Про Boeing страшилки

Почитал тут фейсбучные обсуждения недавних катастроф Boeing 737 MAX (индонезийского и эфиопского). Ситуевина, pardon my french, совершенно охуительная: в далеком 1967 году фирма Boeing выпускает новую модель Boeing 737. На протяжении последующих 50 лет самолет несколько раз модернизируют, увеличивают “на манер армянского свадебного лимузина”, вкорячивают двигатели побольше, … – и так доходят до семейства Boeing 737 MAX. При этом аэродинамика ухудшается, появляется тенденция к сваливанию в некоторых режимах, и чтобы это как-то компенсировать (а точнее – чтобы не надо было переучивать пилотов со “старых” 737) – вкорячивают систему под названием MCAS – Maneuvering Characteristics Augmentation System.

Система эта контролирует угол атаки и в некоторых ситуациях изменяет угол установки стабилизатора. При этом на 737 всего два датчика угла атаки. Для полетов в “ручном” режиме, по понятиям далекого 1967 года, это нормально – левый датчик выводит показания командиру, правый – второму пилоту, если один из них начинает врать – то экипаж как-то разберется. С автоматикой же все обстоит хуже – причем судя по комментариям, MCAS вообще работает только от одного датчика, а при его неисправности – начинает творить всякую херню.

Только после первой катастрофы Boeing опубликовал описание работы MCAS и рекомендации по действиям при ее отказе – но, говорят, не очень грамотные, способные усугубить ситуацию. Видимо, не помогло.

А я вот слегка охренел от того, как эта самая MCAS реализована – с одним только датчиком. Уже как-то особо не удивляет, скажем, глючная автоэлектроника – но сохранялось какое-то уважение к буковкам “Aerospace”. Увы, и тут теперь все плохо.

Комментарии отключены.