«Из-за санкций»

Хипстерское издание «Большой город» сообщает, что до конца года в Москве закроется 15% кафе и ресторанов. Чувства продвинутой публики к общепиту — вопрос для отдельного исследования, а вот мне интереснее мотивировка закрытия — мол, во всем виноваты санкции, контрсанкции и вызванный ими «серьезный экономический кризис в России».

Но вообще, некоторые наблюдения за экономикой или заметки знающих ситуацию в том же «общепите» (а всякий завязанный на «сферу услуг» мелкий бизнес от кризисов страдает первым) изнутри френдов намекали на то, что «что-то будет» еще до того, как в Киеве собрался майдан, до того, как свергли Януковича, отжали Крым, попали под «санкции», ответили «контрасанкциями» и так далее. Вопрос, был ли нынешний «серьезный кризис» обусловлен непосредственными экономическими причинами, или является следствием пресловутых «санкций» — довольно сложный, и однозначно ответить я на него не могу — но если предположить, что верным является первый вариант ответа, то возникают очень интересные следствия.

Представьте себе, что вы — страшный-престрашный диктатор, и прекрасно осведомлены о том, что в самое ближайшее время вашу страну непременно ждет экономический кризис. Соответственно, население выйдет на улицы протестовать под банальным лозунгом — «До чего такой-то страну довел!». И тут у вас рождается хитрый план — поссориться, но не сильно со всем остальным миром, и взаимно ввести какие-нибудь смешные санкции, а заодно — отжать у соседа кусочек территории. В итоге — вместо «До чего такой-то страну довел!» получим временную патриотическую эйфорию, плавно перерастающую в отношение к неминуемому кризису типа «Нас ебут, а мы крепчаем» (немногочисленных страдальцев автоматически запишут в число клоунов и юродивых). Согласитесь, второй вариант вполне неплох?

А теперь примерьте его на 2013-2014 год в России. Если эта комбинация и в самом деле имела место — то я восхищаюсь ее авторами.

«Из-за санкций»: 20 комментариев

  1. Эйфория приходит и уходит, а кушать хочется всегда!

    Народец от курса Е50/S40 уже охренивает, «это что типо в Европу на новый год не поехать? Да и доход у многих за последние полгодика упал от 20 процентов до 20 раз.

    А касаемо ресторанов, у меня в районе в мае закрылось пять заведений.
    Остальные пока продолжают игру на выжимание.
    Порции все меньше, пиво все паршивей, но цены держатся.

    1. А вот если бы такой курс был бы не «вследствии санкций», а просто «на ровном месте»? Или, допустим, «на ровном месте» он был бы в районе евро 47, доллар 38 — было бы легче?

      1. Вопрос, как оно ощущается в динамике.

        «просто “на ровном месте”» — ну ведь было же уже. И тоже сначала врали про «тихую гавань», а потом плели про козни запада. Тут вопрос динамики, если кажется, что событие неожиданое ухудшение, которое вскоре отыграют — можно потерпеть. Машем флажками и тесней сплачиваем ряды.
        Но если в голову приходит что это результат целенаправленной госполитики — туши свет.
        Потому как логика вида «присоединили Крым — мясо плюс 30% к цене, а присоединим Донбасс — мясо +100%, а есть еще Запорожье и Мариуполь с Херсоном…» вполне себе на уровне кошелька доходит.

      1. Платежеспособный спрос «среднего класса упал в 2008 году процентов на 30, сейчас к тому периоду еще процентов на 50, а цены выросли.

        Остались либо нищеброды, которые заказывают «кружку пива и восемь трубочек, водяру проносят в сапоге», либо государственные люди, которые норовят наехать и неплатить.

      2. Ща по итогам года посмотрим на сколько провалился авторынок, и будет понятно. Глубже чем в 2008 мы в сторону ануса задвинулись или нет?

          1. Если есть лавандос, то рынок будет постоянно крутится, народ меняет старые авто на новые. Если лавандоса нет, то и рынка нет.
            В лушчие годы объем продаж новых авто был такой, что каждая семья могла купить себе новое авто раз в 12-15 лет. Имхо это довольно много, т.е. потенциал есть, но бабла нет.

            Да и по числу автомобилей, 300 на 1000 рыл, тоже есть куда двигаться.

            1. Ну вот рынок в «насыщенном» состоянии как раз и «постоянно крутится», не показывая особого роста. Рост авторынка в 2008-2012 — ситуация скорее аномальная, и вряд ли в обозримом будущем повторится. Соответственно, сравнивать с этой ситуацией будет не вполне корректно.

              1. Так он на 5% упал в прошлом году и 13% по результатам трех кварталов этого года.

                Ничего анормального в росте рынка автопродаж я не вижу. Ну разве что его чутка искусственно подразогнали морковкой в виде зачета принятого на утилизацию ТС в 50 тыр.

                    1. сравнивания автомобилизацию США и РФ нет оснований предполагать, что в 2010-2012 продажи были выше асимпоты.

                    2. Уровень асимптоты определяется сравнением условий. Териториальная распределенность у нас всяко не хуже, чем у пиндостана, поэтому высока востребованность личного автотранспорта.
                      Даже в странах европы, с заметно меньшими расстояниями, парк автомобилей на рыло больше.
                      Поэтому сейчас ограничение не по принципу «нафиг больше не надо» ,а «лавэ нанэ».

                    3. Ты таки будешь смеяться, но в Саудовской Аравии больше автомобилей на рыло населения, чем в РФ. :)

                      Но ее брать не комильфо, поскольку и климатические условия малость другие, и культурные.

                    4. По-моему, даже больше, чем в США.

                      Я к тому, что способы расчета уровня этой асимптоты нетривиальны, и говорить «а в Штатах вот так», по меньшей мере, некорректно. Ну и учитывать покупательную способность населения в них необходимо. Вполне можно предположить что все, кто может себе это позволить, какой-то таратайкой вполне уже обзавелись — и в этом случае рост рынка прекратится, выйдя на уровень простого обновления парка.

                      Ну и в конце концов, есть еще и КНДР :)

Добавить комментарий для kettle Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *