут совершенно «параллельны» такие игры, как Distant Guns: Russo-Japanese War at Sea, где игровой процесс сводится к тому, как малюсенькие кораблики (да, игровое поле приходится наблюдать с высоты нескольких километров, чтобы иметь хоть какое-то представление о происходящем) стреляют друг в друга, а потом почему-то из-за невидимых издалека пробоин и пожаров переворачиваются и тонут. Подобным грешит подавляющее большинство более-менее серьезных морских стратегий. Если же поместить игрока, например, на дредноут в Ютландском сражении, то возможностей проявить инициативу и героизм будет катастрофически мало — стрельба главным калибром за горизонт по невидимому противнику чертовски скучна. По-видимому, единственным «военно-морским» жанром с какими-то коммерческими перспективами является симулятор чего-то небольшого — эсминца, торпедного катера или подлодки. Если эсминцы и подлодки представлены достаточно богато, то о существовании «москитного флота» разработчики долго не догадывались. Кстати, маломерные суда достаточно бедно представлены в виртуальном пространстве — разве что в «тренажерах» наподобие Motorboat Simulator. В принципе, симуляция торпедного катера — это определенная находка разработчиков. Ничего подобного раньше не было.
Игра получилась довольно зрелищной. Скорость катера в 30 узлов в сочетании с дистанцией торпедного выстрела в несколько кабельтовых позволяют во всей красе разглядеть красивые модели кораблей с экипажем на своих местах, катера прорисованы довольно подробно, «эффекты» типа тумана, дымовых завес и снега очень хороши. Поверхность воды выглядит замечательно.
Экипаж катера более-менее «живой», стрелки у орудий отличаются наличием или отсутствием бороды и усов, вертят головами, анимация довольно неплохая.
Процесс игры можно назвать даже «аркадным» — катера ходят быстро, легко поворачивают, способны «проскакивать» под носом у больших кораблей. Можно занять место одного из стрелков, тогда игра превращается в подобие тира на управляемой «платформе». Да, катером можно управлять и с места стрелка, одновременно исполняя роли пулеметчика и рулевого. При этом, что интересно, пулеметная установка будет поворачиваться так, чтобы сохранить наводку на цель. Ориентироваться же «на местности» можно по экрану «радара» в левом нижнем углу экрана. Кстати, с этим радаром связана некая нелогичность в настройках игры. Я воспринимаю наличие этого элемента интерфейса, как некоторый заменитель возможности быстро оглянуться в реальной жизни. Соответственно, включение настройки «повреждение радара» означает то, что весь экипаж катера вдруг слепнет и не может докладывать обстановку. Как мне кажется, это несколько странно.
Можно командовать довольно крупными катерами, входившими в состав немецкого флота, с экипажем почти в 30 человек. А можно — и маленькими английскими или советскими, имея в подчинении всего лишь пять-шесть матросов. Кстати, быстроходный Г-5 с 20 мм пушками ШВАК оказался очень неплох в мультиплеерном «бою с ботами» — ни одного «живого» мультиплеерного сервера обнаружить в локалке не удалось.
Можно сразу забыть об «игровом балансе» в режиме мультиплеера. В игре представлено 12 классов катеров, очень сильно различающихся по ТТХ. Например, английские Thornycroft с вооружением всего лишь из двух кормовых торпедных аппаратов не смогут составить никакой конкуренции немецким Schnellboot, больше похожим на небольшие миноносцы. Впрочем, любой более-менее приличный симулятор страдает именно от этого. «Баланс» — не более, чем выдумка разработчиков компьютерных игр.
В общем, симуляторная часть оказалась неплоха. Но есть и откровенно слабые стороны игры. Не буду упоминать о глюках с дымовыми завесами, иногда неожиданно исчезающими — это можно будет поправить с помощью патчей. Дело в другом. Экипаж катера и командиры других кораблей, мягко говоря, не блещут искуственным интеллектом. Пулеметчики далеко не всегда открывают огонь по «подставившейся» цели, командиры кораблей, потеряв свою цель, не продолжают преследовать ее, а зачем-то ложатся на обратный курс. Возможно, именно поэтому был введен «тактический режим», напоминающий морскую стратегию средней паршивости.
Те миссии, где участвует несколько кораблей, приходится проходить в режиме «тактической карты». Точно так же, как и в Distant Guns и многих других подобных играх, трехмерный тактический режим оказывается жутко неудобным. Тактическая карта, где приходится управлять условными обозначениями кораблей — всевозможными треугольничками — на фоне мильной сетки, превращается в основной экран. Откровенно непонятливый AI не позволяет отвлечься даже на пару минут (управляемые им корабли неспособны, например, уклониться от идущих на них издалека торпед), чтобы поуправлять идущим в атаку катером или пострелять из крупнокалиберного пулемета. Кстати, как и в «Правде о девятой роте», крупнокалиберные пулеметы — это rulezz :) Если же хочется играть не в «тактическую стратегию», а в симулятор, то игра превращается в нервное дерганье по маршруту «мостик катера (кнопка 4) — орудийная установка (кнопки 1 и 2) — тактическая карта (кнопка m)».
К сожалению, в игре нет «отдельных миссий», поэтому приходится последовательно проходить задания в нескольких кампаниях. К числу положительных сторон относится возможность проходить кампании либо за немцев, либо за союзников, причем миссии иногда имеют «зеркальный» характер — например, при игре за немцев надо уничтожить два английских катера, захвативших секретные документы с подлодки, а при игре за союзников — наоборот, уйти от двух преследующих немецких «шнелльботов». С другой стороны, кампании состоят из не связанных друг с другом миссий, результаты прохождения предыдущих заданий не влияют ни на что. Вместе с «адмиральским» режимом на тактической карте это полностью убивает ощущение присутствия на мостике торпедного катера. Даже если катер был утоплен, всегда можно «пересесть» на другой. Экипаж катера воспринимается, как «болванчики», ныряющие в воду и тонущие (во всяком случае, плавающих в воде матросов я не видел) в ролике «Ваш торпедный катер уничтожен».
Даже падающий на палубу перед капитанским мостиком убитый или раненый стрелок не вызывает никаких эмоций. В той же «Правде о девятой роте» однажды столкнулся с таким моментом — в миссии с корректировкой огня артиллерии слишком поздно подал сигнал к отходу, один из пулеметчиков не успел отбежать и был накрыт осколками. Учитывая, что за этого самого пулеметчика ты играл в предыдущем эпизоде, чувствуешь себя редкой сволочью. В «Морском охотнике», напротив, члены экипажа, даже несмотря на «индивидуальность» бород и усов, воспринимаются, как «пушечное мясо». Более того, возможность пройти игру в режиме тактической карты позволяет изображать «камикадзе», например, выходя одиночным катером на дистанцию один-два кабельтова в попытке утопить крейсер. Конечно, катер будет расстрелян, но успеет выпустить торпеды. Сомневаюсь, что многие командиры катеров шли в такие совершенно безрассудные атаки.
С другой стороны, неплохо смотрятся миссии, где приходится управлять одним катером. Там приходится ценить свою шкуру, в отличие от «флотоводческих» миссий.
Довольно интересен, судя по игре с ботами, режим мультиплеера. К сожалению, сохраняется определенная «туповатость» стрелков, не желающих открывать огонь даже по хорошо видимой цели. С другой стороны, возможно, что это недоработки режима с DirectX 9 — как видно по демонстрационным роликам, в DirectX 10 более реалистично выглядит туман, возможно, не позволяющий виртуальным пулеметчикам разглядеть цель. Если же AI настолько убог, возможно, было бы правильным дать нескольким игрокам возможность находиться «на одном катере» — один управляет огнем пулеметов или скорострельных пушек, другой — «рулит и жмет на газ». В идеале можно было бы дать им возможность переговариваться с использованием микрофона и наушников.
К недостаткам мультиплеерного режима можно отнести возможность игры только в формате «катера против катеров». Наверное, можно было бы добавить возможность Cooperative play — например, атака на управляемый компьютером конвой нескольких катеров, управляемых различными игроками.
В целом, игра производит неплохое впечатление — но исключительно на фоне того, что других симуляторов торпедных катеров на горизонте не видно. Режим «тактической карты» нельзя отнести к достоинствам, его наличие может убить все удовольствие от игры. Непонятным выглядит отсутствие режима «одиночной миссии», без необходимости прохождения всей кампании.
Насчет «…вертят головами» вспомнилась байка про боцмана на пассажирском корабле, который лаял на чаек по громкой связи вместо собаки , приговаривая:» что, завертели головами……(далее боцманские выражения)»