Уже давно, где-то с ралли МАДИ, мучает меня один вопрос. Для участия в любительских ралли (это соревнования, проводимые на дорогах общего пользования, без перекрытия, с обязательным соблюдением ПДД и штрафными очками за нарушение последних) иногда требуется оформлять полис страхования жизни и здоровья с расширением на занятия автоспортом (они обычно не входят в стандартное покрытие).
В принципе, это требование неплохо прикрывает жопу организаторам в случае каких-либо происшествий в ходе соревнования, хотя порой отпугивает потенциальных участников. Многие оформляют «минимальный» полис, с покрытием порядка 10 000 рублей, и особо вопросами его использования, кроме как «показать на административной проверке», не заморачиваются. Я же решил извлечь из обязаловки максимум пользы и оформил полис на более приличную сумму. Но вот решил я почитать правила этого страхования и задался вопросом — а что же все-таки входит в «автоспорт» в понимании страховой компании?
Я для себя выделил несколько ситуаций между «официальным» автоспортом и, к примеру, обычной гражданской ездой. Общая вводная такова — некто получает травму в ДТП, и идет в страховую за выплатой, имея а) полис с расширением б) полис без оного. А ситуации — следующие (предполагается, что все обстоятельства известны страховой):
1) ДТП по дороге на дачу
2) ДТП в ходе официальных, согласованных с местной спортивной федерацией и внесенных в календарный план соревнований
3) ДТП во время соревнования, не согласованного с регулирующими органами (но с регламентом, в котором написано «проводится в соответствии со Спортивным кодексом РАФ»)
4) ДТП во время «беззаконных стритрейсерских покатушек» (фу так делать), где всех «регламентирующих документов» — объявление в каком-нибудь вконтакте
Ответы на некоторые из пунктов очевидны: 1а — да, 1б — да; 2а — да, 2б — нет; 3а, 4а — да. Неочевидны же 3б и 4б. Где пролегает граница между автоспортом и похожими на него занятиями (типа стритрейсинга)?
Граница пролегает по дорогам общего пользования в ходе разумного использования ТС в понимании ГК.
1) А и Б.
2) Если до них не было сообщено страховой-то ничего.
3) Ничего. Это не соревнования.
4) Это вообще уголовное дело и не подлежит оплате в любом случае.
Я же тут сделал оговорку «предполагается, что все обстоятельства известны страховой».
По поводу уголовного дела в 4 — а можно поподробнее? И почему не подлежит оплате? Пункт 7.2.1 этих правил страхования? Так тут, по-моему, на уголовку не тянет. Или это умышленные действия, направленные на наступление страхового события (7.9.1)?
Вы извещаете о каждом своем соревновании страховую заранее, после чего там проводят вычисление рисков?
Вряд ли.
На суде страховая будет выглядеть лучше, потому что обо _всех_ обстоятельствах ее не известили.
4) Нет, это чаще всего статья 264 УК РФ. Остальное просто стараются замять всегда без обращения к страховым и ГИБДД.
Зачем? Условия страхования этого не требуют. Я сделал оговорку, чтобы исключить ответы «говорить это и это, не говорить то и то».
По поводу статьи 264 — есть предусмотренные полисом страховые риски, которые тяжким вредом здоровью не являются, и следовательно под 264 не попадают. Я не говорю даже о том, что в автомобиле двое членов экипажа — и даже если пилот полный мудак и сядет по 264, на штурмана это не распространяется и он имеет полное право на выплаты. И еще — виновником ДТП может оказаться едущий за опохмелкой абориген (перекрытия же нет).