Вышка нинужна

Вот еще один маленький спойлер к планируемой матерной простыни про образование — довольно узкоспециальное, но занятное наблюдение за юными программистами (жизнь свела меня с выпускниками бакалавриата одного в прошлом считавшегося неплохим ВУЗа). «Высшее айтишное» образование у нас, как выясняется, предполагает довольно мало программирования — допустим, курс по «операционным системам» читается в режиме «сухого плавания». Я интереса ради прикинул, сколько строк кода нужно написать, чтобы получить диплом по специальности 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» — получилось даже меньше, чем, скажем, на мехмате (который вовсе не программистов готовит!).

В результате свежий выпускник во многих узкоспециальных вопросах не то что «плавает» — барахтается и тонет. Скажем, представление о многозадачности/многопоточности у многих попросту отсутствует, и выпускник не готов толком ни к работе в «народном хозяйстве» («напиши программку с графическим интерфейсом, выполняющую какие-то расчеты, только чтобы этот интерфейс не тормозил»), ни к продолжению образования и какой-то «научной» деятельности («полистай CSP Book и распиши, используя формальную запись оттуда, как взаимодействуют потоки в этой программе»).

Но студенты же сами не дураки — они прекрасно умеют пользоваться поиском по headhunter и понимают, что с одними только плохими знаниями C и прекрасными навыками тыкания мышкой в LabView их никуда толком не возьмут! На помощь приходит среднеспециальное программистское образование в виде всяких курсов типа «Java с блекджеком и шлюхами», «Петухон за три дня», «Готовим фронтендеров из домохозяек» (и нет, речь идет не о компиляторном фронтенде). В результате весь жизненный опыт начинающего программиста просто кричит о бесполезности высшего образования — и не могу с ними в этом не согласиться, такое образование действительно довольно бессмысленно.

Еще один сложный момент — выпускники экспресс-курсов в интернетах крайне плохо знают «классику Computer science» — и всякие там «проблемы обедающих философов» им вообще незнакомы, а разговор, скажем, об особенностях реализации сортировок вообще выносит мозг (да, вузовскую программу «оптимизировали» настолько, что курсу по алгоритмам и структурам данных места не нашлось). В результате — первокурсник магистратуры в плане знаний по предмету равен примерно второкурснику нормального (идеального?) вуза, на наличие каких-то специальных знаний расчитывать не приходится. Зато о той же многопоточности они могут рассуждать в терминах питоновско-джаваскриптовского async/await — и пожалуй, придется в дальнейшем учитывать такого рода особенности нынешнего айтишного «образования».

Собственно, выше описан практически портрет начинающего комментатора хабра, пришедшего высраться на тему «вышка нинужна». Когда спорите с таким — не забывайте, образования у него на самом деле — три класса и коридор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *