Читаю сейчас мемуары некоторых участников обороны Порт-Артура и убеждаюсь в многолетней истории китайской торговли по Интернету. Например, артиллерийский офицер броненосца «Пересвет» В. Н. Черкасов пишет:
Главный хирург пришел однажды к командиру порта, заявил, что у него почти нет хирургических инструментов, и он просит их выписать из Чифу. Сейчас же была послана джонка к Тидеману, и через месяц привезли требуемое, но инструменты оказались такого низкого качества, что, по выражению того же хирурга, годились только на скотобойню, а никак не для производства сложных операций, после чего просил командира порта заказать в порту наиболее необходимые инструменты, и оказалось, что сделанные в порту были более пригодны, чем присланные из Чифу.
Не брезговали китайцы и заполнением «левых» документов на груз. Например, при «инвентаризации» китайских складов в Порт-Артуре произошел такой случай, описанный в мемуарах С. И. Лутонина, бывшего старшим офицером эскадренного броненосца «Полтава»:
…приехавший из Петербурга известный артиллерийский конструктор подполковник Меллер, случайно зайдя в один из сараев, увидел какие-то ящики с надписью: «Китайские пожарные машины». Машины эти его заинтересовали, он открыл один ящик, и что же оказалось – 16 прекраснейших пулеметов, Меллер их забрал, отчистил, нашел также к ним патроны, и эти 16 пулеметов с морской командой лихо работали при защите Цзиньчжоу.
Думаю, Dealextreme вполне может написать на главной странице – Since 1904.
PS Кстати, «китайское качество» существовало и в те далекие времена. Из мемуаров все того же Лутонина:
Мы даже не сделали пробы горения шнура Бикфорда в воде, шнур был китайский, когда пришлось рвать корабли, то он не горел в воде, некоторые суда оказались не взорванными.
Подскажите, пожалуйста, ссылку на дневники. Заинтересовало. :)